16 июля 2020

Мы запустили клуб друзей «Бумаги». Почему нам важно, чтобы вы вступили и помогли сделать издание лучше

Мы запустили клуб друзей «Бумаги», в котором наши читатели и читательницы могут общаться с редакцией и друг с другом, обсуждать повестку, делиться впечатлениями и темами будущих текстов. Для членов клуба мы готовим специальные мероприятия и скидки в дружественных магазинах.

В этом материале генеральный директор «Бумаги» Кирилл Артёменко объясняет, зачем мы запустили клуб друзей и почему нам важно ваше участие.

В июле 2020 года мы запустили клуб друзей «Бумаги». Мы предлагаем читателям оформить регулярный платеж в пользу издания — 150 рублей или больше, и вступить в клуб. Для членов клуба мы организуем регулярные мероприятия — пока онлайн (рассчитывая на встречи вживую в будущем), договариваемся о скидках на хорошие вещи, которые продают наши партнеры. Мы рассказываем членам клуба о нашей работе в регулярной рассылке. В специальном чате можно общаться с нами и с другими членами клуба друзей «Бумаги» — мы надеемся (и уже видим этому подтверждения после первых дней), что такой чат может стать местом для уважительного и интересного разговора без агрессии и бестактности.

Иллюстрация: Елизавета Семакина / «Бумага»

Коронавирус стал для медиа по всему миру толчком к тестированию и запуску клубных моделей. Как и всем другим небольшим независимым компаниям — не только медиа, — этой весной нам было тяжеловато. Восемь лет мы зарабатывали преимущественно на нативной рекламе и мероприятиях, иногда — на исследованиях, в последние несколько лет у нас появилась выручка с платных рассылок.

В середине марта коронакризис отменил и отложил на неопределенный срок мероприятия, лишив нас половины дохода, а в условно нерабочем апреле рекламный рынок в ужасе замер, дожидаясь новостей. Мы работали как черти: людям, как никогда, были нужны новости и поводы для оптимизма. Фестиваль Science Bar Hopping мы перевели в онлайн, запустили несколько новых подкастов и начали продавать в них рекламу.

В мае все вышли из оцепенения, жизнь стала восстанавливаться. Но с самого начала кризиса мы продумывали концепцию нашей клубной модели, чтобы, с одной стороны, быть лучше готовыми к следующим передрягам, а с другой — в коронакризис мы особенно оценили сотрудничество читателей с редакцией, когда люди не только ждут от нас проверенных новостей и обстоятельных материалов, но и постоянно помогают нам: сообщают информацию из больниц, которая так важна и нужна, подсказывают темы для больших материалов, рекомендуют лекторов для наших онлайн-мероприятий, указывают на опечатки, которые при рабочей перегрузке становятся напастью.

В ХХ веке медиабизнес в целом и СМИ в частности были успешной отраслью. Люди обращались к СМИ, когда им нужно было знать новости. Организации обращались к СМИ, когда им была нужна реклама. Обе монополии были разрушены IT-компаниями, создавшими социальные сети и на их основе или отдельно от них — рекламные сервисы. К концу первого десятилетия XXI века это сломало традиционный медиабизнес. Реклама ушла из газет и журналов в интернет — но не в интернет-СМИ, а на интернет-платформы.

В последние годы медиа по всему миру судорожно пытаются изобрести новые способы заработка, чтобы если и не стать прибыльным бизнесом, то хотя бы обеспечивать собственную работу. Это сложно еще и потому, что, за десятилетия привыкнув к монополии на новостную повестку, журналистика стала высокомерной. Когда читатели обрели голос не только в комментариях к материалам колумнистов, они сказали редакциям: слушайте, вы какие-то неприятные и неумные люди, зачем вы нам нужны?

Сравнительно молодым медиа проще — мы не помним хороших времен, поэтому и кичиться нам нечем. Мы не только спокойно, но и благодарно относимся к читательской критике. Мы хотим выполнять свою работу качественно, делая таким образом и жизнь наших читателей, и нашу собственную жизнь понятнее и лучше. Ведь журналистика по-прежнему нужна здоровому обществу.

Чтобы независимая журналистика существовала, за нее кто-то должен платить — рекламодатель, покупая доступ к аудитории СМИ или место в повестке конкретного медиа, или читатель — через разные формы прямых финансовых отношений с изданием, которое ему симпатично, полезно и интересно. Есть три основных типа взаимоотношений читателей с изданиями: подписка, пожертвования (донаты) или клубная модель. Их можно спутать, но разница существенна.

В случае подписки читатель издания платит за продукт, который ему нужен по каким-то практическим причинам. Подписка на деловое издание — для делового человека, который хочет быть в курсе новостей рынков. Платная подписка на общественно-политическое издание — для человека, который считает отбор новостей и проверку фактов в этом издании настолько качественными и близкими его мировоззрению, что готов за это платить. Это понятные потребительские отношения, которые, впрочем, не исключают теплой эмоциональной связи между читателем и брендом издания.

Донаты — модель, подходящая для некоммерческих изданий, которые работают во имя важных, с точки зрения некоторых читателей, целей. Например, успешно собирать донаты может издание, которое освещает полицейский произвол и несправедливые суды, как «Медиазона». Или рассказывает об обездоленных и слабых, призывая помочь им, как «Такие дела». Читательские пожертвования — это залог существования таких изданий. Читатели, жертвующие деньги любимым изданиям, ничего не требуют взамен, кроме дальнейшей добросовестной работы во имя общей идеи.

Клубная модель объединяет две предыдущие модели с точки зрения мотивов платящих изданию людей. Читатель может оплатить членство в клубе просто потому, что он благодарен изданию за ежедневную работу и хочет его поддержать. В то же время, читатель может оплатить членство в клубе, чтобы получить бонусы, которые издания предлагают за поддержку: например, мы договорились с партнерами «Бумаги» о существенных скидках на вино, книги в «Подписных изданиях» и косметику от «Самосвета». Но основа клубной модели — это участие читателей в работе издания, возможность прямого диалога и дискуссии с теми, кто это издание делает, а еще — причастность членов клуба к сообществу людей, у которых могут быть разные взгляды на спорные вопросы, но близкие ценности.

Прошлой осенью, к концу восьмого года нашей работы, мы заново сформулировали миссию «Бумаги». Мы работаем для того, чтобы люди не чувствовали себя одинокими в большом городе. Да, мы по-прежнему издание о Петербурге как о лучшем городе для жизни. Но, говоря о жизни в Петербурге, мы порой говорим о жизни в большом городе в принципе. Человек подписывается на культурный гид — и понимает, что ему есть у кого спросить совета в чате с другими подписчиками. Человек приходит на наше научно-популярное мероприятие — и видит пятьсот человек, которым тоже интересна наука. Человек читает нашу новость про петербуржца, восстановившего историческую дверь в своем доме, — и видит, что есть люди, которым тоже важны идеи красоты и исторической преемственности. Так благодаря нашему медиа люди понимают, что они не одиноки.

Короче, мы делаем клуб друзей «Бумаги», не только чтобы быть финансово устойчивыми во время кризиса, но и чтобы повысить качество нашей работы: новостей, журналистских историй, тематических рассылок, мероприятий для сообществ по интересам. Нам кажется, что никто не расскажет нам о наших удачных находках и недостатках лучше тех, кто пользуется нашими продуктами и считает, что мы делаем полезные вещи.

Подробнее о клубе можно прочитать здесь. Вступайте, если хотите поддержать нас, воспользоваться тем, что мы предлагаем взамен, или участвовать в работе «Бумаги».

Если вы нашли опечатку, пожалуйста, сообщите нам. Выделите текст с ошибкой и нажмите появившуюся кнопку.
Подписывайтесь на «Бумагу» там, где вам удобно
Все тексты
Блог «Бумаги»
У «Бумаги» появилась корпоративная подписка! Ваша компания может купить рассылки про вино, дома и культуру для всех сотрудников
Редактора «Бумаги» Влада регулярно путают с блогером Владом Бумагой. Даже звали на интервью! Но есть и минусы — спикеры смеются, а школьники спамят в личку паблика 🤦‍♂
«Бумага» открывает вакансию менеджера спецпроектов. Мы рассматриваем кандидатов как из Петербурга, так и из Москвы
Прошла первая офлайн-встреча Клуба друзей «Бумаги». Как мы провели дебаты, на которых спорили о городских проблемах
Мы с вами ждали этого восемь лет — у «Бумаги» появился поиск по сайту 🎉 Как вам?
Четвертая волна коронавируса
ВОЗ назвала новый штамм коронавируса греческой буквой Омикрон. Мутация признана «вызывающей беспокойство»
Что известно про новый штамм коронавируса B.1.1.529? Насколько он опасен и заражен ли им кто-то в России?
ВОЗ: пик текущей волны коронавируса в России пройден, поскольку заболеваемость снижается уже три недели
Что не так с облегчением страданий тяжелобольных людей? «Хоспис на дому» и AdVita объясняют случай с блокадницей, пытавшейся себя прооперировать
Правда, что госпитализаций с коронавирусом в Петербурге стало рекордно мало? Показываем график
Новый год — 2022
В конце декабря на Конюшенной площади в Петербурге откроется каток ⛸
Главную новогоднюю ель установят на Дворцовой в начале декабря. На Манежной тем временем идет монтаж рождественской ярмарки
«Никольские ряды» начнут новый зимний сезон 1 декабря. Горку для катаний сохранили, вход на территорию будет бесплатным
Откуда привезут новогоднюю ель для Дворцовой и что с деревом будет после праздников? Отвечают власти
Уже планируете Новый год? В Смольном тоже — там рассматривают введение дополнительных запретов 😱
Как меняется Петербург
В Саду Дружбы закончились работы по благоустройству. Показываем, как изменилось общественное пространство
Ради строительства Большого Смоленского моста хотят снести восемь исторических домов. Что это за здания?
Смольный может построить велодорожку из Лахты до Смолячкова. На «технико-экономическое обоснование» проекта выделили 11 млн рублей
Новый мост через Неву свяжет два берега Невского и Красногвардейского районов. Что известно о разводной переправе и как она может выглядеть
Как добиться установки урн во дворе, на набережной или в парке? Мундеп из Петербурга составил инструкцию
Вакцинация от коронавируса
Что известно про новый штамм коронавируса B.1.1.529? Насколько он опасен и заражен ли им кто-то в России?
В общественном транспорте Петербурга не будут вводить QR-коды. А что насчет такси?
В Ленобласти введут обязательную вакцинацию вслед за Петербургом. Рассказываем, кого она коснется
В России регистрируют вакцину «Спутник М» для подростков. Что про нее известно?
Губернатор Ленобласти Александр Дрозденко отозвал свое предложение о признании иностранных QR-кодов в регионе
Коллеги «Бумаги»
Обвинительные клоны
Непрофессиональное заболевание
Как читать новости о ковиде?
Научпоп
Фестиваль научных и исследовательских фильмов «Мир знаний» проведут в Петербурге с 1 по 6 декабря. Тема этого года — космос
Почему у облаков в Петербурге бывают ровные края? Мы узнали у популяризатора астрономии и синоптика. Обновлено
Оказывается, первой в мире заболевшей коронавирусом была продавщица морепродуктов из Уханя — и это важная новость. Главное из статьи Science
Объявлены лучшие научпоп-книги 2021 года по версии премии «Просветитель». Что почитать из списка?
Мы объединим ученых из разных городов на вечеринке в поезде Москва — Санкт-Петербург. Как поучаствовать?
Подкасты «Бумаги»
Как понять, что вы живете в гетто? Слушайте лекцию о том, почему происходит сегрегация в городах
Зимовка в теплой стране — это дорого и сложно? А что с границами? В этом подкасте планируем побег от холодов
Нанохлеб, «графеновики» и 3D-печать домов: в этом подкасте обсуждаем новые материалы и придумываем, что взять с собой в постапокалипсис
Как рождаются планеты и какой космос на вкус? Слушайте лекцию с фестиваля Science Bar Hopping — о роли пыли во Вселенной
Как интернет изменил наше общение? Подкаст про войсы, ошибки в переписке, стикеры и цифровой этикет 👋
К сожалению, мы не поддерживаем Internet Explorer. Читайте наши материалы с помощью других браузеров, например, Mozilla Firefox или Chrome.