10 марта 2015

Авторские права Вагнера и вымышленный Христос: чем закончился суд над спектаклем «Тангейзер»

Суд прекратил дела против режиссера спектакля «Тангейзер» Тимофея Кулибина и директора Новосибирского театра оперы и балета Бориса Мездрича. Скандал, который начался с жалобы митрополита, дошел до Госдумы, а за автора постановки вступилась московская и петербургская театральная общественность.
Как Кулябина упрекнули в нарушении авторских прав Вагнера, почему постер с Иисусом возмутил православных активистов, что об образе Христа в спектакле сказали эксперты и кто поддержал режиссера постановки и директора театра — «Бумага» собрала детали процесса об оскорбленных чувствах верующих.
Сцена из «Тангейзера»

«Вымысел внутри вымысла»: аргументы защиты и обвинения

Мировой суд Центрального района Новосибирска сегодня рассмотрел два дела, связанных с постановкой «Тангейзер» в Новосибирском театре оперы и балета: первое было возбуждено против директора театра Бориса Мездрича, второе — против режиссера постановки Тимофея Кулябина. Оба дела прекратили из-за отсутствия состава преступления.
Елена Медведская
пресс-секретарь Новосибирского театра оперы и балета

— Суд проходил сложно, потому что было большое давление со стороны обвинения. Но у нас были хорошие помощники, и мы очень благодарны театральному сообществу, потому что получили десятки писем. Волна поддержки была очень серьезная, думаю, что отчасти это тоже сыграло роль.

На отсутствии состава преступления настаивал и адвокат директора театра Сергей Бадамшин. Как писали представители театра в официальном аккаунте в Twitter, Бадамшин указал на то, что «отсутствие экспертизы исключает возможность независимой оценки постановки».
Во время заседания заслушали показания свидетелей — протоирея Бориса Пивоварова, готовившего заключение для прокуратуры, а также доцентов кафедр религиоведения МГУ и РГГУ Владимира Винокурова и Бориса Фаликова, представивших заключение о том, что постановка не оскверняет религиозные символы.
Как передавал Sib.fm из зала суда, Пивоваров заявил, что в своем анализе руководствовался методом «наложения сакрального священного на непристойное», однако конкретную литературу назвать не смог. Он также признал, что не имеет образования, позволяющего проводить подобную экспертизу.
Другая свидетельница обвинения, которая, по предположению издания, могла быть одной из православных активистов, пожаловавшихся митрополиту, обвинила Кулябина в «нарушении прав Вагнера».
Марина Бусик-Трофимук
свидетель обвинения

— Мало сказать отличается, он просто уничтожен! Я не пуританка, не ханжа, но я старалась отвернуться от сцены. Моя главная претензия — нарушение прав Вагнера. Если бы Вагнер был жив или его правопреемники, Кулябин бы не решился это ставить, был бы международный скандал!

Винокуров и Фаликов, выступившие на стороне защиты, отметили, что Кулябин демонстрирует вымышленный образ Христа, а не евангелический, а значит, постановка не может оскорбить религиозные чувства.
Позже, как писали в твиттер-трансляции с судебного заседания, Фаликов прокомментировал постер — один из материалов, по которым возбудили дело: декорация к опере представляла афишу фильма «Грот Венеры», который, по сюжету, снял режиссер Тангейзер, на нем Иисус был изображен между ног женщины. Фаликов тем не менее сказал, что «постер служит для того, чтобы поставить вымышленного персонажа в художественный ряд» и не имеет религиозной подоплеки.
Борис Фаликов
доцент кафедры религиоведения РГГУ

— Легенда — это вымысел внутри вымысла. Равно как и фильм о Христе в постановке Кулябина — вымысел внутри вымысла. <...> Когда я вижу на сцене актера в образе Христа, я вижу именно актера. Он изображает — мы от него отстранены как зрители. Когда зрители смотрят на сцену, они должны понимать, что это вымышленная реальность.

На том, что постановка не является оскорбительной, настаивал также свидетель — театральный критик Роман Должанский.
В своем последнем слове директор театра Борис Мездрич назвал дело «театром абсурда», как написано в официальном твиттер-аккаунте Новосибирского театра оперы и балета. Он также отметил, что в случае обвинительного приговора количество дел по этой статье будет расти «в геометрической прогрессии».
Борис Мездрич
директор Новосибирского театра оперы и балета

— Мы имеем ситуацию, когда судебный процесс возник в результате действий человека, который не видел спектакль. Суд будет сейчас выносить исторический приговор. <...> Оправдательный приговор даст надежду, что здравый смысл есть и судебная система на него откликается. Иначе будет крайне острая ситуация. <...> В случае обвинительного приговора будет активизировано левое радикальное крыло православной церкви. И Майдан тогда покажется детским садом.

Митрополит против театрального сообщества: как «Тангейзер» дошел до суда

Премьера оперы «Тангейзер» в Новосибирском театре оперы и балета прошла 20 декабря. «Тангейзер» Кулябина поставлен по одноименной опере Рихарда Вагнера, только действие перенесено в современность: главный герой не поэт, а режиссер, который снял фильм «Грот Венеры» о молодости Христа.
В конце января митрополит Новосибирский и Бердский Тихон пожаловался в прокуратуру и региональное Заксобрание. Он усмотрел в спектакле осквернение церковной символики и нарушение прав верующих. По его словам, символика используется там не по назначению, что, по его мнению, является нарушением закона. «Верующие люди возмущены. Те, кто посмотрел постановку, пишут письма, звонят по телефону и просят как-то посодействовать соблюдению закона», — сказал тогда митрополит.
После этого прокуратура начала проверку и возбудила административные дела в отношении режиссера спектакля, а также директора театра. Среди материалов рассматривались 54-страничный буклет «Тангейзера», рекламный постер к фильму Тангейзера «Грот Венеры» и видеозапись спектакля. При этом в ходе процесса суд отказался принять независимую экспертизу спектакля.
Директор новосибирского театра Борис Мездрич призвал митрополита к мирным переговорам. По его словам, он не получал ни одного письма от РПЦ, а «уважаемый митрополит не видел спектакля».
Однако скандал с «Тангейзером» получил широкий резонанс не только в Новосибирске. Волну возмущения постановкой подхватили и в Госдуме. Председатель думского комитета по делам общественных объединений и религиозных организаций Ярослав Нилов заявил, что Кулябина нужно привлечь не к административной, а к уголовной ответственности, чтобы впоследствии люди не создавали подобные произведения, «порождающие желание мстить и совершать теракты».
Тем временем на сайте change.org появилась петиция в защиту Кулябина и Мездрича. Как отмечают авторы, постановка не может ограничивать чью-либо свободу вероисповедания.
Из петиции:

«Нет никаких критериев, по которым можно было бы оценить нанесенный ущерб „пострадавшим“, и нет никаких объективных причин для административного или любого другого преследования режиссера, чьи творческие взгляды не сходятся с творческими взглядами „пострадавших“. Вопрос оскорбления чьих-либо чувств исключительно индивидуальный».

За четыре дня петиция собрала более 48 тысяч подписей. Кроме того, за Новосибирский театр оперы и балета, а также за режиссера «Тангейзера» вступилась театральная общественность. Письма в поддержку постановки написали худрук Московского драматического театра имени Станиславского Борис Юхананов, художественный руководитель театра «Современник» Галина Волчек, худрук Московского драматического театра имени Ермоловой Олег Меньшиков, худрук МХТ имени Чехова Олег Табаков, народный артист СССР и худрук театра «Ленком» Марк Захаров, директор Театра имени Вахтангова Кирилл Крок, представители молодых и экспериментальных театров, таких как «Мастерская», «ON.Театр», «Скороход», «Суббота», Post и Новая сцена Александринского театра.
На вручении российской национальной премии «Фигаро» в Петербурге высказался против процесса режиссер Александр Сокуров. По его словам, суд над Кулябиным — это «наступление против сложных людей, наступление против свободных людей, почувствовавших свободу и понявших, что Россия без этого чувства и состояния невозможна как мощная и уникальная страна».
Если вы нашли опечатку, пожалуйста, сообщите нам. Выделите текст с ошибкой и нажмите появившуюся кнопку.
Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить
Все тексты
К сожалению, мы не поддерживаем Internet Explorer. Читайте наши материалы с помощью других браузеров, например, Chrome или Mozilla Firefox Mozilla Firefox или Chrome.