Главный приз Московского кинофестиваля в 2020 году завоевал «Блокадный дневник» — фильм о первой блокадной зиме в Ленинграде. По сюжету, женщина идет через весь город, чтобы перед смертью попрощаться с отцом.
Некоторые критики называют фильм гиперреалистичным, а часть зрителей жалуется на то, что герои «Блокадного дневника» показаны только в негативном ключе и «похожи на зомби». Картину покажут онлайн 27 января 2021 года.
«Бумага» поговорила с режиссером Андреем Зайцевым о том, как возник сюжет фильма о блокадной зиме, почему его снимали не в Петербурге и с какими сложностями столкнулись актеры.
Андрей Зайцев
Режиссер
Как возник сюжет «Блокадного дневника»
— Всё началось с прочтения «Блокадной книги» больше десяти лет назад. Она тогда произвела на меня неизгладимое впечатление, это концентрация боли и страданий. Я не очень понимаю, как Даниил Гранин с Алесем Адамовичем вообще смогли всё это собрать и пропустить через себя.
После «Блокадной книги» я понял, что не видел в фильмах такого города — речь идет про первую, самую тяжелую блокадную зиму, январь-февраль 1942 года. И я решил снять кино про блокаду. Так что можно сказать, что «Блокадная книга» вдохновила меня на идею снять кино про блокаду.
Я стал читать воспоминания блокадников, их дневники, смотреть программы, слушать интервью, слава богу, всего этого материала осталось очень много. В тот момент у меня оказалось столько информации в голове, что я не понимал, как уместить все эти рассказы, истории в одном сценарии.
Потом я прочитал автобиографическую повесть Ольги Берггольц «Дневные звезды», в которой она описывает, как идет через весь город к отцу, потому что чувствует, что умирает, и хочет с ним в последний раз повидаться и попрощаться. Мне показалось, что именно таким образом, по мотивам этой повести, можно рассказать про блокаду: сделать роуд-муви про женщину, которая идет через весь город и попадает в самые разные ситуации. Получается такая мозаика, из маленьких кусочков которой собирается полотно.
Сценарий был написан, но мне всё время казалось, что он несовершенен. Я решил тогда, что пока не готов его снимать ни с точки зрения сценария, ни с точки зрения режиссерских сил. Через пять лет я перечитал текст, к тому времени я уже освободился от того огромного груза информации про блокаду, который давил на меня. Я его уже читал не как автор, а как простой читатель. И он мне очень понравился. Тогда я понял, что нужно запускать его в работу.
Почему фильм про блокадный Ленинград снимали не в Петербурге и с какими сложностями столкнулись во время работы
— Самая большая сложность была в том, что мы снимали зимой, когда световой день очень короткий. К тому же в первые два месяца, в декабре и январе 2018-го, снега не было вообще, он выпадал и сразу таял. И только в феврале в Москве был знаменитый снегопад, которого не было сто лет, и он превратил наши декорации в зимний блокадный город.
Мы не могли снимать на улицах Петербурга, потому что нужно было бы блокировать улицы, засыпать всё снегом по пояс. Поэтому у нас был снег, тропинка, а все общие планы города — это компьютерная графика, созданная именно по описанию блокадников, по их дневникам, какими они видели и помнят этот город в январе-феврале 1942 года.
Люди вспоминали, что город был похож на замерзшее подводное царство. Всё обледенело, свисали огромные сосульки, вокруг тишина, потому что нет ни птиц, ни собак, ни машин. Слышишь только скрип своих шагов.
Группа быстро привыкла к съемкам. Как на войне быстро свыкаешься с трупами, так и здесь ты тоже адаптируешься к сложной теме. Мы просто делали свою работу, как если бы снимали любой другой фильм.
Тяжелее всего пришлось главной героине (ее играет Ольга Озоллапиня — прим. «Бумаги»), потому что ей необходимо было снова и снова играть женщину, которая сегодня умрет. А у актрисы было порядка 80 съемочных дней. Она оставила ребенка бабушке, потому что не смогла бы рядом с ним настраиваться на это состояние. Это материнский и актерский подвиг. Нам было проще.
Что можно увидеть в «Блокадном дневнике» и как на фильм реагируют первые зрители
— На своем пути главная героиня встречает разных людей. Это обычные горожане, образы которых собраны из воспоминаний. Кто-то писал, что по городу шел человек, к шее которого веревкой был привязан портфель, потому что у него уже не было сил его держать — и у нас появилась такой бредущий человек.
Есть сцена, в которой человек везет хлеб в детский сад, но санки переворачиваются на кочке прямо перед очередью за хлебом, в которой люди стояли по десять часов. Голодные люди бросаются к хлебу, которого давно не видели в таком количестве, но сквозь помутненное сознание слышат крик «это детям», собирают весь хлеб и вызывают милицию, чтобы она помогла этому человеку довести еду детям. Это победа человеческого духа над телом.
Блокадники говорили, что привыкнуть можно ко всему: к боли, к бомбежкам, но к голоду привыкнуть невозможно. Голод — это не просто когда у тебя болит живот и хочется есть, это когда весь организм кричит: «накорми меня». В таком состоянии начинается помутнение рассудка, человек не понимает, что делает.
Для меня сцена с хлебом ключевая в фильме: блокадники часто говорят, что в блокаду было много плохого, но хорошего было больше — человечности, доброты, помощи, самопожертвования, когда люди отдавали последнее, спасали кого-то, погибая сами. В этом и заключается суть фильма — почему в результате город выстоял и мы победили.
Самые страшные вещи мы в фильме не показали, потому что это был бы такой натурализм, который ни один зритель не смог бы смотреть, а я не смог бы снимать и монтировать. Даже тот немного адаптированный вариант всё равно тяжелый, но люди смотрят и не выходят из зала.
Как «Блокадный дневник» взял главный приз Московского кинофестиваля и когда можно будет увидеть фильм
— «Золотой Георгий» (главный приз Московского кинофестиваля — прим. «Бумаги») — это, конечно же, очень почетно, к тому же благодаря этому призу о фильме узнает больше людей. Но в тот же день нам дали еще и приз зрительских симпатий, и это тоже главный приз для любого режиссера, потому что это значит, что фильм на тяжелую тему понравился зрителю, и он сказал за него спасибо.
В первую очередь мы делали «Блокадный дневник» для России. С 27 января 2021 года наш фильм и режиссерскую телеверсию можно будет посмотреть бесплатно на онлайн-платформе «МТС ТВ», потому что это социально значимое кино. Во вторую очередь мы делали фильм для мира. Картину берут фестивали: планируются показы в Польше и Франции, и даже в Египте, а сейчас у нас приобретают права на онлайн-показ в США.
Смотреть фильм про блокаду тяжело, но это нужно смотреть. Почему про Холокост знают во всем мире? Потому что про него постоянно напоминают, снимают фильмы, пишут книги. Это есть в памяти людей, и это дает хоть какую-то надежду, что такого больше не случится.
Ранее «Бумага» брала интервью у бывшего заместителя директора Музея обороны и блокады Ленинграда по науке о том, как в Петербурге сохраняют память о погибших в блокаду и какие экспонаты в музеях больше всего трогают посетителей.