23 сентября 2021

Как петербургские учительницы за свой счет ремонтируют кабинеты в сельских школах и ведут об этом ютьюб-шоу «Сменка»

«Сменка» — это проект по ремонту кабинетов в сельских школах и одноименное ютьюб-шоу. Его создали бывшие учительницы информатики Маша Плоткина и Арина Нуриахметова из Петербурга.

До этого девушки проводили вечеринки и курсы для педагогов Geek Teachers. На них учителя могли поговорить о проблемах и послушать про технологии, помогающие сделать обучение увлекательнее и эффективнее.

«Бумага» узнала у Маши и Арины, зачем они занялись ремонтом в школах в разных регионах страны, как их встречали в селах, почему не удалось найти партнеров и как пришлось вложить в проект 1,5 миллиона рублей, отложенных на квартиру.

Как появились проекты Geek Teachers и «Сменка»

Маша: Когда я училась в ИТМО, думала, что буду работать веб-дизайнером. В университете у меня была практика, во время которой я вела компьютерные курсы для детей. Тогда я поняла, что эта работа мне ближе. Абсолютно рандомно выбрала школу и в середине учебного года стала учителем информатики. Там меня встретили словами: «Чего пришла? Другой работы, что ли, нет?» Ждать поддержки со стороны коллег тоже не приходилось. Да и сама школа выглядела так же, как в те времена, когда в ней учились мы и наши родители. Эта гнетущая атмосфера заставила задуматься: что с этим можно сделать?

Я пошла в другую школу и встретила Арину, которая тоже работала учителем информатики и, как мне показалось, хотела перемен. Мы начали организовывать мероприятия: сначала кинопоказы для учеников, а потом события для педагогов. Было много положительных откликов, и вскоре мы получили грант.

Арина: Когда Маша пришла в нашу школу, у меня на столе лежало заявление об увольнении, в котором нужно было только поставить дату. Мне порядком надоели бесконечные отчеты, маленькая зарплата и другие минусы, связанные с работой в школе. Где-то полгода я смотрела на Машу и на то, как она организовывала мероприятия, и поначалу не верила, что это будет работать. А потом подумала, что в этом что-то есть, и подключилась.

Учителям не хватает поддержки для реализации собственных идей. Как правило, в коллективе нет человека, с кем можно придумать что-то, что сделает образовательный процесс более интересным. Наверное, если бы Маша не пришла, я бы окончательно разочаровалась и просто уволилась.

Маша и Арина. Фото из личных архивов

М: Geek Teachers как раз родилась из идеи, что учителям нужна клевая среда для развития и места, куда можно просто прийти и пообщаться с коллегами. В крупных компаниях есть корпоративы и тимбилдинг, а у учителей это проходит так: встретились в учительской, поели колбасы и молча разошлись.

Еще одна проблема, которую, как нам кажется, мы решаем с Geek Teachers, — это неумение учителей пользоваться современными технологиями. Учителя просят учеников убрать телефоны в коробку не из-за того, что они портят зрение, учителя просто не знают, как их использовать, чтобы ученикам было интересно. Как-то к нам в школу пришла женщина для проведения курсов повышения квалификации и написала маркером на мультимедийной доске… Мы организуем курсы, на которых рассказываем о приложениях, которые можно использовать в работе, и стараемся создать атмосферу вечеринки. В общем, Geek Teachers — это комьюнити продвинутых учителей.

Когда всё это стало занимать большую часть жизни, мы ушли из школы. Во время увольнения мне снова сказали: «Ну и куда ты пошла? Никто не возьмет тебя на работу». В общем, вы поняли, что в школе работают одни оптимисты.

«Сменка» вообще возникла спонтанно. Мы с Ариной стояли в очень страшном подъезде на окраине Петербурга и обсуждали наши бизнес-идеи. В какой-то момент мы посмотрели вокруг и подумали: блин, а школа же выглядит точно так же! Потом мы вспомнили старое шоу на MTV, которое называется «Тачка на прокачку», и подумали, что было бы круто сделать такое же, но ремонтировать школы и назвать шоу «Кабинет на прокачку». Это был 2019 год.

Нас вообще не смутило отсутствие опыта в ремонте и съемках. С бывшим партнером мы запустили проект, сделали несколько ремонтов в школах и выпустили видео на ютьюбе. Каждый выпуск набрал где-то по полторы тысячи просмотров. Мы поняли, что сделали что-то не так.

Потом началась пандемия коронавируса, это дало нам время пересмотреть подход. В 2021 году мы решили сместить акцент в сторону шоу и рассказывать не только о том, как делать ремонт в школах, но и показывать учеников, учителей, село и его жителей. Мы также сменили название: теперь проект называется «Сменка».

Сколько денег ушло на ремонт школ

М: У меня были деньги — на покупку квартиры или для вложения в бизнес. Когда ты считаешь себя молодым стартапером, у тебя есть идея и ты в нее веришь, проблемы выбора нет. Я решила, что хочу вложить деньги в наш проект. Это не кликбейтный заголовок, это реальная история.

На каждый кабинет у нас ушло примерно 300–350 тысяч рублей — это только материалы. Еще одна статья расходов — работа операторов и монтажеров, потому что продуктом является не только ремонт, но и медийный контент. Это еще около 150 тысяч.

Работы в Дзержинске (слева) и в Можге (справа)

На всё мы потратили больше 1,5 миллиона рублей. Сюда же входят траты на дорогу и проживание, а также непредвиденные расходы, например доставка. Оказывается, когда ты делаешь ремонт в селе, есть проблема в доступности материалов, поэтому их надо везти из большого города, а это очень дорого. Мы это не учли. Кроме того, мы были ограничены во времени: каждый кабинет нужно было сделать за семь дней. Чтобы сделать что-то быстро, тоже нужно доплачивать. В общем, смета-ожидание и смета-реальность сильно разошлись.

Мы активно искали партнеров, вели переговоры, чтобы сократить собственные вложения, но так и не смогли это сделать в обозначенные нами сроки. Это тоже открытие: если ты хочешь быстро найти партнеров, нужно иметь в запасе как минимум шесть месяцев на переговоры. Это осознание пришло довольно поздно, когда мы уже анонсировали даты конкурса. В том числе поэтому мы вложили только свои деньги. Хотя нет — какая-то поддержка всё-таки была: один партнер подарил нам пуфик.

Как выбирали сельские школы

М: Мы организовали конкурс и продвигали его в наших социальных сетях с аудиторией примерно 30 тысяч человек. В основном это учителя, через которых мы и распространяли информацию: они публиковали ее в родительских чатах и на районных порталах. Еще у нас было желание привлечь новую аудиторию, поэтому мы сделали несколько рекламных интеграций с популярными блогерами в инстаграме, в которых с помощью мемов про школьный ремонт привлекали внимание молодежи. Помимо этого, у нас были информационные партнеры: соцсеть «ВКонтакте» и образовательный портал «Мел». Так как конкурс был бесплатным, неплохо сработало сарафанное радио.

Нам удалось собрать почти 900 заявок — от Волгограда до Владивостока. Мы ориентировались на 1,5 тысячи и очень обрадовались, что этого не произошло, потому что выбрать победителей было бы совсем сложно. В основном заявки приходили от учителей и директоров, совсем немного — от учеников и их родителей.

У нас была мысль не ограничиваться Петербургом и Москвой, потому что чаще всего в этих городах проблем с финансированием нет. Мы выбрали четырех победителей: [школу] в селе Новомоношкино в Алтайском крае, в селе Можга в Удмуртии, в городе Дзержинске в Новгородской области и еще одну школу в Петербурге, ремонт в которой пришлось отложить на осень из-за большого объема работ.

Ремонт в Можге

Главное, на что мы ориентировались при отборе, — высокая мотивация от принимающей стороны. Мы не позиционируем себя как ремонтная бригада в телевизионных шоу «Квартирный вопрос» или «Школа ремонта». Нам важно, чтобы учителя, ученики и жители села принимали участие в ремонте, были вовлечены в эту работу, чтобы потом было желание поддерживать результат.

Другие важные критерии отбора — желание участвовать в съемках и состояние кабинетов в целом. В первом случае это добровольная история. Во втором мы заранее смотрели на класс, который предстоит ремонтировать, и оценивали, сможем ли уложиться в бюджет. Были школы в аварийном состоянии, а мы не можем снести их и построить новые.

Помимо этого, еще на этапе конкурсного отбора мы просили предоставить согласие на проведение ремонта, а директора — подписать документ, что он берет на себя работу по организации. Например, в одной из школ мы выступали благотворителями, то есть подарили ремонт одного из кабинетов. Главное условие — чтобы все строительные материалы и мебель, которые мы дарим, соответствовали нормам СанПиН.

Как проходила подготовка и сам ремонт

М: Мы заранее собирали пожелания учителей и учеников и передавали их дизайнерам, которые на добровольной основе разрабатывали проекты интерьеров. Еще до поездки мы согласовывали их с героями, чтобы понимать, что закупать. Ассистент составлял корзину покупок, день и ночь оформлял заказы в магазинах, а также проверял, есть ли нужные товары в наличии. Это важный подготовительный момент: в селах и небольших городах весьма ограниченный ассортимент, чего-то может просто не быть. Например, найти красивый линолеум — это, как оказалось, задача не из простых. После этого мы высылали расписание на каждый день, а также рассказывали, сколько нужно людей.

Первый кабинет мы сделали в селе Можга в Удмуртии, он оказался самым простым, и это придало нам сил. Не знаю, как бы сложилась судьба проекта, если бы мы сразу столкнулись с проблемами, которые возникали в других школах.

Школа в Можге после ремонта. Дизайнер проекта — Наталья Джгаркава

У нас был клевый дизайн-проект, который, кажется, понравился всем. Его удалось реализовать практически точь-в-точь. Наверное, самое крутое, что получилось сделать, — это уголок класса, который похож на арт-объект. Мы оформили стену пробковым покрытием и разместили на ней грифельную доску — это весьма необычное решение, которое нам предложил дизайнер. Самое сложное, с чем мы столкнулись, — это как раз поиск линолеума. Его пришлось вести 300 километров из Казани. Тот ремонт мы сделали за шесть дней.

С Дзержинском всё было не так просто. Там мы ремонтировали кабинет химии и биологии, где хранились разные колбочки и пробирочки, обращение с которыми требует аккуратности. Тот класс вообще был самым сложным с технической точки зрения. В кабинетах химии и биологии есть тумба, в которой учитель проводит разные эксперименты. К ней прикручена огромная труба, которая выходит на улицу. Когда мы смотрели фото и видео этой заявки, подумали, что было бы прикольно что-то с этим сделать. А на месте оказалось, что справиться за неделю нереально.

Еще там была проблема с полом: учитель просто падал с такого, как бы сказать, подиума. Плюс мы сами добавили себе проблем, когда покрывали стены бетон-контактом: его нужно долго и хорошо размешивать, но мы этого не сделали. В итоге стена была покрыта мелкими камушками. Возможно, это неплохая идея оформления для загородного дома, но не для школы, где покрытие стен должно быть идеально гладким, потому что ученики могут впечататься в них лицом. Это удлинило работы на два дня.

В общем, мы не успели справиться с ремонтом в срок, поэтому из Дзержинска поехали в Алтайский край, где нас уже ждали и сдвинуть сроки было нельзя, а потом возвращались обратно и доделывали то, что не успели. Большое участие в работе принимали учитель, ученики и их родители, что немного ускорило процесс. В итоге типичный кабинет с высокими глухими шкафами превратился в светлый класс с выставочными зонами для макетов.

Ремонт в Дзержинске. Слева — до, справа — после. Дизайнер проекта — Мария Панченко

В селе Новомоношкино в Алтайском крае мы не учли, что много времени и сил отнимает дорога из Барнаула, где мы жили во время ремонта. В кабинете основная проблема заключалась в покрытии стен. Школа очень старая, поэтому, когда мы начали сдирать краску, стена обвалилась до кирпичей. Пришлось потратить много сил, времени и материалов на ее восстановление, но нам так и не удалось сделать идеально ровное покрытие.

Последней школой в этом сезоне, которая расположена в Петербурге, мы планируем заняться в октябре. После наших поездок мы получили очень много отзывов от знакомых и друзей. Все они говорят, что готовы помочь, но, скорее всего, они не совсем понимают, что мы показывали самые веселые моменты поездок. Несмотря на это, мы будем рады помощи. Еще можно стать нашим партнером и помочь сделать ремонт, так как поддержки у нас нет.

Как к проекту отнеслись в сельских школах

М: Если бы мы приехали без предварительного согласования, то, наверное, коммуникации не получилось бы. Например, в Можге мы изначально общались с мамой ученика, которая заранее всех предупредила и создала атмосферу, в которой все были подготовлены к нашему появлению. Нас встречали местные бабушки в удмуртских костюмах, которые пели песни и танцевали, водили нас на застолье. Арину катали на тракторе, меня учили печь блины в печи. Для нас составили обширную программу — мы даже не всё успели посмотреть.

Единственное, в конце ремонта некоторые говорили, что не думали, что им придется так много работать. Они надеялись, что мы с Ариной сделаем всё сами.

А: Местные не понимали, как это — питерские девчонки просто приехали делать ремонт в сельской школе, откуда у них деньги. Они говорили: «Ну зачем вам это?» Но когда мы рассказывали им нашу историю, они как-то сами подключались к работе.

М: В Можге открытие кабинета стало праздником, собралось всё село, было чаепитие и даже приехало телевидение. Местные придумали стихи и песни про нас и наш проект. В Новомоношкино тоже был небольшой праздник. В Дзержинске в ремонте участвовали в основном ученики, мероприятия в конце не было — во многом потому, что много сил ушло на работу.

Возможно, дальше мы будем получать и какую-то негативную обратную связь, потому что мы все-таки не профессиональные ремонтники. Мы рассказываем всё честно: что получилось и не получилось, ведь вокруг этого, как нам кажется, строится реальная драматургия. К тому же мы рассчитываем, что наши опыт и советы вдохновят учителей что-то изменить в своих кабинетах. Плюс нам самим важно понять, как можно улучшить проект, поэтому мы готовы к критике. В целом хуже, чем было в каждом из этих классов, сделать было невозможно.


Читайте также интервью с автором телеграм-канала «Незаслуженный учитель России» и текст о том, как проект «Через театр» запустил фестиваль для детей из глубинки и поставили на сцене Хармса под музыку СБПЧ.

Если вы нашли опечатку, пожалуйста, сообщите нам. Выделите текст с ошибкой и нажмите появившуюся кнопку.
Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить
Все тексты
Работа
К  2030 году дефицит кадров в России достигнет 2-4 млн человек, считают эксперты
Петербуржцы стали реже увольняться, а работодатели сокращают зарплаты. Показываем, как еще война повлияла на рынок труда
Как работать в кайф, если ты дата-сайентистка? Инженерка медицинского стартапа — о правилах жизни удаленщиков, компьютерных играх и работе по минимуму
Больше трети петербургских компаний следят за сотрудниками. Та же картина наблюдается и в других северо-западных регионах
Как работать в кайф в социальной сфере? Директор «Детей Петербурга» — о пользе разговоров про чувства, списках дел и хейте в соцсетях
К сожалению, мы не поддерживаем Internet Explorer. Читайте наши материалы с помощью других браузеров, например, Chrome или Mozilla Firefox Mozilla Firefox или Chrome.