7 сентября 2020

Это «Русская классика» — новая постановка Дмитрия Волкострелова. Он создал пять версий спектакля по главным произведениям XIX века

«Приют комедианта» открывает новый сезон премьерой: Дмитрий Волкострелов, многократный лауреат «Золотой маски» и худрук московского Центра имени Мейерхольда, поставил в театре полуторачасовой спектакль сразу по всей русской классике — еще и в пяти версиях.

В обзоре «Бумаги» читайте, как «Русская классика» борется со школьными трактовками произведений, почему в нем нет знаменитых монологов и зачем Волкострелов отказался брать за основу только одно произведение.

Премьера: 26 августа 2020 года

Продолжительность: 1 час 30 минут без антракта

Ссылка: pkteatr.ru

Билеты: 500–1800 рублей


Про что этот за спектакль?

Спектакль «Русская классика» посвящен сразу всей русской литературе золотого века. Он о самом феномене «русской классики», наших с ним взаимоотношениях. Вместе с художниками Ксенией Перетрухиной и Алексеем Лобановым режиссер создает музейное пространство, наполненное предметами, отсылающими к самым известным произведениям XIX века.

Дмитрий Волкострелов
режиссер

— Виктор Минков настоятельно просил меня подумать о каком-то классическом произведении. Говорил, что, возможно, это будет новый этап, будет «новый Волкострелов». Я честно перечитал какое-то количество текстов. Не могу сказать, что они мне не нравятся, но я понимаю, что выбери я один конкретный, неизбежна ситуация интерпретирования. Я не ярый противник интерпретаций, но придумывать, как мы сделаем текст, в какой диалог вступим с предыдущими постановками, мне не очень интересно. И вот в голову пришла шальная идея: буду делать всю русскую классику. Виктор Минков неожиданно вновь мне доверился.

По словам режиссера, спектакль «Русская классика» — это попытка проанализировать, что она такое сегодня. «Ведь это тексты об утраченной Атлантиде, об исчезнувшей империи, — говорит Волкострелов. — Мы представляем совсем другую цивилизацию по отношению к той, которая описана в этих романах».

Ксения Перетрухина
художница

— Мне кажется, это одна из основополагающих идей режиссера Волкострелова: разрыв между русской традиционной культурой и современностью, мучительная дистанция в 70 лет, которую проложил СССР, поиск понимания, как нам жить и на что опираться, где наш фундамент. Драматургия декораций выстраивается в связи с этой болезненной дистанцией.

Что особенного в постановке?

У спектакля пять версий — по числу артистов, задействованных в постановке (Алена Старостина, Иван Николаев, Дарья Румянцева, Борис Чистяков, Анастасия Казакова). В процессе работы Дмитрий Волкострелов попросил каждого артиста выбрать по одному ключевому событию из каждого десятилетия XIX века. Так как выборки почти не совпадали, было решено сделать пять версий спектакля, подчеркнув тем самым, что история субъективна.

Ксения Перетрухина
художница

— Почему мы ничего не помним из русской классики? Потому что живем с единственной трактовкой — школьной. И важен подход, к которому приходит Дима, подход субъективизации истории и литературоведения. Это социально важный процесс — понять, что человек дистанцируется от жесткой трактовки, забывает. Забывание и происходит с русской литературой.

Почему это нужно увидеть?

Это первый спектакль Дмитрия Волкострелова по русской классике. Прежде режиссер работал в основном с современной российской драматургией и западными текстами, особое место среди которых занимает белорусский драматург Павел Пряжко, по пьесам которого Волкострелов поставил больше 15 спектаклей.

«Русская классика» — спектакль-рефлексия, он представляет собой режиссерское видение того, как россияне в целом и театр в частности могут взаимодействовать с текстами из нашего культурного кода.

Три факта о спектакле

  • «Русская классика» — спектакль не столько о литературе, сколько о времени. Его действие охватывает период с 1799 года (когда родился Пушкин) по 1904 год (когда умер Чехов).
  • В спектакле есть интерактивный элемент: перед началом показа артисты спрашивают зрителей, какие вопросы они задали бы русским классикам — Пушкину, Достоевскому, Толстому, Салтыкову-Щедрину и другим.
  • Тему культурного разрыва Волкострелов прежде поднимал в постановке «Русский романс» в Театре Наций.

Что еще почитать и посмотреть по теме?

Материал «Бумаги» о скандальной судьбе спектакля Дмитрия Волкострелова «Любовная история» — первой постановки режиссера в «Приюте комедианта», а также интервью Восколстрелова по случаю назначения художественным руководителем Центра имени Всеволода Мейерхольда в Москве.

Три культурных события в Петербурге, которые стоят ваших времени и денег 🎭
Главный редактор «Бумаги» Таня Иванова просто, понятно и по-дружески объясняет, почему спектакль, концерт, опера, балет или выставка стоят вашего внимания и денег. И советует, как провести время вдвоем, с семьей или друзьями. А наши партнеры дарят подписчикам билеты.
Подробнее
Если вы нашли опечатку, пожалуйста, сообщите нам. Выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl + Enter.

Вся лента

все новости
Что смотреть в театрах Петербурга
В БДТ представили новую часть «Трех толстяков». В ней гигантский Сталин ест людей, звучат тексты философов, а с потолка сыплются тонны песка. Вот главное о громкой премьере
В Петербурге вручили премию «Прорыв». Вот список молодых актеров, актрис и работников театра, за которыми нужно следить
«Золотая маска» объявила лауреатов. Награды взяли постановки Богомолова и Волкострелова и еще шесть спектаклей, которые нельзя пропускать
В Петербурге объявили победителей премии «Золотой софит». Вот 13 спектаклей, на которые стоит обратить внимание
Выпускники Фильштинского открывают в Петербурге новый театр. Среди первых проектов — спектакли-прогулки по городу
Зима в Петербурге
Прошедший февраль стал самым холодным в Петербурге с 2012 года. Зато солнца было больше, чем за декабрь и январь вместе взятые 🥶🌞❄
Петербургские водители массово жалуются на ямы. В Смольном объяснили, почему дороги пришли в негодность
Вода Адмиралтейского и других каналов окрасилась в ярко-желтый цвет. Горожане называют водоемы «горчичными» и сравнивают с Хуанхэ
Петербуржцы массово жалуются на ямы, которые стали заметны на дорогах после оттепели
Жители Центрального района жалуются на склад снега на Орловской — улицу затопило, людям мешает спать шум техники
Вакцинация от коронавируса
Петербург вышел на «высокое плато» по коронавирусу, говорят власти. Темпы вакцинации снижаются
Нынешний объем вакцинации в Петербурге не позволяет рассчитывать на коллективный иммунитет, заявили в Смольном
Можно ли повторно вакцинироваться от коронавируса, если в первый раз не образовались антитела? Отвечает комздрав
Основной объем вакцинации в России должны завершить к осени. В Петербурге две прививки сделали менее 2 % от реального населения
В Петербурге прививку от коронавируса теперь можно сделать в восьми торговых центрах
Коллеги «Бумаги»
Анастасия Пустовойтова — самая известная женщина-арбитр в российском футболе
Разговор инвалида по зрению с задержавшими его полицейскими
Что россияне думают о фильме «Дворец для Путина»
Чьи агенты? Документальный фильм «7х7»
Протесты в Петербурге 2021
Петербургским школьникам раздают памятки о последствиях участия в несанкционированных митингах
Эксперты представили доклад о свободе интернета в России в 2020-м. Петербург снова попал в «красную зону»
Петербургское управление МВД не усмотрело нарушений при задержаниях журналистов на январских акциях протеста
Запрет на проведение протестных акций нельзя отменить, так как требование использовать СИЗ противоречит закону о митингах, заявил Беглов
В центре Петербурга заметили автомобили Росгвардии, у «Горьковской» установили заборы
Подкасты «Бумаги»
«Партнерство — это свобода выбора». Чайлдфри, синглы и многодетные родители рассуждают о семье, отношениях и стереотипах о браке
«Разучиться летать в космос — это реально». Говорим про будущее лунных миссий, ракеты и космический мусор
«Моя семья пережила одну из самых страшных катастроф XX века». Сотрудники «Бумаги» рассказывают истории родственников, прошедших блокаду
«Человечество — как оркестр: в нем нужны разные инструменты». Как люди с психиатрическим диагнозом публично говорят о жизни с расстройствами
Слушайте семь подкастов «Бумаги» за 2020 год. В них говорим о дружбе, ЛГБТ, путешествиях по России и медицине
Утрата памятников архитектуры
Администрация Ленобласти через суд изъяла у собственника разрушенный дом Говинга. Теперь власти смогут его отреставрировать
История дачи Громова в Лопухинском саду — от купеческой виллы до ленинградской телестудии. Отрывок из письма «Бумаги»
«Меня привлекает обшарпанность города». Как художница создает конструкторы в виде петербургских дворов — с гаражами, деревьями и надписями на стенах
У апостола на фасаде казачьего собора оторвали руку — возможно, во время митинга. Возбуждено уголовное дело
Суд отказался отзывать разрешение на перестройку дома Басевича. Активисты считают, что иск подал человек, связанный с застройщиком

Спасибо!

Теперь редакторы в курсе.