9 июля 2021

«Мы показываем то, чего нет в интернете». Как РНБ снимает тиктоки о старинных журналах, дореволюционном стендапе и драке в читальном зале в стиле Mortal Combat

В марте 2021 года у Российской национальной библиотеки появился аккаунт в TikTok. В коротких видео сотрудники РНБ рассказывают истории про дореволюционный стендап, британские карикатуры о России XIX века и редкие фото Максима Горького. Сейчас у аккаунта почти 40 тысяч подписчиков.

Заместитель руководителя пресс-службы РНБ Андрей Тарасов рассказал «Бумаге», зачем библиотеке вести блог в TikTok, как снимали ролик про драку в читальном зале в стиле Mortal Kombat и как на видео реагирует аудитория.

Как у библиотеки появился блог в TikTok

— В феврале 2021 года наш генеральный директор Владимир Гронский на форуме «Книжный маяк Петербурга» объявил, что библиотеке пора идти туда, где находится молодежь, — в TikTok. Сформулировал задачу, и мы вместе с его заместителем Валентином Сидориным за несколько дней разработали контент-план на месяц вперед.

За полгода до этого, в октябре, мы с коллегами уже обсуждали идею создания страницы в TikTok, но мнения разделились: лично я считал, что нам туда идти не надо и вообще TikTok надо в России запретить как соцсеть, отрицательно влияющую на молодежь. Но директор мыслил иначе, и когда мы туда все-таки пришли, то поняли, что нас там ждут.

Первый приветственный ролик с представлением библиотеки за несколько дней собрал более 200 тысяч просмотров. Для нас это был эксперимент, который оказался успешным: с марта по июнь наши ролики набрали более 5 миллионов просмотров. Другие соцсети мы также ведем, но такой популярности, как в TikTok, не снискали.

Все видео начинаются стандартно: «Здравствуйте, друзья!» — такая форма обращения была выбрана не случайно: сразу понятно, что мы открыты, рассказываем просто и без пафоса. Перебирались разные варианты: товарищи, господа, судари и сударыни нам не подходили, ведь библиотека объединяет людей всех политических взглядов и сословий.

Как в РНБ снимают видео о дореволюционных велосипедах, информационной войне в XIX веке и драке в читальном зале

— Над проектом работает команда из трех сотрудников пресс-службы и девяти специалистов из различных отделов библиотеки, занимающихся хранением и обработкой фондов. Отдельных специалистов мы не набирали: не было смысла, ведь для нас главное — это знания наших сотрудников.

Для обсуждения плана мы создали отдельный чат и там обмениваемся идеями. Все видео снимаем на телефон: чаще всего каждый записывает ролик сам или просит коллегу. Идею обсуждаем заранее — так же, как и текст. Перед съемкой обязательно репетируем, и снимаем, как правило, с трех-четырех дублей. Иногда получается и с первого.

Сотрудники библиотеки охотно соглашаются сниматься. Почти в каждом фонде библиотеки есть те, кто часто выступает публично, потому говорить на камеру у них получается легко. Бывают, увы, отказы, но мы не настаиваем. В таком случае рассказывает кто-то из сотрудников пресс-службы.

Самая сложная часть работы — сбор информации. Для ролика «Информационная война 170 лет назад» (о карикатурах на Россию середины XIX века из британского еженедельного сатирического журнала Punch — прим. «Бумаги») я пролистал подшивки журнала Punch за несколько лет. Самый трудоемкий ролик мы подготовили к Пасхе, тогда сильно помогли сотрудники русского журнального фонда библиотеки. Они пролистали десятки журналов за несколько десятилетий, сделали закладки, а мы выбрали из этого огромного массива самое интересное: карикатуру на Николая I, русских моряков в плену у британцев, обстрел во время вечеринки в Севастополе. Простые ролики тоже снимаем, конечно.

Идеи придумываем разные — важно находить интересные вещи в контексте информационной повестки. Например, проходит форум, на котором обсуждают профориентацию молодежи, и мы задаемся вопросом: а какие профессии были 150 лет назад и какие из них сохранились? Zoom изменил условия для российской науки — а знали ли вы, что первый скайп изобрели в СССР? Увеличилось количество ЧП с участием велосипедистов и самокатчиков — давайте мы вам расскажем о самых безумных моделях велосипедов конца XIX века?

Снять ролик «Это разборка питерская» про потасовку в одном из читальных залов предложил первый заместитель гендиректора Валентин Сидорин. Решили обыграть эту странную ситуацию с юмором, и я предложил изобразить ее через героев компьютерной игры Mortal Kombat. Видеоролик мгновенно стал виральным и волной прошел по социальным сетям, крупнейшим изданиям, блогерам-миллионникам и федеральным телеканалам. Было приятно, когда нашу отработку негативного инфоповода назвали блестящей. Но сама ситуация, конечно, печальная: устроить драку в библиотеке… Смех сквозь слезы.

Пока нам удается сохранять темп: со 2 марта мы каждый день публикуем по одному ролику. При подготовке, конечно, помогает опыт публичных выступлений. Мне помогает опыт работы на телевидении, коллегам — навык интервью телеканалам и участие в форумах, научных конференциях.

Как на видео реагирует аудитория и что библиотека отвечает на комментарии

— 99 % отзывов на наш блог — положительные и даже восторженные, люди соскучились по такому контенту. Часто зрители предлагают нам идеи, просят рассказать о каком-то событии, книге. Мы охотно идем навстречу.

Положительные комментарии, конечно, нас вдохновляют. Мои самые любимые такие: «Пожалуйста, оставьте меня на этой светлой стороне TikTok»,

«Хотел уже удалить TikTok, но тут появились вы, спасибо!», «Кто бы мог подумать, что лучшим аккаунтом в TT станет аккаунт библиотеки».

К ответам на комментарии стараюсь подходить вариативно. Например, к ролику о том, как певица Дора снимала клип к песне «Втюрилась» в зале эстампов (отдел, где хранятся гравюры, рисунки, альбомы, открытки — все, что связано с иллюстрациями — прим. «Бумаги», появилась такая ветка обмена комментариев со зрителем.

Недавно мы начали знакомить аудиторию с нашими экскурсоводами. Продолжим рассказывать о наших уникальных фондах, также расскажем про столовую и про мытье скульптур.

А еще вы знали, что известный многим поколениями советских детей Мурзилка в 1924 году был черно-белым щенком, а желтым пушистым существом стал в 1937 году? Но изначально мурзилками называли лесных человечков в цикле рассказов Анны Хвольсон «Задушевное слово» в 1887 году. Самих человечков нарисовал американский художник Палмер Кокс в 1883 году, и назывались они «брауни». Готовим ролик об этом.

Что в РНБ думает о своем успехе и о TikTok в целом

— Предполагаю, что успех аккаунта связан с тем, что мы показываем вещи, которые порою невозможно найти в интернете, — то есть всё дело в уникальном и великом культурном достоянии, которое хранится в Российской национальной библиотеке. Мы стараемся рассказывать о том, что нам самим интересно, и говорить естественно, будто нас и зрителя не разделяет экран смартфона. Словно делимся с друзьями: «О, знаешь, что я нашел? Сейчас я тебе такое расскажу!»

TikTok — очень удобный, современный и популярный инструмент общения с аудиторией. Но главное, что социальная сеть помогает нам реализовывать важную часть нашей миссии: просвещать граждан России. А еще так мы повышаем узнаваемость бренда Российской национальной библиотеки и популяризируем наши электронные ресурсы и события. Сейчас в TikTok появилось много аккаунтов различных учреждений культуры, в том числе библиотек, — коллеги четко улавливают тренды и к созданию роликов подходят творчески, нам нравится.

Сегодня мы убиваем время не перед телевизором, а листая ленты соцсетей. Фильмы или кафе выбираем по советам блогеров, а не критиков. Чтобы разобраться, как изменилась информационная реальность, «Бумага» и «7×7» при поддержке Европейского союза запускают проект «Все мы медиа». В нем мы рассказываем о региональных и нишевых авторах, ставших авторитетными медиа, проводим социологические исследования и серию фестивалей «Кампус»


Читайте интервью с петербургским студентом, который в своем блоге простым языком пересказывает научные исследования — о фэтфобии, мирных протестах и контрактной армии. А еще — историю девушки, которая уже 10 лет живет с сахарным диабетом первого типа, и снимает про это тиктоки.

Если вы нашли опечатку, пожалуйста, сообщите нам. Выделите текст с ошибкой и нажмите появившуюся кнопку.
Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить
Все тексты
Все мы медиа
В России частично ограничат доступ к Facebook. Руководитель «РосКомСвободы» — о том, что изменится для пользователей
Исследовательница фейков — о том, как читать новости во время военного конфликта и избежать дезинформации
Что делать с тревогой от новостей про конфликт Украины и России? Рассказывает психолог
Как читать новости про конфликт вокруг Украины и не попасться на фейк?
Что горожане думают о «марафонах желаний» и личностных тренингах? Результаты опроса в одной картинке
Свободу Саше Скочиленко
Как помыться из бутылки за 6 минут и погулять в помещении 2х5 метров? Саша Скочиленко — о месяце в СИЗО
Адвокат: Саша Скочиленко испытывает сильные боли в сердце и животе. Она жалуется на условия для прогулок и несоблюдение безглютеновой диеты
Адвокат: Сашу Скочиленко запирали в камере-«стакане», у нее продолжают болеть живот и сердце
«Я очень обеспокоена ее самочувствием». Адвокат Саши Скочиленко — о состоянии подзащитной в СИЗО
Саша Скочиленко остается в СИЗО. Суд продлил ее арест еще на один месяц
Военные действия России в Украине
«Звук от фейерверков многих напугал». Школьники из Мариуполя побывали на «Алых парусах» — вот их реакция
Как получить украинскую визу в Петербурге? Подробности от МИД
«Все мы — милитаристы и имперцы». Директор Эрмитажа Михаил Пиотровский дал интервью «Российской газете»
«Надписи несут надежду, что не все люди в городе конченые». Как стрит-арт стал главным инструментом антивоенных протестов
Минобороны РФ отчиталось об «успешном наступлении» на Северодонецком направлении, Украина заявила о готовящихся Россией обстрелах Харькова. Главное к вечеру 19 июня
Экономический кризис — 2022
В Петербурге повышают доход депутатов, чиновников и губернатора. На это уйдет 697 млн рублей из бюджета
Петербург опустился на 88-е место по уровню комфорта в рейтинге The Economist — из-за последствий войны в Украине
«Все будут воспринимать это как „Мак“». Первые посетители «Вкусно — и точка» — о качестве бургеров, ценах и бренде
Грозит ли России голод? Что будет с импортом, ценами и безработицей? Как изменится производство? Отвечают экономисты
На месте McDonald’s в Петербурге открылась сеть «Вкусно — и точка». Показываем один из ресторанов
Давление на свободу слова
«Дочь сказала, что ей больше не нравятся полицейские». Директор «ПЕН-клуба» в Петербурге — о задержании за дискредитацию армии на выходе из поликлиники
Запрет Facebook и Instagram за «экстремистскую деятельность» вступил в силу. Чего опасаться?
«Ты не Петр I, ты Адольф II». Как Петербург протестовал в День России — с плакатами, самолетиками и пластилиновыми птицами
Школы и детские сады Петербурга готовятся ко Дню России. Дети танцуют под Газманова, рисуют триколоры и клеят на окна изображения голубей
С конца мая в телеграме травят музыкантов, выступающих против войны, — теперь их концерты в Петербурге отменяют. Что об этом известно
Хорошие новости
«Скучно стало, и поехал спонтанно». Житель Мурина второй месяц едет на самокате из Петербурга во Владивосток
Памятник конке на Васильевском острове превратили в арт-кафе. Показываем фото
В Петербурге запустили портал с информацией обо всех водных маршрутах 🚢
На Васильевском острове откроется кафе «Добродомик». Там будет работать «кабинет решения проблем»
В DiDi Gallery откроют выставку Саши Браулова «Архитектура уходящего». Зрителям покажут его вышивки с авангардной архитектурой
Подкасты «Бумаги»
Откуда берутся страхи и как перестать бояться неопределенности? Психотерапевтический выпуск
Как работают дата-центры: придумываем надежный и экологичный механизм обработки данных
Идеальная система рекомендаций: придумываем алгоритмы, которые помогут нам жить без конфликтов и ненужной рекламы
Придумываем профессии будущего: от облачного блогера до экскурсовода по космосу
Цифровое равенство: придумываем международный язык, развиваем медиаграмотность и делаем интернет бесплатным
Деятели искусства рекомендуют
«В Петербурге нет ни одного спектакля, где столько крутых мальчиков-артистов». Актриса МДТ Анна Завтур — о «Бесах» в Городском театре
«Верните мне мой 2007-й». Актер театра Fulcro Никита Гольдман-Кох — о любимых спектаклях в БДТ
К сожалению, мы не поддерживаем Internet Explorer. Читайте наши материалы с помощью других браузеров, например, Mozilla Firefox или Chrome.