3 августа 2020
текст:

Сколько на самом деле стоит один поход на спектакль? Режиссер Семен Александровский рассуждает, почему бюджету выгодны частные театры

Что произошло: в июле более 20 независимых театров Петербурга не получили господдержку после пандемии. Это, например, театры post, «АХЕ», Karlsson Haus, «Этюд-театр». Теперь некоторым из них грозит закрытие.

При этом десятки миллионов рублей достались патриотическим фестивалям, в частности малоизвестной «Петербургской МОРОСИ», что вызвало возмущение культурного сообщества и подозрения в коррупции, которые, правда, пока не подтвердились.

В этом материале Семен Александровский, режиссер и основатель независимого «Pop-up театра», который пять лет работает без бюджетных денег, предлагает посмотреть на работу театров через экономику и объясняет, почему независимые театры не только принципиально важны для развития культуры, но и выгодны городу.

Семен Александровский

Основатель независимого «Pop-up театра»

— Для начала давайте разберемся, должен ли город в принципе выделять деньги на театры.

Чтобы не утонуть в разговорах о ценности культуры для нации, сразу обратимся к исследованиям экономистов. Александр Аузан, декан экономического факультета МГУ, изучая развивающиеся экономики, обнаружил прямое влияние культурного разнообразия на индекс социального доверия в обществе.

А чем выше социальное доверие, тем больше уверенность в будущем, тем охотнее граждане берут ссуды, развивают бизнес, вкладывают в недвижимость и так далее. (Еще, кстати, есть прямая корреляция между уровнем социального доверия и высотой заборов — а Россия, увы, страна очень высоких заборов.) Таким образом, развитие культуры в городе тесно связано с развитием экономики и благополучием граждан.

Дорого ли провести выставку Захи Хадид в Эрмитаже или привезти постановку Хайнера Геббельса на фестиваль? Да, наверное, это гораздо дороже, чем условная выставка условного клуба «Благородный Витязь» — и именно для этого существуют экспертные сообщества, которые наравне с экономическими факторами оценивают художественную ценность события.

Но давайте попробуем вывести за скобки вопрос художественной ценности и оценить эффективность театра и расходования бюджетных средств. Это можно сделать, посчитав, сколько стоит один контакт со зрителем в отдельно взятом театре.

Именно такой подсчет произвел в свое время московский департамент культуры. Выяснилось, что для того, чтобы гражданин Икс посмотрел в государственном театре спектакль по билету за 1 тысячу рублей, город должен накинуть на этот билет от 5 до 12 тысяч рублей (на зарплаты, коммунальные платежи и пр.). На один билет, Карл! При этом финансирование государственных театров и музеев вопросов вроде бы не вызывает.

Закономерно встает вопрос и о дополнительных критериях: какие отзывы оставляют зрители, что о театре пишут в прессе, в каких фестивалях участвуют его спектакли и так далее.

Независимые театры Петербурга создают тысячи контактов со зрителем. Они участвуют в фестивалях, включая национальные, привозят награды. Об их спектаклях пишут в том числе федеральные издания, снимают передачи для ТВ, по ним защищают дипломы и пишут диссертации студенты художественных и экономических факультетов, зрители оставляют отзывы в сети.

Получается, что независимые театры не меньше, а иногда и больше делают для развития культуры в городе и повышения индекса социального доверия горожан, который, в свою очередь, улучшает их уровень жизни и повышает благосостояния города в целом. И это не стоит городскому бюджету ни единого рубля.

А теперь, наконец, перейдем к удивительному эпизоду распределения денег петербургским комитетом по культуре.

Я руковожу независимым «Pop-up театром» в течении пяти лет — и ни разу не подавался на субсидии. Не потому, что без грантовых поддержек мы можем сделать больше для культуры Петербурга и его горожан, а потому, что меня категорически не устраивает:

  1. отсутствие обоснованных критериев отбора;
  2. непрозрачность механизмов принятия решений;
  3. оскорбительно несимметричная поддержка разных проектов вне оценки их эффективности и художественной ценности.

Несмотря на всё вышеописанное, если мне лично предложат выбор: накидывать по 10 тысяч рублей за один контакт со зрителем в «Русской антрепризе» или «Pop-up театре», я выберу третье — отдать эти деньги в детскую больницу — и буду делать театр как раньше, без поддержки городского бюджета.

Но поскольку мне такой выбор никто не предоставляет, я бы хотел, адекватного и транспарентного распределения бюджета на культуру с открытым сравнением художественной ценности и экономической целесообразности поддержки фестиваля «Петербургская МОРОСЬ» за 7 миллионов рублей и детских театров «Кукольный формат» и Karlsson Haus с поддержкой в ноль рублей.


Другие ссылки по теме:

  1. Материал «Бумаги» о распределении субсидий в области культуры и будущем независимых театров | paperpaper.ru
  2. Эфир «Эха Москвы в Петербурге» «Почему независимые театры остались без денег» | youtube.com
  3. Текст «Новой газеты» о финансировании независимых театров | novayagazeta.ru
  4. Колонка Марины Дмитриевской о поддержке негосударственных театров Петербурга | ptj.spb.ru
  5. Колонка Жанны Зарецкой о распределении субсидий в этом году | oteatre.info
  6. Пост депутата Бориса Вишневского о возможной связи распределения средств и «депутатских поправок» | facebook.com

Фото на обложке: Sergey Neon

Если вы нашли опечатку, пожалуйста, сообщите нам. Выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl + Enter.
Что смотреть в театрах Петербурга
Выпускники Фильштинского открывают в Петербурге новый театр. Среди первых проектов — спектакли-прогулки по городу
В октябре в Петербурге пройдет театральный фестиваль «Балтийского дома». На нем покажут 16 спектаклей
У «Pop-up Театра» — новый барный спектакль. Там выпивают, слушают джаз и рассуждают о роли алкоголя в истории человечества
Это «Русская классика» — новая постановка Дмитрия Волкострелова. Он создал пять версий спектакля по главным произведениям XIX века
БДТ имени Товстоногова вернется к работе 5 сентября. Обновлено
Вторая волна коронавируса
Школьные каникулы в Петербурге продлили до 8 ноября из-за коронавируса
МДТ перенес шесть спектаклей с октября на ноябрь. У Льва Додина коронавирус
Как растет число заболевших коронавирусом в Петербурге — показываем на графике
В школах Петербурга COVID-19 выявили более чем у 1000 учеников и 300 учителей
БДТ отменил три спектакля из-за положительных тестов на коронавирус у артистов
Поддержка протестующих в Беларуси
Беларусь объявила Тихановскую в межгосударственный розыск за призывы к свержению конституционного строя
На «Марше гордости» в Беларуси задержали почти 600 человек, сообщают правозащитники
В Минске произошли столкновения милиции и протестующих. На акциях задержали несколько десятков человек, в том числе журналистов
В Петербурге прошла акция солидарности с протестующими в Беларуси. Ее участники проехали по рекам и каналам с бело-красно-белыми флагами
В центр Минска стянули автобусы с силовиками, бронетехнику и водометы. На акции протеста накануне в городе задержали около 400 человек
Коллеги «Бумаги»
Документальное кино о женщинах в ожидании свободы
В московских школах из-за ковида пожилых учителей заменят студентами
Надежда малых городов
Отравление Навального
Евросоюз ввел санкции против нескольких российских чиновников из-за отравления Навального
Из-за чего обвалился рубль, как на него повлияло отравление Навального и будет ли доллар по 100? Рассказывает экономист
«Санкции против всей страны не работают». Навальный призвал ЕС ввести санкции против окружения Путина
Эксперты ОЗХО подтвердили, что Алексея Навального отравили «Новичком»
«Это как дементор: тебе не больно, а жизнь уходит». Алексей и Юлия Навальные дали двухчасовое интервью Дудю — об отравлении и выздоровлении
Конфликт баров и жителей Рубинштейна
Улица Рубинштейна будет пешеходной в выходные только ночью. В праздники — целый день
Улица Рубинштейна официально станет пешеходной по выходным и в праздники с 20 октября
За порядком на Рубинштейна теперь следит союз владельцев баров: они наняли ЧОП и запустили «горячую линию». Но местные жители считают, что это не защитит их права
На Рубинштейна постоянно проходят уличные вечеринки, где веселятся сотни людей. Местные жители жалуются на шум, а полиция устраивает рейды
Жители Рубинштейна попросили ужесточить правила работы летних кафе во время пандемии
Озеленение Петербурга
Петербургские активисты высадили каштаны на площади Шевченко в Петроградском районе
Смольный продлил компании «Анна Нова» аренду участка в Муринском парке до августа 2024 года, сообщают активисты
Кто и как борется за сохранение деревьев в Петербурге и почему в городе так мало зелени
Петербуржцы убрались и посадили многолетние растения во дворе на Загородном проспекте
Активисты высадят каштаны на площади Шевченко у «Петроградской». Акцию согласовали с властями
Закон о «наливайках»
В Закс Петербурга внесли новый проект закона о «наливайках». Требование о 50 квадратных метрах будет касаться только заведений в домах массовой серии. Обновлено
В центре Петербурга могут разрешить работу баров площадью более 20 квадратных метров, сообщила рабочая группа по «закону о наливайках»
Закон о «наливайках» могут смягчить. Барам меньше 50 метров разрешат работать, если они находятся в историческом центре
Беглов посетил петербургский бар Spontan, попадающий под закон о «наливайках». Губернатор выпил там соку и пригласил владельца на встречу в Смольном
Автор закона о «наливайках» объяснил, почему площадь баров ограничили 50 метрами. Так депутаты борются с заведениями в хрущевках

Спасибо!

Теперь редакторы в курсе.