30 марта 2015

Кехман в Петербурге: от бананов и джаза до Михайловского театра

Генеральный директор Михайловского театра Владимир Кехман назначен на ту же должность и в Новосибирском государственном театре оперы и балета. Там он займет место Бориса Мездрича, уволенного из-за скандала вокруг оперы Вагнера «Тангейзер». Теперь Кехман не исключает, что в петербургском театре он может перейти на пост художественного руководителя.
«Банановая империя» и роль Принца Лимона в «Чиполлино», скандал с кокаином, банкротство компании, конфликт с труппой и личные амбиции в области театрального менеджмента — «Бумага» вспомнила, чем известен Владимир Кехман в Петербурге.
Фото из архива Михайловского театра

Бананы, церкви и другие интересы Кехмана

Владимир Кехман, выпускник факультета иностранных языков Самарского пединститута, изначально получил известность как «банановый король» из-за принадлежащей ему одной из крупнейших в Европе фруктовой компании JFC. Она не только занималась экспортом, преимущественно бананов, но и владела собственными плантациями, например, в Эквадоре, и торговыми судами. По словам самого Кехмана, с 2006 года он не занимался оперативным управлением JFC, которое перешло на младших партнеров по бизнесу Андрея Афанасьева и Юлию Захарову (проспонсировавших впоследствии постановку детского балета «Чиполлино» в Михайловском).
Несмотря на формальную отстраненность Кехмана от дел JFC, его имя периодически всплывало в связи со скандалами в компании. Так, в 2011 году на борту грузового судна, перевозившего фрукты JFC, было обнаружено 120 килограммов кокаина. Тогда Кехман заявил, что «вся наркоторговля полностью связана с бананами».
Владимир Кехман: «Я по-прежнему говорю на языке бизнеса, при том что мои коллеги зачастую его не понимают»
В начале 2012 года компания JFC подала иск о банкротстве. Крахом «банановой империи» послужила «арабская весна» и финансовый кризис в некоторых средиземноморских странах. Топ-менеджерам компании пришлось отвечать на требования банков вернуть займы в суде, а в конце 2014 года Кехману лично предъявили обвинение в хищении заемных средств, в его кабинете в Михайловском прошли обыски. Среди основных кредиторов JFC были, к примеру, «Сбербанк», «Банк Москвы» и «Райффайзенбанк».
Уже на посту генерального директора Михайловского театра Кехман начал масштабно вкладываться в петербургскую недвижимость. Он купил, например, гостиницу «Речная» и универмаг «Фрунзенский». В последнем Кехман даже собирался открыть концертную площадку Михайловского. Кроме того, гендир театра активно поддерживал реконструкцию церквей не только в Петербурге, но и Гамбурге, за что и был удостоен орденами Святого благоверного князя Даниила Московского III степени, преподобного Сергия Радонежского III степени и Серафима Саровского III степени.

В Михайловском театре

Театром и оперой Владимир Кехман изначально интересовался опосредованно; по его собственному признанию, джаз всегда интересовал его намного больше. Как результат — открытие в 90-е годы JFC Jazz Club, одного из главных джазовых заведений Петербурга.
Генеральным директором театра на площади Искусств Владимир Кехман стал летом 2007 года, при губернаторе Валентине Матвиенко. Тогда здание Театра оперы и балета имени М. П. Мусоргского нуждалось в серьезном ремонте, а сам театр — в основательной работе над репертуаром и мотивацией труппы.
Амбиции нового гендира выходили далеко за пределы развития собственно театра. Тем не менее Кехман уже на одной из первых встреч с коллективом установил курс на самоокупаемость, вопреки возражениям о том, что гостеатры никогда не окупаются.
Владимир Кехман
генеральный директор Михайловского театра

— Я по-прежнему говорю на языке бизнеса, при том что мои коллеги зачастую его не понимают. Во многих случаях, не скрою, есть трудности с пониманием. Но мы работаем, идем к сближению.

Новым гендиром в театре предсказуемо были недовольны: по мнению труппы, импортер фруктов должен был заниматься экономическими и хозяйственными вопросами театра, а не художественной частью. Кехман сразу же вернул Малому оперному театру его дореволюционное название, в здании начался ремонт (в реставрацию Михайловского Кехман вложил около 20 миллионов долларов собственных средств), новый глава пригласил на пост руководителя балетной труппой театра балетмейстера Фаруха Рузиматова, а оперный коллектив возглавила певица Елена Образцова.
Осенью 2008 года артисты театра выступили с открытым письмом. В нем труппа жаловалась, что у театра все еще нет художественного руководителя, главного дирижера, главного режиссера и заведующего оперной группой, за год работы в театре поставили только балет «Спартак», а из 20 опер осталось лишь четыре. При этом, вступая в должность, Кехман обещал семь премьер в новом сезоне, в том числе и постановку «Орестея» Александра Сокурова, которую в итоге закрыли. Подписавшиеся отмечали, что многие работы в театре велись без согласования КГИОП, некоторых членов труппы с помощью давления и лжи принуждали уволиться, сотрудникам запрещалось выступать в СМИ.
Андрей Аниханов: «Конкретные художественные вопросы мы как-нибудь сами решим с балетом. Вам не надо вмешиваться. Вы дилетант»
Еще одной значимой претензией к Кехману со стороны театра стало то, что из-за увеличения штата администрации Михайловского многие репетиционные помещения переоборудовали в офисы. Саму сцену и зал неоднократно сдавали в аренду под корпоративные мероприятия, благодаря чему на сцене императорского театра удалось спеть, например, Ирине Салтыковой и Валерию Сюткину. Позднее поп-артисты участвовали и в официальных мероприятиях театра: так, в 2013 году на торжественном концерте в честь 180-летия Михайловского в театре выступил Сергей Шнуров.
Позиции Кехман, практически единолично управляющий Михайловским, укрепил профильным образованием: в 2009 году он окончил продюсерский факультет СПбГАТИ, на котором, по словам преподавателя Академии и театрального критика Марины Дмитревской, его учили критике «по сугубо индивидуальному плану». Кехман стал советником губернатора Петербурга по вопросам культуры, а также сам назначил себя исполнителем роли Принца Лимона в балете «Чиполлино», в той же постановке Редисочку сыграла Елена Образцова. Впоследствии Кехман выступал даже в роли дирижера театра.
Образцова, художественный руководитель Михайловского по оперной части, покинула театр довольно скоро, осенью 2008-го. Официальной причиной была названа чрезвычайная занятость певицы. Образцова отправилась на пару месяцев в Японию, а Кехман заявил, что Образцова обещала продолжать консультировать театр по ряду вопросов, а задуманная ею постановка «Паяцев» пройдет и без руководителя. «У меня и так предложений по постановкам, солистам и дирижерам хватает лет на семь», — сообщил гендир.
Именно на Образцову ссылался Кехман, когда рассказывал о том, как его, человека «верующего, крещеного, православного, как еврея» оскорбила постановка «Тангейзер» в Новосибирске. Оперная певица, по его словам, часто повторяла: «Я пою только потому, что Господь дал мне талант, а без Господа я никто», поэтому «Тангейзер» для него — «это демонстрация внутреннего нечестия в стиле и духе союза воинствующих безбожников».
Кехман активно вмешивался в творческий процесс Михайловского с самого начала своей работы. Так, главный дирижер Андрей Аниханов, ушедший из театра вместе с Образцовой, рассказывал, как в антракте одного из показов «Лебединого озера» Кехман позвонил ему и предложил выпить коньяку, чтобы как-то оживить лебедей. Те, по мнению гендира, плыли слишком «медленно и печально». Тогда между Анихановым и Кехманов произошел диалог, приведший в итоге к уходу первого с поста.
Андрей Аниханов
дирижер

— Я 15 лет дирижирую этот спектакль — и не только со своими артистами, но и с многими другими труппами. Я не выдержал и ответил: «Конкретные художественные вопросы мы как-нибудь сами решим с балетом. Вам не надо вмешиваться. Вы дилетант». Кехману это не понравилось. Он обиделся и после мощной паузы спросил: «Может быть, вам тогда уволиться?» — «Нет вопросов».

Тем не менее под началом Кехмана в Михайловский театр пришли такие балетмейстеры и режиссеры, как испанец Начо Дуато, Михаил Татарников, Василий Бархатов, из Большого театра Кехман переманил танцовщиков Наталью Осипову и Ивана Васильева. С 2010 года на театр обратил внимание Владимир Путин: в Михайловском начали регулярно проводиться встречи и презентации с участием самых высоких гостей: от визита Леонардо ди Каприо до выездной церемонии премии ТЭФИ и мероприятий Экономического форума.
В 2013 году Михайловский продлил контракт с Кехманом еще на пять лет. Но теперь, после назначения в Новосибирске, действующий генеральный директор не исключает, что в Петербурге могут появиться новые гендир и его первый заместитель, а сам он займет позицию худрука.
Еще при вступлении в должность в 2007 году Кехман заявил: «Мне кажется, было бы хорошо, если бы в России создали дирекцию императорских театров. Я мог бы ее возглавить».
Если вы нашли опечатку, пожалуйста, сообщите нам. Выделите текст с ошибкой и нажмите появившуюся кнопку.
Подписывайтесь на «Бумагу» там, где вам удобно
Все тексты
Четвертая волна коронавируса
Смольный: более 80 % госпитализированных в Петербурге старше 60 лет
За последний год в России умерли 2,4 миллиона человек. Это худший показатель смертности со времен войны
Оправдана ли паника из-за омикрон-штамма? Ирина Якутенко — о самом необычном варианте коронавируса
❗️ Роспотребнадзор ограничит срок действия ПЦР-теста 48 часами. Для приезжающих из стран, с которыми не возобновлено авиасообщение, введут двухнедельный карантин
Законы о QR-кодах в транспорте могут не успеть принять до Нового года, пишут «Ведомости». Предположительный срок — февраль
Новый год — 2022
В Петербурге запустили почту Деда Мороза — письмо можно отправить в Великий Устюг. Как это работает?
12-метровая горка, карусель и маркет. Как этой зимой выглядит двор «Никольских рядов»
В Ленобласти можно бесплатно заготовить новогоднюю елку. Рассказываем как
В Петербурге запустили бота по поиску катков и лыжных трасс в каждом районе
Сколько потратят на украшение Петербурга к Новому году? А на главную ярмарку? Одна картинка
Как меняется Петербург
В Ломоносове появилось новое общественное пространство — на месте бывшего пустыря
В саду Дружбы закончились работы по благоустройству. Показываем, как изменилось общественное пространство
Ради строительства Большого Смоленского моста хотят снести восемь исторических домов. Что это за здания?
Смольный может построить велодорожку из Лахты до Смолячкова. На «технико-экономическое обоснование» проекта выделили 11 млн рублей
Новый мост через Неву свяжет два берега Невского и Красногвардейского районов. Что известно о разводной переправе и как она может выглядеть
Вакцинация от коронавируса
В Петербурге задержали четырех человек, организовавших бизнес по продаже поддельных QR-кодов. Позднее прокуратура отменила возбуждение уголовного дела
В Петербург поступила новая партия вакцины «Спутник V» — более 100 тысяч доз
Что известно про новый штамм коронавируса B.1.1.529? Насколько он опасен и заражен ли им кто-то в России?
В общественном транспорте Петербурга не будут вводить QR-коды. А что насчет такси?
В Ленобласти введут обязательную вакцинацию вслед за Петербургом. Рассказываем, кого она коснется
Коллеги «Бумаги»
Обвинительные клоны
Непрофессиональное заболевание
Как читать новости о ковиде?
Научпоп
В России вручили премию «За верность науке». Лучшим научно-просветительским проектом года стал Science Slam 🙌
Мы заполнили два вагона поезда Москва — Петербург молодыми учеными. Что было дальше?
«Мир знаний» — ежегодный фестиваль научного кино. Как он изменился и что покажут в этот раз
Фестиваль научных и исследовательских фильмов «Мир знаний» проведут в Петербурге с 1 по 6 декабря. Тема этого года — космос
Почему у облаков в Петербурге бывают ровные края? Мы узнали у популяризатора астрономии и синоптика. Обновлено
Подкасты «Бумаги»
Можно ли воскресить динозавров и мамонтов? Обсуждаем с учеными, зачем восстанавливать древних животных и что с ними стало бы сегодня
Мы всегда онлайн! Не пора отдохнуть от интернета? В этом подкасте обсуждаем зависимость от соцсетей и диджитал-детокс
Как большие данные изменили науку? В этом подкасте слушайте, что можно узнать о соцсетях, дружбе и неравенстве благодаря big data
Как понять, что вы живете в гетто? Слушайте лекцию о том, почему происходит сегрегация в городах
Зимовка в теплой стране — это дорого и сложно? А что с границами? В этом подкасте планируем побег от холодов
К сожалению, мы не поддерживаем Internet Explorer. Читайте наши материалы с помощью других браузеров, например, Mozilla Firefox или Chrome.