Дмитрий Озерков подтвердил слухи о своем уходе из Эрмитажа — в своих соцсетях куратор заявил, что оставил все российские проекты из-за несогласия с войной в Украине.
Дмитрий Озерков был хранителем французской гравюры XV–XVIII веков и главой отдела современного искусства Эрмитажа, работал с Теодором Курентзисом, ИТМО, школой Masters и БДТ.
«Бумага» рассказывает, при чем тут летнее интервью Михаила Пиотровского, какие эрмитажные проекты возглавлял Озерков, с какими арт-институциями он сотрудничал и какой еще петербургский культурный функционер ушел со своего поста.
Куратор и искусствовед объявил об уходе из Эрмитажа в соцсетях. Он оставил все российские проекты
Слухи о том, что Дмитрий Озерков покинул Эрмитаж, уже циркулировали в музейной индустрии, но сам куратор подтвердил их только 2 октября. Озерков сделал это в своих социальных сетях на английском языке: по словам искусствоведа, он «не намерен иметь ничего общего с сегодняшней Россией».
Озерков добавил, что с начала марта он не принимал участия в эрмитажных мероприятиях, а окончательное решение об отставке сформировалось после интервью директора Эрмитажа Михаила Пиотровского. Долгое время Пиотровский не комментировал войну в Украине — например, 24 февраля на пресс-конференции директор Эрмитажа говорил только о выставочных планах музея и выражал надежду на то, что «культурные связи [между Россией и другими странами] не прервутся».
Но в конце июня Пиотровский дал большое интервью «Российской газете», посвященное в том числе украинскому конфликту. «С отношением к военным действиям тоже всё не так просто. С одной стороны, война — это кровь и убийство, а с другой — самоутверждение людей, самоутверждение нации», — отметил в этой беседе директор Эрмитажа. Он также назвал зарубежные выставки музея «мощным культурным наступлением» и добавил, что Россия «совершает великие глобальные преобразования».
В отличие от Пиотровского, Озерков публично осудил войну в Украине еще 24 февраля. В итоге куратор оставил все российские проекты, перестав быть руководителем программы Art&Science Университета ИТМО, куратором MastersDigital и членом совета по культуре при губернаторе Петербурга. В комментариях к его посту отметили, что Озерков курировал также проектируемый московский культурный центр Zotov от находящегося под санкциями банка «ВТБ». «Из этого проекта вы тоже уходите?» — спросили у куратора. На этот вопрос он пока не ответил.
— После того как Россия ввела свои войска в Украину, диалог и уважение перестали что-либо значить в России, новости сменились пропагандой, в которой ничего не говорится об обвинении российских вооруженных сил в многочисленных преступлениях против мирного населения. Я, как гражданин России, вижу в этом позоре и свою вину. Мой выбор — прекратить что-либо делать в сегодняшней России и для нее.
Дмитрий Озерков работал в Эрмитаже с 1999 года. Благодаря ему в городе показывали Фабра, Хадид и Кабаковых
С 1999 года Дмитрий Озерков работал в Эрмитаже хранителем французской гравюры XV–XVIII веков, а в 2007 году куратор и искусствовед возглавил еще и отдел современного искусства. Именно Озерков стал руководителем нашумевшего проекта «Эрмитаж 20/21», в рамках которого главный петербургский музей обратился к современному искусству.
С тех пор и до 2022 года музей провел десятки выставок: горожанам показывали произведения американского фотореалиста Чака Клоуза, Ильи Кабакова и его жены Эмилии, ирако-британской архитекторки Захи Хадид, мексиканской художницы Фриды Кало, китайца Чжаня Хуаня, английских концептуалистов братьев Чепмен и других всемирно известных авторов. Все эти проекты курировал Дмитрий Озерков.
Многие экспозиции выстраивались вокруг диалога нового и старого искусства. «Я убежден, что диалог современного искусства и работ старых мастеров, этот контраст, позволяет понять предметы сопоставления», — говорил сам Озерков.
Пожалуй, самой громкой и скандальной подобной выставкой стал проект бельгийца Яна Фабра «Рыцарь отчаяния — воин красоты»: в Зимнем дворце, Главном штабе и Новом Эрмитаже выставили чучела животных, черепа, нарисованные ручкой Bic картины и другие экспонаты. Экспозиция вызвала массовую критику, Озерков неоднократно отвечал на претензии. «Я, может, скажу страшную вещь, но музей не должен ориентироваться на общество. Общество должно идти за нами», — пояснял он.
Куратор принимал участие во многих эрмитажных проектах — например, осенью 2021 года Эрмитаж обратился к технологии NFT и начал создание «Небесного Эрмитажа», цифрового филиала музея.
Озерков работал и с немузейными институциями — например, с БДТ и с оркестром musicAeterna
Дмитрий Озерков сотрудничал и с другими петербургскими арт-институциями: так, именно он стал куратором первой в России площадки по продаже NFT-арта от школы Masters. Кроме того, Озерков принимал участие в организации фестиваля Яна Фабра в БДТ — в 2019 году бельгиец привез в Петербург театральные постановки от своей компании Troubleyn. Специально для петербургского театра Фабр сделал спектакль «Ночной писатель», вошедший в постоянный репертуар БДТ.
В 2020–2021 годах Озерков был российским директором musicAeterna Теодора Курентзиса: именно он развивал Дом радио, петербургскую площадку коллектива. В это время в резиденции musicAeterna провели несколько заметных выставок: например, прошлой осенью там выставили фотографии Александра Родченко, а летом 2021 года в Доме радио показывали работы американского видеохудожника Билла Виолы — его видеоработу «Море безмолвия» можно было увидеть в Эрмитаже в 2014 году.
Куратор публиковал свои статьи во многих изданиях, преподавал в вузах и участвовал в зарубежных проектах
В качестве эксперта и спикера Озерков участвовал в десятках петербургских событий, посвященных искусству, а также активно комментировал вопросы культуры и искусства — например, проблемы взаимодействия Эрмитажа и публики или пожар в соборе Парижской Богоматери. 24 февраля 2022 года Озерков заявил в своем инстаграме: «Не понимаю, почему нельзя всё решить за столом переговоров; мне стыдно смотреть в глаза другим из-за сегодняшних новостей».
Искусствовед преподавал во многих учебных заведениях от Европейского университета до ИТМО, где Озерков возглавлял магистерскую программу в области Art&Science. Его статьи по эстетике, искусствознанию и философии искусства публиковались в «Артхронике», The Art Newspaper и других изданиях.
Дмитрий Озерков активно работал с международными проектами: например, именно он курировал некоторые выставки Эрмитажа на Венецианской биеннале изобразительного искусства. Озерков также был комиссаром «кочующей» европейской биеннале современного искусства Manifesta — в 2014 году событие провели в Петербурге, именно тогда петербургский искусствовед курировал его.
Уход Дмитрия Озеркова не единственная перестановка в арт-институциях. В конце августа пост директора ЦВЗ «Манеж» покинул Павел Пригара
Кадровые изменения затронули и другую важную выставочную площадку города, ЦВЗ «Манеж». 31 августа стало известно, что директор учреждения Павел Пригара, руководивший «Манежем» с 2016 года, покидает свой пост. По данным «Фонтанки», Пригара перейдет на новую работу в Москве, причем она не будет связана с музеями или галереями.
Исполняющей обязанности директора выставочного зала стала замдиректора по развитию Анна Ялова — позднее ее могут утвердить в новой должности на постоянной основе.
«Павел Сергеевич сделал очень многое, и даже в сегодняшней сложной ситуации, когда все международные проекты остановились, были возможности продолжать работу, — прокомментировал эту информацию ректор петербургской Академии художеств Семен Михайловский. — Представить себе человека, который с таким же безупречным вкусом и заинтересованностью продолжил бы дело, непросто в сегодняшнем Петербурге».
Что еще почитать:
- Как с 24 февраля изменилась культурная жизнь Петербурга: от переноса выставок до закрытия площадок.