3 августа 2020
текст:

Сколько на самом деле стоит один поход на спектакль? Режиссер Семен Александровский рассуждает, почему бюджету выгодны частные театры

Что произошло: в июле более 20 независимых театров Петербурга не получили господдержку после пандемии. Это, например, театры post, «АХЕ», Karlsson Haus, «Этюд-театр». Теперь некоторым из них грозит закрытие.

При этом десятки миллионов рублей достались патриотическим фестивалям, в частности малоизвестной «Петербургской МОРОСИ», что вызвало возмущение культурного сообщества и подозрения в коррупции, которые, правда, пока не подтвердились.

В этом материале Семен Александровский, режиссер и основатель независимого «Pop-up театра», который пять лет работает без бюджетных денег, предлагает посмотреть на работу театров через экономику и объясняет, почему независимые театры не только принципиально важны для развития культуры, но и выгодны городу.

Семен Александровский

Основатель независимого «Pop-up театра»

— Для начала давайте разберемся, должен ли город в принципе выделять деньги на театры.

Чтобы не утонуть в разговорах о ценности культуры для нации, сразу обратимся к исследованиям экономистов. Александр Аузан, декан экономического факультета МГУ, изучая развивающиеся экономики, обнаружил прямое влияние культурного разнообразия на индекс социального доверия в обществе.

А чем выше социальное доверие, тем больше уверенность в будущем, тем охотнее граждане берут ссуды, развивают бизнес, вкладывают в недвижимость и так далее. (Еще, кстати, есть прямая корреляция между уровнем социального доверия и высотой заборов — а Россия, увы, страна очень высоких заборов.) Таким образом, развитие культуры в городе тесно связано с развитием экономики и благополучием граждан.

Дорого ли провести выставку Захи Хадид в Эрмитаже или привезти постановку Хайнера Геббельса на фестиваль? Да, наверное, это гораздо дороже, чем условная выставка условного клуба «Благородный Витязь» — и именно для этого существуют экспертные сообщества, которые наравне с экономическими факторами оценивают художественную ценность события.

Но давайте попробуем вывести за скобки вопрос художественной ценности и оценить эффективность театра и расходования бюджетных средств. Это можно сделать, посчитав, сколько стоит один контакт со зрителем в отдельно взятом театре.

Именно такой подсчет произвел в свое время московский департамент культуры. Выяснилось, что для того, чтобы гражданин Икс посмотрел в государственном театре спектакль по билету за 1 тысячу рублей, город должен накинуть на этот билет от 5 до 12 тысяч рублей (на зарплаты, коммунальные платежи и пр.). На один билет, Карл! При этом финансирование государственных театров и музеев вопросов вроде бы не вызывает.

Закономерно встает вопрос и о дополнительных критериях: какие отзывы оставляют зрители, что о театре пишут в прессе, в каких фестивалях участвуют его спектакли и так далее.

Независимые театры Петербурга создают тысячи контактов со зрителем. Они участвуют в фестивалях, включая национальные, привозят награды. Об их спектаклях пишут в том числе федеральные издания, снимают передачи для ТВ, по ним защищают дипломы и пишут диссертации студенты художественных и экономических факультетов, зрители оставляют отзывы в сети.

Получается, что независимые театры не меньше, а иногда и больше делают для развития культуры в городе и повышения индекса социального доверия горожан, который, в свою очередь, улучшает их уровень жизни и повышает благосостояния города в целом. И это не стоит городскому бюджету ни единого рубля.

А теперь, наконец, перейдем к удивительному эпизоду распределения денег петербургским комитетом по культуре.

Я руковожу независимым «Pop-up театром» в течении пяти лет — и ни разу не подавался на субсидии. Не потому, что без грантовых поддержек мы можем сделать больше для культуры Петербурга и его горожан, а потому, что меня категорически не устраивает:

  1. отсутствие обоснованных критериев отбора;
  2. непрозрачность механизмов принятия решений;
  3. оскорбительно несимметричная поддержка разных проектов вне оценки их эффективности и художественной ценности.

Несмотря на всё вышеописанное, если мне лично предложат выбор: накидывать по 10 тысяч рублей за один контакт со зрителем в «Русской антрепризе» или «Pop-up театре», я выберу третье — отдать эти деньги в детскую больницу — и буду делать театр как раньше, без поддержки городского бюджета.

Но поскольку мне такой выбор никто не предоставляет, я бы хотел, адекватного и транспарентного распределения бюджета на культуру с открытым сравнением художественной ценности и экономической целесообразности поддержки фестиваля «Петербургская МОРОСЬ» за 7 миллионов рублей и детских театров «Кукольный формат» и Karlsson Haus с поддержкой в ноль рублей.


Другие ссылки по теме:

  1. Материал «Бумаги» о распределении субсидий в области культуры и будущем независимых театров | paperpaper.ru
  2. Эфир «Эха Москвы в Петербурге» «Почему независимые театры остались без денег» | youtube.com
  3. Текст «Новой газеты» о финансировании независимых театров | novayagazeta.ru
  4. Колонка Марины Дмитриевской о поддержке негосударственных театров Петербурга | ptj.spb.ru
  5. Колонка Жанны Зарецкой о распределении субсидий в этом году | oteatre.info
  6. Пост депутата Бориса Вишневского о возможной связи распределения средств и «депутатских поправок» | facebook.com

Фото на обложке: Sergey Neon

Если вы нашли опечатку, пожалуйста, сообщите нам. Выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl + Enter.
Что смотреть в театрах Петербурга
В Петербурге вручили премию «Прорыв». Вот список молодых актеров, актрис и работников театра, за которыми нужно следить
«Золотая маска» объявила лауреатов. Награды взяли постановки Богомолова и Волкострелова и еще шесть спектаклей, которые нельзя пропускать
В Петербурге объявили победителей премии «Золотой софит». Вот 13 спектаклей, на которые стоит обратить внимание
Выпускники Фильштинского открывают в Петербурге новый театр. Среди первых проектов — спектакли-прогулки по городу
В октябре в Петербурге пройдет театральный фестиваль «Балтийского дома». На нем покажут 16 спектаклей
Вакцинация от коронавируса
Я сделал прививку «Спутник V». Дневник вакцинировавшегося от коронавируса в Петербурге
Путин поручил со следующей недели начать массовую вакцинацию россиян от коронавируса
В Петербург доставили 20 тысяч доз вакцины «Спутник V»
Вакцина Pfizer от коронавируса может не появиться в России в 2021 году
В Петербурге сложно записаться на вакцинацию от коронавируса из-за ограниченного числа прививок. Новую партию «Спутника V» ожидают до середины января
Вторая волна коронавируса
Я сделал прививку «Спутник V». Дневник вакцинировавшегося от коронавируса в Петербурге
Рестораны Петербурга потеряли более трети доходов в новогодние каникулы, выяснили «Сбербанк» и «Тинькофф»
Петербург не готов к снятию ограничений по COVID-19, говорят в Роспотребнадзоре. Стоит ли ужесточать правила, решат в течение двух недель
Как растет число заболевших и умерших из-за коронавируса в Петербурге — показываем на графиках
Театрам в Петербурге разрешили работать с заполняемостью в 50 %
Коллеги «Бумаги»
О народе в Ленинградской области, которого «как бы и нет»
Как коронавирус шел по системе ФСИН — исследование «Зоны права»
Говорят, все уходят из WhatsApp в Signal и Telegram из-за проблем с конфиденциальностью данных
Подкасты «Бумаги»
Слушайте семь подкастов «Бумаги» за 2020 год. В них говорим о дружбе, ЛГБТ, путешествиях по России и медицине
Устали от работы? Послушайте деловые советы от Директора Всего — музыкант в образе занятого бизнес-коуча знает, как повысить KPI
Могут ли жуки жить десятки лет и как вылечить укус комара с помощью наночастиц? В этом подкасте обсуждаем насекомых 🐞
«Чем больше ИИ входит в нашу жизнь — тем больше заблуждений». В этом подкасте говорим про нейросети с Александром Крайновым
Как пандемия сказалась на малом бизнесе, доходах и безработице и когда восстановится экономика? Интервью Ирины Шихман и экономиста Антона Табаха про эпоху «постковида»
Утрата памятников архитектуры
Суд отказался отзывать разрешение на перестройку дома Басевича. Активисты считают, что иск подал человек, связанный с застройщиком
В Ленобласти произошел пожар в усадьбе Пименовых-Шараповых, построенной в XIX веке. Пострадавших нет
Закс принял закон, запрещающий демонтировать дореволюционные и советские вывески. Ранее в городе демонтировали десятки старых указателей
Из дач Кирхнера и Кинга в Зеленогорске намерены сделать пространство с гостиницей и туристическими объектами
В Петербурге на Воронежской улице снесли историческое здание. В феврале активисты добились отмены разрешения КГИОП на его снос

Спасибо!

Теперь редакторы в курсе.