3 августа 2020
текст:

Сколько на самом деле стоит один поход на спектакль? Режиссер Семен Александровский рассуждает, почему бюджету выгодны частные театры

Что произошло: в июле более 20 независимых театров Петербурга не получили господдержку после пандемии. Это, например, театры post, «АХЕ», Karlsson Haus, «Этюд-театр». Теперь некоторым из них грозит закрытие.

При этом десятки миллионов рублей достались патриотическим фестивалям, в частности малоизвестной «Петербургской МОРОСИ», что вызвало возмущение культурного сообщества и подозрения в коррупции, которые, правда, пока не подтвердились.

В этом материале Семен Александровский, режиссер и основатель независимого «Pop-up театра», который пять лет работает без бюджетных денег, предлагает посмотреть на работу театров через экономику и объясняет, почему независимые театры не только принципиально важны для развития культуры, но и выгодны городу.

Семен Александровский

Основатель независимого «Pop-up театра»

— Для начала давайте разберемся, должен ли город в принципе выделять деньги на театры.

Чтобы не утонуть в разговорах о ценности культуры для нации, сразу обратимся к исследованиям экономистов. Александр Аузан, декан экономического факультета МГУ, изучая развивающиеся экономики, обнаружил прямое влияние культурного разнообразия на индекс социального доверия в обществе.

А чем выше социальное доверие, тем больше уверенность в будущем, тем охотнее граждане берут ссуды, развивают бизнес, вкладывают в недвижимость и так далее. (Еще, кстати, есть прямая корреляция между уровнем социального доверия и высотой заборов — а Россия, увы, страна очень высоких заборов.) Таким образом, развитие культуры в городе тесно связано с развитием экономики и благополучием граждан.

Дорого ли провести выставку Захи Хадид в Эрмитаже или привезти постановку Хайнера Геббельса на фестиваль? Да, наверное, это гораздо дороже, чем условная выставка условного клуба «Благородный Витязь» — и именно для этого существуют экспертные сообщества, которые наравне с экономическими факторами оценивают художественную ценность события.

Но давайте попробуем вывести за скобки вопрос художественной ценности и оценить эффективность театра и расходования бюджетных средств. Это можно сделать, посчитав, сколько стоит один контакт со зрителем в отдельно взятом театре.

Именно такой подсчет произвел в свое время московский департамент культуры. Выяснилось, что для того, чтобы гражданин Икс посмотрел в государственном театре спектакль по билету за 1 тысячу рублей, город должен накинуть на этот билет от 5 до 12 тысяч рублей (на зарплаты, коммунальные платежи и пр.). На один билет, Карл! При этом финансирование государственных театров и музеев вопросов вроде бы не вызывает.

Закономерно встает вопрос и о дополнительных критериях: какие отзывы оставляют зрители, что о театре пишут в прессе, в каких фестивалях участвуют его спектакли и так далее.

Независимые театры Петербурга создают тысячи контактов со зрителем. Они участвуют в фестивалях, включая национальные, привозят награды. Об их спектаклях пишут в том числе федеральные издания, снимают передачи для ТВ, по ним защищают дипломы и пишут диссертации студенты художественных и экономических факультетов, зрители оставляют отзывы в сети.

Получается, что независимые театры не меньше, а иногда и больше делают для развития культуры в городе и повышения индекса социального доверия горожан, который, в свою очередь, улучшает их уровень жизни и повышает благосостояния города в целом. И это не стоит городскому бюджету ни единого рубля.

А теперь, наконец, перейдем к удивительному эпизоду распределения денег петербургским комитетом по культуре.

Я руковожу независимым «Pop-up театром» в течении пяти лет — и ни разу не подавался на субсидии. Не потому, что без грантовых поддержек мы можем сделать больше для культуры Петербурга и его горожан, а потому, что меня категорически не устраивает:

  1. отсутствие обоснованных критериев отбора;
  2. непрозрачность механизмов принятия решений;
  3. оскорбительно несимметричная поддержка разных проектов вне оценки их эффективности и художественной ценности.

Несмотря на всё вышеописанное, если мне лично предложат выбор: накидывать по 10 тысяч рублей за один контакт со зрителем в «Русской антрепризе» или «Pop-up театре», я выберу третье — отдать эти деньги в детскую больницу — и буду делать театр как раньше, без поддержки городского бюджета.

Но поскольку мне такой выбор никто не предоставляет, я бы хотел, адекватного и транспарентного распределения бюджета на культуру с открытым сравнением художественной ценности и экономической целесообразности поддержки фестиваля «Петербургская МОРОСЬ» за 7 миллионов рублей и детских театров «Кукольный формат» и Karlsson Haus с поддержкой в ноль рублей.


Другие ссылки по теме:

  1. Материал «Бумаги» о распределении субсидий в области культуры и будущем независимых театров | paperpaper.ru
  2. Эфир «Эха Москвы в Петербурге» «Почему независимые театры остались без денег» | youtube.com
  3. Текст «Новой газеты» о финансировании независимых театров | novayagazeta.ru
  4. Колонка Марины Дмитриевской о поддержке негосударственных театров Петербурга | ptj.spb.ru
  5. Колонка Жанны Зарецкой о распределении субсидий в этом году | oteatre.info
  6. Пост депутата Бориса Вишневского о возможной связи распределения средств и «депутатских поправок» | facebook.com

Фото на обложке: Sergey Neon

Если вы нашли опечатку, пожалуйста, сообщите нам. Выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl + Enter.
Что смотреть в театрах Петербурга
У «Pop-up Театра» — новый барный спектакль. Там выпивают, слушают джаз и рассуждают о роли алкоголя в истории человечества
Это «Русская классика» — новая постановка Дмитрия Волкострелова. Он создал пять версий спектакля по главным произведениям XIX века
БДТ имени Товстоногова вернется к работе 5 сентября. Обновлено
Худрук Александринского театра заявил о возможном открытии для зрителей в сентябре. Первым показом может стать «Маузер»
Более 20 независимых театров Петербурга не получили господдержку после пандемии: некоторым грозит закрытие. Десятки миллионов достались патриотическим фестивалям
Отравление Навального
В ФБК рассказали, что следы яда из группы «Новичок» нашли на бутылке, из которой Навальный пил в гостиничном номере
«Зачем властям его травить, если уровень его популярности едва достигает 2 %?»: Россия задала вопросы ЕС по поводу ситуации с Навальным
Алексея Навального отключили от аппарата ИВЛ. Он может самостоятельно вставать с больничной койки
Алексей Навальный полностью пришел в себя после отравления, сообщают The Insider и Der Spiegel
Алексея Навального вывели из комы и отключили от ИВЛ, его состояние улучшилось
Протесты в Беларуси
Юрий Дудь выпустил интервью со Степаном Путило — создателем телеграм-канала Nexta
Лукашенко объявил о закрытии границ с Польшей и Литвой. Обновлено
В Петербурге второй месяц ежедневно проходят акции солидарности с протестующими в Беларуси. Как и зачем местное землячество их устраивает
У белорусского посольства в Петербурге прошла акция солидарности «Драник-пати»
Петербургскую активистку оштрафовали на 10 тысяч рублей за акцию в поддержку протестующих в Беларуси
Коллеги «Бумаги»
История российского наркоактивизма
Надежда малых городов
Как ростовские наркополицейские бежали в Украину и задумались о карьере правозащитников
Смягчение режима самоизоляции
В театрах Петербурга отменят обязательную шахматную рассадку
Петербургские чиновники нашли десятки нарушений в работе фуд-кортов и фудплейсов, которые недавно открылись
Финляндия смягчает ограничения на посещение страны для туристов. Но на Россию послабления не распространяются
Власти Петербурга разрешили музеям и паркам принимать экскурсионные группы
Петербургская филармония объявила о начале нового сезона после пандемии коронавируса
Закон о «наливайках»
В центре Петербурга могут разрешить работу баров площадью более 20 квадратных метров, сообщила рабочая группа по «закону о наливайках»
Закон о «наливайках» могут смягчить. Барам меньше 50 метров разрешат работать, если они находятся в историческом центре
Беглов посетил петербургский бар Spontan, попадающий под закон о «наливайках». Губернатор выпил там соку и пригласил владельца на встречу в Смольном
Автор закона о «наливайках» объяснил, почему площадь баров ограничили 50 метрами. Так депутаты борются с заведениями в хрущевках
Беглов призвал до 2021 года изменить закон о «наливайках» в интересах предпринимателей и жителей. Вот как он объяснил подписание «непроработанного» законопроекта
Озеленение Петербурга
На набережной Карповки высадят 38 деревьев и более 500 кустарников
Смольный показал проект благоустройства сквера Володина на Васильевском острове. Там высадят сотни деревьев и кустарников
Фонд «Зеленый Петербург» высадил сотни многолетних растений в сквере на улице Марата
На парковке у ТЦ «Мега Дыбенко» появились два передвижных прицепа с растениями и скамейками
На месте вытоптанного газона в сквере на Марата активисты «Зеленого Петербурга» высадят сотни многолетних растений. Как работы согласовывали с властями и кто помогает проекту

Спасибо!

Теперь редакторы в курсе.