20 апреля 2021

В KGallery показывают работы Натана Альтмана: портреты, иллюстрации и даже тарелки. Как устроена первая за 50 лет персональная выставка художника

В KGallery на набережной Фонтанки показывают работы Натана Альтмана — известного авангардиста, живописца, скульптора и театрального художника. Наибольшую известность Альтман получил как мастер портрета: одна из его самых узнаваемых работ — портрет Анны Ахматовой из коллекции Русского музея.

«Бумага» осмотрела выставку и послушала организаторов. Читайте, как устроена экспозиция и как она создавалась, какие театральные эскизы, графику и фарфор на ней можно увидеть и какие портреты стали хайлайтами проекта.

В Петербурге продолжается пандемия коронавируса. «Бумага» просит вас не забывать о мерах предосторожности.

Адрес: KGallery

Время: до 13 июня

Ссылка: kgallery.ru

Билет: 250 рублей

Что можно увидеть на выставке?

Выставку на двух этажах галереи открывает информационный стенд с хронологией жизни Натана Альтмана. Оттуда зрители узнают, как художник жил в знаменитом парижском фаланстере «Улей», создавал декорации для БДТ и в чем заключалась идея его скульптур из корней и веток. Там же размещаются фотографии художника из частных собраний: снимки из мастерской, кремлевского кабинета Ленина и даже с рыбалки.

Художественная часть выставки начинается с импрессионистского живописного полотна «Весна» — Альтман написал его в родной Виннице в 1908 году. Эта картина экспонировалась на одесской выставке Товарищества южнорусских художников. Увлечение импрессионизмом было для Натана Альтмана недолгим: довольно скоро художник обратился к другим стилям.

«Весна» — единственное живописное произведение на первом этаже. Остальные экспонаты — графика, гуашь или карандаш. Именно в этих техниках художник создавал эскизы плакатов и костюмов к театральным спектаклям 1930–1940-х годов.

Большую часть первого этажа заняли книжные иллюстрации Альтмана и его работы из серии «Еврейская графика»: в 1915-м художник стал членом Еврейского общества поощрения художеств, а годом позже при его участии вышел учебник иврита для младшей школы. На выставке также представлен скульптурный автопортрет Альтмана 1916 года из собрания Русского музея — его практически не выставляли за пределами музея.

Второй этаж занимают по большей части живописные картины: например, портреты разных лет. Есть и фигуративные и беспредметные натюрморты 1910-х годов, проекты революционного оформления Петрограда, агитационный фарфор и фотографии мастерской художника на 1-м Муринском проспекте.

Владимир Березовский
владелец KGallery

— В нашей коллекции четыре живописных работы [Натана Альтмана], одно графическое произведение, фарфоровые изделия. Кроме того, на выставке есть работы из частных собраний Петербурга и Москвы и из музеев — в первую очередь из Государственного Русского музея, с которым мы сотрудничаем. Экспозиция задумывалась давно. Вдохновителем ее был коллекционер Александр Наумович Володчинский. К сожалению, он недавно ушел из жизни, и эту выставку мы посвятили ему. Альтман был одним из любимых художников Александра Наумовича, и он всегда мне говорил: «Давай сделаем [выставку художника]». Вот, сделали, но, к сожалению, без его участия.

Чем интересна экспозиция?

Натан Альтман стал заниматься изобразительным искусством в начале XX века, еще в Российской империи, а закончил свою карьеру в декабре 1970-го, в брежневском СССР. За годы жизни он попробовал себя во многих жанрах и сотрудничал со многими художественными объединениями: от «Мира искусства» до «Квартиры № 5».

Художник работал с театром, книжными издательствами и даже в области агитационного искусства: некоторые работы Альтмана в этом направлении показаны и в KGallery. Это, например, четыре тарелки Государственного фарфорового завода: с портретами Ленина и агитационными надписями в духе «Кто не работает, тот не ест». Еще один экспонат из этой серии — эскизы оформления площади Урицкого (сейчас Дворцовая) ко дню первой годовщины Октябрьской революции в желто-красных цветах, с баннерами и революционными лозунгами.

Рядом с этими экспонатами выставлены натюрморты маслом. Завершает выставку серия портретов разных лет: от раннего автопортрета до женских образов и поздних изображений Владимира Маяковского и жены художника Ирины Щеголевой. Увидеть можно и пару пейзажей с видами зимней Перми и летнего, зеленого Лесного проспекта в Ленинграде, а также варианты отливок скульптуры «Под солнцем», моделью для которой была супруга Альтмана.

Почему это нужно увидеть?

При жизни Натан Альтман принимал участие во многих выставках, но с масштабными персональными экспозициями художнику не слишком везло. Последняя крупная выставка автора прошла в далеком 1969 году в Ленинградской организации Союза художников РСФСР (ЛОСХ).

Проект KGallery исправляет это упущение. Говорить о полноценной ретроспективе не приходится хотя бы из-за камерности площадки, но составить впечатление о творческом пути художника можно. Любопытно сравнить четкие и даже контрастные ранние портреты с картинами 1930-х с чуть смазанными лицами. Есть, впрочем, и общие для этих работ закономерности: например, задники портретов Альтмана практически всегда выделяются цветом. Так, на картине «Мастерская в Париже» 1930 года стены напоминают чистое море или безоблачное небо, а на автопортрете художника 1911 года яркая желтая рубашка Альтмана сочетается с темно-зеленым фоном.

Кроме того, выставка презентует автора не только как художника, но и как человека. К примеру, на втором этаже галереи привели цитату искусствоведа Михаила Мильчика из его воспоминаний об Альтмане: «Натан Исаевич был сдержан, неразговорчив, но одну его эмоциональную реплику я запомнил навсегда. Когда в 1969 году ему присвоили звание Заслуженного художника РСФСР, он ответил: „Зачем они дали мне звание, я ведь имя имею!”»

Три факта о выставке

  • В галерее выставили больше 100 произведений художника: от портретов и автопортретов разных лет, до малоизвестных экспонатов (натюрмортов, пейзажей, скульптур).
  • Одну из самых известных картин Альтмана — портрет Анны Ахматовой — посетители выставки в KGallery не увидят. Но на втором этаже выставлено полотно «Католический святой», созданное в 1913 году в стиле кубизма. Эта работа является своего рода предтечей знаменитого портрета Ахматовой, говорят организаторы выставки.
  • После 1969 года работы художника несколько раз демонстрировали на небольших неофициальных экспозициях, но именно выставка в KGallery стала первым ретроспективным проектом после смерти Альтмана в 1970 году.

Знаете другие интересные выставки и музеи в Петербурге?

Расскажите о них в нашем приложении PaperApp. Версию для Android можно найти тут, а для iOS — здесь.

Что еще почитать и послушать по теме?

Натан Альтман не самый изученный художник XX века, поэтому материалов о нем в открытом доступе немного. Перед походом на выставку можно, например, познакомиться с работами автора из собрания Русского музея, а во время посещения уделить время части экспозиции, где на экранах демонстрируются черно-белые кадры хроники и воспоминания о художнике.


«Бумага» рассказывала и о других любопытных петербургских выставках апреля. Также читайте наш обзор выставки русской скульптуры в «Манеже».

Ищете достойную выставку, спектакль или концерт? Подписывайтесь на культурный гид «Бумаги» 🎭

Если вы нашли опечатку, пожалуйста, сообщите нам. Выделите текст с ошибкой и нажмите появившуюся кнопку.
Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить
Все тексты
Гиды
Коробки с новогодней едой подорожали, а заказывать их пора уже сейчас. Вот что предлагают рестораны и кондитерские
Если бы Петербург был человеком. Фотограф Мария Павловская борется с городом как штампом с помощью выставки на Невском, 20
Где легально срубить елку в Ленобласти? 19 локаций и короткая инструкция
Аренда чуть дешевеет, продажи не встали, но покупатели требуют ремонт. Что происходит на рынке жилья в Петербурге при ипотеке 30 %
Академическая живопись, издание Базелица в «Полутора комнатах» и другие новые выставки Петербурга
К сожалению, мы не поддерживаем Internet Explorer. Читайте наши материалы с помощью других браузеров, например, Chrome или Mozilla Firefox Mozilla Firefox или Chrome.