3 августа 2020

Сколько на самом деле стоит один поход на спектакль? Режиссер Семен Александровский рассуждает, почему бюджету выгодны частные театры

Что произошло: в июле более 20 независимых театров Петербурга не получили господдержку после пандемии. Это, например, театры post, «АХЕ», Karlsson Haus, «Этюд-театр». Теперь некоторым из них грозит закрытие.

При этом десятки миллионов рублей достались патриотическим фестивалям, в частности малоизвестной «Петербургской МОРОСИ», что вызвало возмущение культурного сообщества и подозрения в коррупции, которые, правда, пока не подтвердились.

В этом материале Семен Александровский, режиссер и основатель независимого «Pop-up театра», который пять лет работает без бюджетных денег, предлагает посмотреть на работу театров через экономику и объясняет, почему независимые театры не только принципиально важны для развития культуры, но и выгодны городу.

Семен Александровский

Основатель независимого «Pop-up театра»

— Для начала давайте разберемся, должен ли город в принципе выделять деньги на театры.

Чтобы не утонуть в разговорах о ценности культуры для нации, сразу обратимся к исследованиям экономистов. Александр Аузан, декан экономического факультета МГУ, изучая развивающиеся экономики, обнаружил прямое влияние культурного разнообразия на индекс социального доверия в обществе.

А чем выше социальное доверие, тем больше уверенность в будущем, тем охотнее граждане берут ссуды, развивают бизнес, вкладывают в недвижимость и так далее. (Еще, кстати, есть прямая корреляция между уровнем социального доверия и высотой заборов — а Россия, увы, страна очень высоких заборов.) Таким образом, развитие культуры в городе тесно связано с развитием экономики и благополучием граждан.

Дорого ли провести выставку Захи Хадид в Эрмитаже или привезти постановку Хайнера Геббельса на фестиваль? Да, наверное, это гораздо дороже, чем условная выставка условного клуба «Благородный Витязь» — и именно для этого существуют экспертные сообщества, которые наравне с экономическими факторами оценивают художественную ценность события.

Но давайте попробуем вывести за скобки вопрос художественной ценности и оценить эффективность театра и расходования бюджетных средств. Это можно сделать, посчитав, сколько стоит один контакт со зрителем в отдельно взятом театре.

Именно такой подсчет произвел в свое время московский департамент культуры. Выяснилось, что для того, чтобы гражданин Икс посмотрел в государственном театре спектакль по билету за 1 тысячу рублей, город должен накинуть на этот билет от 5 до 12 тысяч рублей (на зарплаты, коммунальные платежи и пр.). На один билет, Карл! При этом финансирование государственных театров и музеев вопросов вроде бы не вызывает.

Закономерно встает вопрос и о дополнительных критериях: какие отзывы оставляют зрители, что о театре пишут в прессе, в каких фестивалях участвуют его спектакли и так далее.

Независимые театры Петербурга создают тысячи контактов со зрителем. Они участвуют в фестивалях, включая национальные, привозят награды. Об их спектаклях пишут в том числе федеральные издания, снимают передачи для ТВ, по ним защищают дипломы и пишут диссертации студенты художественных и экономических факультетов, зрители оставляют отзывы в сети.

Получается, что независимые театры не меньше, а иногда и больше делают для развития культуры в городе и повышения индекса социального доверия горожан, который, в свою очередь, улучшает их уровень жизни и повышает благосостояния города в целом. И это не стоит городскому бюджету ни единого рубля.

А теперь, наконец, перейдем к удивительному эпизоду распределения денег петербургским комитетом по культуре.

Я руковожу независимым «Pop-up театром» в течении пяти лет — и ни разу не подавался на субсидии. Не потому, что без грантовых поддержек мы можем сделать больше для культуры Петербурга и его горожан, а потому, что меня категорически не устраивает:

  1. отсутствие обоснованных критериев отбора;
  2. непрозрачность механизмов принятия решений;
  3. оскорбительно несимметричная поддержка разных проектов вне оценки их эффективности и художественной ценности.

Несмотря на всё вышеописанное, если мне лично предложат выбор: накидывать по 10 тысяч рублей за один контакт со зрителем в «Русской антрепризе» или «Pop-up театре», я выберу третье — отдать эти деньги в детскую больницу — и буду делать театр как раньше, без поддержки городского бюджета.

Но поскольку мне такой выбор никто не предоставляет, я бы хотел, адекватного и транспарентного распределения бюджета на культуру с открытым сравнением художественной ценности и экономической целесообразности поддержки фестиваля «Петербургская МОРОСЬ» за 7 миллионов рублей и детских театров «Кукольный формат» и Karlsson Haus с поддержкой в ноль рублей.


Другие ссылки по теме:

  1. Материал «Бумаги» о распределении субсидий в области культуры и будущем независимых театров | paperpaper.ru
  2. Эфир «Эха Москвы в Петербурге» «Почему независимые театры остались без денег» | youtube.com
  3. Текст «Новой газеты» о финансировании независимых театров | novayagazeta.ru
  4. Колонка Марины Дмитриевской о поддержке негосударственных театров Петербурга | ptj.spb.ru
  5. Колонка Жанны Зарецкой о распределении субсидий в этом году | oteatre.info
  6. Пост депутата Бориса Вишневского о возможной связи распределения средств и «депутатских поправок» | facebook.com

Фото на обложке: Sergey Neon

Бумага
Авторы: Бумага
Если вы нашли опечатку, пожалуйста, сообщите нам. Выделите текст с ошибкой и нажмите появившуюся кнопку.
Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить
Все тексты
Что смотреть в театрах Петербурга
«Это ответ на вопрос „Что я делал эти 8 лет?“». Директор фестиваля «Точка доступа» — о его закрытии
Путин предложил воссоздать Дирекцию императорских театров, объединив Мариинку и Большой
Петербургский театр Fulcro объявил о переходе в диджитал-формат. Что с проектом будет дальше?
Моника Беллуччи прилетит в Петербург и сыграет в спектакле на сцене Александринского театра
«Мастерская» транслирует «Щелкунчика» — для детей, которым нельзя в театры из-за COVID-ограничений 🎭
Мобилизация
«Меня напрягает, какие люди едут в Грузию, но это люди». Как петербуржцы организовали гуманитарную помощь для застрявших в Верхнем Ларсе
Как помочь близким выйти из ступора и начать действовать? Объясняет психолог
Осенью из страны может уехать в два-три раза больше IT-специалистов, чем весной 2022 года
В Ленобласти на границе с Финляндией появился мобилизационный пункт
«Бронежилет, кнопочный телефон и повестка». Как изменились запросы россиян после объявления мобилизации
Визовые ограничения
Финляндия скоро запретит въезд всем российским туристам. Что об этом известно
«Они должны выступить против войны». Что говорят о бегущих от мобилизации россиянах в других странах. Обновлено
Сейм Латвии запретил продлевать ВНЖ россиянам, не владеющим латышским языком, а также выдавать рабочие визы
Латвия решила не выдавать гуманитарные визы россиянам, «уклоняющимся от мобилизации»
Финляндия пока не меняет политику выдачи виз россиянам. МИД страны не планирует вводить запрет на въезд
Давление на свободу слова
Активиста Егора Скороходова приговорили 3 годам и 8 месяцам лишения свободы. Вот что нужно знать о его деле
«Имея предубеждение — неприязненное чувство…». Саше Скочиленко предъявили обвинение
Фигуранту антивоенного дела Егору Скороходову запросили 5 лет лишения свободы
Роскомнадзор заблокировал зеркало «Бумаги» ktozabanittotloh
«Произошел хлопок в доме, возможен отрицательный рост жильцов». Как россияне реагируют на новояз и цензуру. Интервью с Александрой Архиповой
Свободу Саше Скочиленко
«Имея предубеждение — неприязненное чувство…». Саше Скочиленко предъявили обвинение
«Вы совершили тяжкое преступление против государства». Как прошла встреча Саши Скочиленко и омбудсмена Агапитовой — две версии
Саша Скочиленко рассказала про типичный день в СИЗО — с обысками, прогулками в крошечном дворе и ответами на письма
Саше Скочиленко, арестованной по делу о «фейках» про российскую армию, срочно нужно обследование сердца
«На прошлой неделе Саше принесли чай с тараканом». Адвокат Саши Скочиленко — об ухудшении ее здоровья и об условиях в СИЗО
Экономический кризис — 2022
Акции «Яндекса» и Ozon с начала войны подешевели на 73 %. Почему российский фондовый рынок уже неделю падает, а рубль нет?
Российский фондовый рынок продолжает падение на фоне новостей о мобилизации. Доллар также растет к рублю
На Мосбирже происходит обвал акций. «Тинькофф» и VK потеряли по 14 %
Как изменились цены на авиабилеты из Петербурга в другие города России за год? Отвечают аналитики Aviasales
Открытие кофеен Stars Coffee в Петербурге: что рассказали Тимати и Пинский и как на замену Starbucks реагируют посетители
К сожалению, мы не поддерживаем Internet Explorer. Читайте наши материалы с помощью других браузеров, например, Mozilla Firefox или Chrome.