22 января 2019

Смольный разорвал договоры с «Метростроем» — компанией, построившей все станции петербургского метро. Почему подрядчик винит в своих проблемах власти и кто будет строить «Шушары» и «Проспект Славы»

Смольный разорвал контракты с «Метростроем», строившим петербургское метро более 60 лет. Из-за проблем компании, которая срывала сроки по всем объектам и постоянно задерживала зарплаты рабочим, городская администрация решила найти нового подрядчика. Это произошло вскоре после того, как к «Метрострою» подали иск о банкротстве.

«Бумага» рассказывает, за что Смольный критиковал подрядчика, почему «Метрострой» винит в своих проблемах заказчика и кто теперь будет строить петербургское метро.

Смольный разорвал с «Метростроем» все договоры. В том числе на строительство станций Фрунзенского радиуса

21 января в комитете по развитию транспортной инфраструктуры (КРТИ) сообщили, что Смольный расторгает все договоры на строительство петербургского метрополитена с «Метростроем». Речь идет о четырех действующих контрактах на работы на зеленой, фиолетовой, коричневой и оранжевой линиях метро.

В частности, «Метрострой» строит станции «Проспект Славы», «Шушары» и «Дунайский проспект», открытие которых уже перенесли с декабря 2018 года на май 2019-го. В ближайшие годы «Метрострой» должен был закончить работы также на станциях «Театральная» и «Горный институт».

У «Метростроя» давние финансовые проблемы. Рабочие устраивали забастовки и голодовку из-за невыплат зарплат

Говоря о причинах разрыва отношений с «Метростроем», председатель КРТИ Сергей Харлашкин вспомнил о многочисленных задолженностях компании перед своими сотрудниками. Строители жаловались на задержки по зарплатам месяцами.

Сотрудники «СМУ-11», которые прокладывают тоннель от строящейся станции петербургского метро «Театральная» к «Горному институту», 6 марта 2018 года остановили проходческий щит (конструкция, при помощи которой создают тоннели между станциями метро — прим. «Бумаги») и не вышли на работу. Сообщалось, что работникам не платят зарплату уже три месяца. Рабочие заранее предупреждали, что могут устроить забастовку. По их словам, на тот момент последний раз им выплатили зарплату в январе 2018 года — за октябрь и часть ноября.

В итоге к 13 марта в прокуратуре сообщили, что перед рабочими погашены все долги за период с октября 2017-го по январь 2018-го. Общая сумма составила 106,7 млн рублей.

Несмотря на прецедент, «Метрострой» продолжал задерживать рабочим зарплаты, так что они повторяли свои акции. 24 сентября сотрудники «Метростроя» отказались работать — и вскоре им пришли деньги за июль. А в конце декабря строители «Театральной» из «СМУ-11» объявили голодовку и отказались выходить из шахты, так как не получали зарплат с сентября. Голодовку рабочие прекратили на следующий день, когда им пообещали выплатить часть долгов до Нового года.

Тем не менее в группе во «ВКонтакте», в которой общаются рабочие «Метростроя», продолжают появляться сообщения о невыплаченных зарплатах за ноябрь и декабрь. Сейчас рабочие опасаются, что после разрыва договора со Смольным свои деньги они уже не получат.

«Метрострой» срывал сроки строительства важнейших объектов — в том числе «Новокрестовской» и «Беговой». И сдавал их с недоработками

Смольный много критиковал «Метрострой» из-за станций «Беговая» и «Новокрестовская», которые должны были стать важнейшими элементами инфраструктуры в дни чемпионата мира по футболу. Однако сдачу проекта, который изначально планировали открыть еще в 2017 году, постоянно откладывали.

Открыть «Беговую» и «Новокрестовскую» удалось лишь в конце мая 2018 года — прямо накануне чемпионата мира. Как позже выяснилось, на станциях при этом осталось много недоработок. В первые же месяцы работы на «Беговой» протекали стены, отвалилась плитка и закрывались на ремонт траволаторы. В итоге Смольный подал к «Метрострою» иск на 1 млрд рублей из-за незавершенных работ. А 22 января на «Новокрестовской» сняли плитку, чтобы она не обвалилась, и повесили вместо нее полиэтилен.

В январе «Метрострой» оказался на грани банкротства

Межрайонная инспекция ФНС России № 1 по Петербургу в январе подала иск о признании банкротом ОАО «Метрострой». Согласно данным суда, долг компании по налогам составляет почти 789 млн рублей.

ФНС также подавала иск к «Метрострою» в августе 2018 года. Тогда сумма претензий составила 96,05 млн рублей. В компании поясняли, что проблемы возникли из-за неоплаченных работ на Фрунзенском радиусе.

«Метрострой» винит Смольный в сорванных сроках и других проблемах

В ответ на решение Смольного, «Метрострой» назвал своего заказчика некомпетентным и обвинил городскую администрацию в том, что она сама изо всех сил «заводила ситуацию в тупик». «Метрострой» утверждает, что власти не выполняли свои обязательства по всем контрактам, намеренно затягивали прием и оплату выполненных работ и по большинству смет применяли понижающий коэффициент.

Кроме того, компания винит Смольный в непредоставлении площадок под строительство и проектно-сметной документации, без которой работы сдать нельзя. В «Метрострое» предупреждают, что разрыв договоров может привести к опасным последствиям: якобы даже один день простоя способен привести к аварийной ситуации.

Из заявления «Метростроя», цитата по «Фонтанке»:

— ОАО „Метрострой“ не раз указывал на эти нарушения заказчику, но в ответ получал претензии и иски в суд, где обвинялся он сам. Данные действия указывают на субъективную позицию КРТИ и ДТС с целью переложить ответственность на генподрядчика.

«Метрострой» ранее уже подал два иска к правительству Петербурга: 1,1 млрд рублей компания требует у комитета по строительству и 849 млн рублей у Дирекции транспортного строительства. В будущем «Метрострой» может обратиться в суд еще раз в связи с разрывом договоров.

Компания строила петербургское метро больше 60 лет и всегда была основным подрядчиком. А еще помогала оборонять Ленинград и достроила стадион на Крестовском

«Метрострой» в первоначальном виде был создан 21 января 1941 года под названием «Строительство № 5». Уже тогда организация должна была заняться строительством метро, но во время войны переключилась на возведение оборонительных сооружений вокруг Ленинграда.

Все последующие годы «Метрострой» занимался ленинградским и петербургским метрополитеном, участвовал в возведении всех существующих станций и тоннелей. В 2016 году компания стала генподрядчиком строительства стадиона на Крестовском острове — именно «Метрострой» довел многолетние работы до конца.

Крупнейшие акционеры «Метростроя» — гендиректор Николай Александров, его отец и экс-гендиректор, миллиардер Вадим Александров, ГУП «Петербургский метрополитен» и комитет имущественных отношений.

Смольный назовет нового подрядчика в ближайшие дни

Вице-губернатор Петербурга Николай Бондаренко заявил, что конкурс для выбора подрядчика на место «Метростроя» объявят «в ближайшее время». Конкурсные процедуры Смольный намерен начать через 10 дней после разрыва договоров с «Метростроем», уточняют в КРТИ.

Как пишет «Фонтанка» со ссылкой на источники в транспортном блоке Смольного, на работы претендуют компании «Стройтрансгаз» (специализируется на трубопроводах, также строила блок № 4 Калининской АЭС и стадионы в Волгограде и Нижнем Новгороде), «Ойкумена» (специализируется на жилом строительстве) и «Трансинжстрой» (один из основных подрядчиков строительства Московского метрополитена).

Если вы нашли опечатку, пожалуйста, сообщите нам. Выделите текст с ошибкой и нажмите появившуюся кнопку.
Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить
Все тексты
К сожалению, мы не поддерживаем Internet Explorer. Читайте наши материалы с помощью других браузеров, например, Chrome или Mozilla Firefox Mozilla Firefox или Chrome.