2 января 2021

Как внедрить сортировку мусора в своей школе, а потом распространить опыт на 43 школы России? Рассказывает петербурженка Даша Хамаза

Экоактивистка из Петербурга Даша Хамаза запустила проект по сортировке мусора в школах, когда сама еще училась. Сейчас к REschools присоединились 43 школы в восьми городах России.

Даша рассказала «Бумаге», как уговорила учителей своей школы принять участие в эксперименте, организовала экоклуб для школьников, нашла партнеров для вывоза мусора и как продвигает идеи раздельного сбора в школах во Франции, Бразилии, Японии и Мексике.

Публикация основана на письме из нашей рассылки «Просто быть полезным» — цикле писем о личной благотворительности. Мы создали ее вместе с проектным офисом по социальным инициативам «Билайн».

Даша Хамаза

основательница и лидер проекта REschools

С чего всё началось и как на инициативу отреагировали учителя

— Когда я узнала, что в Петербурге можно сдавать мусор на переработку, то начала разделять отходы сама и уговорила родителей делать то же самое. Глядя на нас, подтянулась вся семья. Хотя в городе нет централизованной системы и, чтобы сдать отходы, нужно ехать в ближайший пункт «РазДельного сбора», я увидела, что этот процесс может легко стать полезной привычкой.

Большую часть своего дня я проводила в гимназии № 631 — и было больно смотреть на количество мусора, который не сортируется. Так я оказалась в кабинете завуча со своим планом — создать экоклуб в школе и найти компанию по переработке.

Изначально ни о чем масштабном я не думала, просто хотела решить проблему на локальном уровне. Школа — отличное место для подобных инициатив, потому что ребята могут сразу видеть изменения и учиться экопривычкам, унося их домой.

Мои родители эти идеи всегда поддерживали — они радуются, если видят REschools в газетах или по телевизору. Говорят, что это их мотивирует продолжать сортировку отходов. У учителей была разная реакция. Большинство педагогов нам содействовали и оказывали колоссальную поддержку, но некоторые говорили, что мы слишком много думаем об экоклубе и не успеваем учиться. Но я считаю, что самое настоящее образование — это опыт подобных проектов, решающих глобальные проблемы.

Как устроен сбор мусора и почему проекту помог бизнес

— На реализацию сортировки в школе и создание клуба ушло не больше двух недель активной работы. Нам очень помогала завуч, продвигавшая проект перед администрацией. Уговорить учителей было непросто, но у нас были аргументы: «Дайте нам шанс попробовать, и мы докажем, что это возможно» и «Это часть образовательного процесса».

Мы договорились с компаниями по переработке пластика и бумаги, чтобы они вывозили вторсырье из школы — многие не хотели работать со школьниками, не доверяли нам. Кроме того, многие компании требовали деньги за вывоз мусора и были готовы работать только в жилых домах. Но мы обзванивали все компании города, пока не нашли оптимальный вариант.

Сейчас на заднем дворе школы стоят два больших контейнера для отходов, которые бесплатно забирают компании (они потом перепродают эти материалы), а остальное — стекло, металл и батарейки — вывозят наши волонтеры во время ежемесячных акций.

Все отходы перед сдачей нужно чистить и досортировывать (потому что школьники не всегда соблюдают правила) — этим и занимается экоклуб. Мы составили расписание волонтеров, которые каждый день собирают сырье из наших самодельных контейнеров (сейчас их около одиннадцати) и относят в баки за школой.

На нашем пути было огромное количество сложностей: нужно было просветить всех учащихся гимназии (их около 900), постоянно быть на связи с компаниями и администрацией, решать ежедневные вопросы по контейнерам и так далее. Мне часто приходилось оставаться в школе до вечера, но я видела прогресс, и это очень вдохновляло.

Как локальный проект превратился в международную кампанию

— Я уже не учусь в гимназии, но экоклуб продолжает работу. Традиции, которые мы создали — День Земли, экоуроки, сменяемость лидера клуба и, конечно, сортировка отходов, — продолжают развиваться.

Через полгода существования системы в школе мы решили поделиться опытом с другими и создали REschools. Наша работа заключается в консультациях и предоставлении информации (плана действий, списка компаний, материалов для уроков). Иногда мы собираем ребят из разных школ, устраиваем мероприятия.

Сначала мы просто приходили в соседние школы или искали заинтересованных ребят через друзей, а позже создали сайт и соцсети. Именно через них нам стали писать школьники со всей России. К нам присоединились школы в Москве, Хабаровске, Томске, Казани и других городах. Мы также на связи с университетом SciencesPo во Франции и несколькими школами в Бразилии, Японии и Мексике.

Прогрессом довольны, но, конечно, хотелось бы двигаться дальше. Сейчас основные члены нашей команды учатся в разных странах, что делает работу сложнее. Мы планируем расширять проект, привлекая ребят из других стран. Основная цель на данный момент — создать сеть из школьников по всему миру, которые могли бы делиться опытом и мотивировать друг друга.


Читайте также словарь экотерминов (от гринвошинга до zero waste) и другие материалы об осознанном потреблении и слушайте наш Короткий подкаст про экокружки.

Если вы нашли опечатку, пожалуйста, сообщите нам. Выделите текст с ошибкой и нажмите появившуюся кнопку.
Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить
Все тексты
Осознанное потребление
В Петербурге меняется климатический подрайон. Говорят, погода будет как в Грузии. Это правда?
«Гринпис» просит Россию поддержать международное соглашение о пластике. В чем его суть?
Петербурженка предложила бороться с гололедом с помощью кофейного жмыха. Что думают в Смольном?
Мусорная реформа в Петербурге началась с гор отходов во дворах. Что об этом известно
Петербуржцы пожаловались на переполненные мусорные баки после Нового года. В чем проблема?
К сожалению, мы не поддерживаем Internet Explorer. Читайте наши материалы с помощью других браузеров, например, Chrome или Mozilla Firefox Mozilla Firefox или Chrome.