На Васильевском острове есть сад, где гуляют лошади — они живут в конюшне при Академии художеств. Животные по кличке Изюминка, Ласковая и Капризница позируют студентам-художникам, а также снимаются в кино.
Конюшня — часть бывшей батальной мастерской, которую построили здесь еще в конце XIX века. В перестройку из-за проблем с финансированием она временно прекратила работу, но в 1990-е один из преподавателей Академии Владимир Загонек и бывшая студентка Ксения Далецкая возродили конюшню. Ксения ухаживает за лошадьми вместе с мужем, им помогают волонтеры.
«Бумага» рассказывает историю конюшни неподалеку от Университетской набережной и показывает, как там рисуют лошадей.
Как в саду при Академии художеств появилась конюшня
Во время прогулки по Университетской набережной сверните на 5-ю линию Васильевского острова, и вы окажетесь в саду Академии художеств, одном из самых старых в Петербурге. С виду это обычный сквер — люди гуляют с детьми и собаками, катаются на велосипедах. Но, к удивлению многих, здесь можно также увидеть лошадей — они живут в конюшне, которая расположена в углу сада.
Конюшня — часть мастерской при Академии, которую в конце XIX века построили для рисования батальных сцен, в том числе с животными. Размер здания позволяет заводить внутрь сразу несколько лошадей, а благодаря панорамным окнам и стеклянному потолку художники и скульпторы могут работать при естественном освещении. Мастерская действующая, поэтому внутри можно увидеть студентов за мольбертами, а на стенах — сохнущие работы. А во время сессии картины висят на стенах в несколько рядов.
Небольшая конюшня находится за стенкой, но лошади-модели были здесь не всегда. До революции животные жили при Академии, а уже в советские года их приводили из цирка, конно-спортивного клуба на Лермонтовском проспекте и, по воспоминаниям некоторых горожан, из отделений конной милиции. В перестройку из-за проблем с финансированием Академия не могла оплачивать позирование — животных перестали водить в мастерскую, а местная конюшня превратилась в подсобку.
В 1990-е один из преподавателей Академии художеств петербургский живописец Владимир Загонек решил возродить конюшню. Загонек стал искать знакомых, которые держали бы лошадь, и вскоре один из коллег рассказал ему о бывшей студентке Академии с отделения скульптуры Ксении Далецкой, которая недавно купила кобылу. «Она — большой любитель животных, у нее квартира на Литейном дворе, там всё в птицах, собаках и кошках», — вспоминает Загонек слова знакомого.
Загонек связался с Ксенией, рассказал о своей идее, и девушка согласилась перевезти свою лошадь по кличке Кратность на Васильевский остров. Для кобылы освободили помещение конюшни, которое в то время использовали как склад студенческих работ. Так в 1995 году в Академии снова стали рисовать лошадей с натуры.
Как сейчас живет конюшня и сложно ли заставить лошадей позировать
Мастерской руководит Владимир Загонек, а лошадьми при Академии вот уже более 25 лет занимается Ксения Далецкая. Это один из ее основных видов деятельности, женщина также продолжает рисовать и занимается лепкой. Мы встречаемся с Ксенией в саду и идем смотреть на живущих здесь кобыл — Изюминку, Ласковую и Капризницу.
Изюминка — самая молодая кобыла, единственная, кого специально приобрели для студентов в качестве модели. Других лошадей Ксения спасла — их хотели продать на мясо.
«Ласковую мы выкупили у цыган. Кобыла приехала с огромными копытами, которые срочно нужно было расчищать. Пока я это делала, она по мне била [задними ногами так], что у меня ноги посинели», — вспоминает Ксения. У лошади был непростой характер, и ее назвали Ласковой в надежде на то, что имя повлияет на ее нрав. Сейчас кобыла действительно стала спокойной, говорят в конюшне.
О своей жизни Ксения говорит с неохотой, а про лошадей рассказывает подробно и с удовольствием. Особенно про третью лошадь — Капризницу, которой сейчас более 20 лет.
— Капризница — правнучка арабского жеребца Асуана, которого Брежневу подарили за строительство плотины в Египте. Одного из его потомков, Приморска, привезли в Петербург на элитную конюшню, но из-за своего характера он не смог стать прокатной лошадью. В итоге попал в деревню как «улучшатель потомства» — так и появилась Капризница. Ее из-за тяжелого нрава решили продать на мясо, мы ее выкупили.
Ксения говорит, что сначала Капризница с трудом позировала, постоянно поворачиваясь к художникам и скульпторам задом. Но со временем благодаря тренировкам научилась терпеливо вести себя в работе и стала главной моделью мастерской. Остался лишь один недостаток — Капризница любит полежать в навозе, особенно в день съемок, из-за чего получила еще одну кличку — Чуня. «Сегодня она обошлась относительно скромно, у нее только одно пятно на крупе, но Чуня и есть Чуня», — смеется Ксения.
У лошадей при Академии нет определенного расписания, потому что работа с ними включена в учебный план только на факультете скульптуры. Студенты-графики и живописцы рисуют лошадей факультативно. Один сеанс длится примерно три часа.
— Мы приучаем лошадей стоять спокойно. Они это не слишком любят, но главное — терпение, как и в обычной дрессировке. Лошадь уходит, мы возвращаем ее, стоим вместе с ней, держим, и постепенно она привыкает. А агрессивных животных мы не берем сюда по определению.
Лошади участвуют и в других проектах, например, их снимают в кино. «Однажды меня попросили, чтобы кобыла вышла из-за угла, постояла, посмотрела на мольберт и вышла из кадра. Это, конечно, здорово, но как это объяснить лошади?» — недоумевает Ксения. Тем не менее, женщина говорит, сцену удалось снять в течение получаса.
Ксения подчеркивает, что учреждение при Академии — это не конно-спортивный клуб и не коммерческая конюшня, поэтому здесь редко проводят занятия с лошадьми. Отзывов на их услуги немного, но тренеров хвалят.
Далецкая не платит за аренду конюшни, но кормить животных должна за свой счет. Она считает, что это вполне справедливо. Ксения работает в конюшне вместе с мужем Станиславом — во время нашей встречи он привозит животным сено и выводит одну из лошадей в мастерскую, чтобы та позировала для фото. На содержание лошадей уходит часть его зарплаты — 30–35 тысяч рублей ежемесячно.
В конюшне работают и волонтеры. Они следят за животными во время прогулки, помогают оплачивать осмотры ветеринаров и привозят лошадям угощения — яблоки, морковь и сухари. С едой также помогают фермеры, которым разрешают забирать из конюшни навоз.
В свободное время лошади стоят в денниках или гуляют на огороженном участке в саду — даже зимой, если позволяет погода. Ксения говорит, что раньше на этом месте была спортивная площадка для студентов Академии, и благодаря хорошему дренажу земля здесь не бывает вязкой. А летом животных перевозят в деревню в Кингисеппском районе.
За что студенты Академии художеств любят занятия с лошадьми
Сейчас в бывшей батальной мастерской студенты занимаются станковой живописью под руководством Владимира Загонека — пишут натюрморты, пейзажи и портреты обнаженных натурщиц. На занятия приходят не только местные студенты, но и учащиеся других вузов — университета имени Герцена и академии Штиглица.
Лошадь приводят из конюшни в основное помещение мастерской и ставят так, чтобы вокруг было пространство. Иногда к постановкам привлекают натурщиков, в том числе в необычных костюмах. Например, в феврале студенты рисовали кобылу Ласковую вместе с мужчиной в образе русского богатыря. А еще в мастерской живет котенок Мосик — он совсем не боится лошадей и постоянно бегает по комнате, забираясь на столы и стулья.
— Лошадей трудно рисовать не только из-за сложности анатомии, но и потому что их не заставишь замереть, — рассказывает Талгат Досманов, студент 5-го курса. — Лошадь может испугаться новых звуков, например царапанья мастихином по холсту. Рисуя лошадь, я становлюсь охотником: высматриваю нужный момент, нужный ракурс и бросаюсь быстрыми линиями ухватить движение. Это очень увлекательно и невероятно утомительно, спустя два часа такой работы я чувствую себя выжатым.
Талгат очень любит мастерскую — он говорит, что там лучшее освещение во всей Академии художеств. Студенты также ценят удобство конюшни по соседству с вузом — для работы с лошадьми не нужно ехать за город. «Открыл дверь, завел лошадь, поработал, отвел обратно, закрыл дверь», — описывает процесс Андрей Черноволос, студент 5-го курса факультета скульптуры.
— Первый раз я писал лошадь с натуры после первого курса в Пушкинских горах, когда нас отправили на летнюю пленэрную практику, — вспоминает Талгат. — Мы рисовали запряженного в телегу коня, который практически не мог повернуться. В мастерской всё по-другому: лошадь стоит свободно, крутится. Поэтому ты можешь сделать небольшой эскиз или зафиксировать идею в голове, а когда лошадь повернется, использовать это для работы.
По словам Талгата, мастерская с конюшней — уникальное место, потому что лошадей нет ни в академии искусств во Флоренции, ни в Париже.
Почему создателям конюшни не всегда нравится, когда о ней рассказывают
В 2018 году местный жеребец Бабахан получил несколько переломов, когда шел позировать по гололеду. Пожилой конь не мог стоять на ногах, его пришлось подвесить на тросах. Тогда конюшня столкнулась с негативной реакцией горожан.
— Простая публика нам очень помогала, а потом приехало телевидение и сказало то, чего мы не просили: все, кто хочет помочь, отправляйте денежные пожертвования, — рассказывает Ксения. — Нам тут же стали говорить, что мы использовали коня для проката по городу, но такого, естественно, не было. Ему больше 20 лет, какие покатушки.
А недавно в одном из блогов о Петербурге рассказали, что в саду якобы можно покормить лошадей и бесплатно покататься. «Что у нас творилось!» — вспоминает Ксения.
После этого в саду появились объявления о том, что лошадей кормить нельзя — у животных болели животы из-за неподходящей им еды, которую давали посетители.
Ксения Далецкая любит не только лошадей, но и других животных. Дома у нее живет кабан, несколько кошек и собак. Петербургский фотограф Александр Петросян запечатлел Ксению во время прогулки с шестью псами — снимок стал популярным в соцсетях, но Далецкой это не очень понравилось.
Под постом Петросяна многие восхищались Ксенией и ее любовью к животным, но была и критика. Люди говорили, что женщина не справится с таким количеством собак и они причинят прохожим вред. «Негатив — это нормально, но зачастую люди не думают и говорят вещи, которые не соответствуют действительности», — говорит Ксения.
Конюшня при Академии художеств старается жить тихо — далеко не все знают, откуда именно взялись пасущиеся в саду лошади.
«Бумага» просит не оставлять мусор в парке Академии и соблюдать правила общения с лошадьми. Кормить животных можно только с разрешения сотрудников.
Читайте историю про секретный сад с розами и прудом с рыбками в Коломне: за ним ухаживает местная жительница. Мы также рассказывали про мини-пига Дульсинею, которую можно встретить в районе площади Восстания.
Над текстом работали:
Автор текста — Анастасия Рожкова, редактор — Саша Шаргородская, фотограф — Егор Цветков, литературный редактор — Влада Петрова.