3 декабря 2019

В БДТ открывается фестиваль Яна Фабра — всемирно известного художника и театрального режиссера. Андрей Могучий, Дмитрий Озерков и сам Фабр рассказывают, что там будет

В декабре в БДТ проходит фестиваль Яна Фабра, знаменитого современного художника из Бельгии. В театре представят три его постановки, одна и которых — мировая премьера. На Дворцовой площади покажут запись перформанса, созданного Фабром к эрмитажной выставке в 2016 году, а в подвале БДТ работает выставка Пьера Кулибефа, посвященная художнику. 

Как появилась идея фестиваля и готовилась одна из постановок, чем отличается искусство Фабра и почему оно важно для Петербурга — рассказывают художественный руководитель БДТ Андрей Могучий, заведующий отделом современного искусства Эрмитажа Дмитрий Озерков и сам Ян Фабр.

Андрей Могучий

Художественный руководитель БДТ

— Идея фестиваля возникла у нас с художником Шишкиным-Хокусаем на Венецианской биеннале на открытии русского павильона. Там мы познакомились с Яном Фабром. Я предложил ему поставить спектакль в Фанерном театре, и он, на удивление, практически сразу согласился. Обстоятельства сложились так, что всё это произошло довольно быстро, чему мы очень рады.

На фестивале Яна Фабра будет представлено три спектакля. Премьера Фанерного театра — «Ночной писатель» с двумя артистами, которые уже репетировали в Антверпене. Это Александр Молочников и Андрей Феськов. Премьера будет 14 декабря. В постановке наверняка еще будут дополнения: мы следуем за художественной мыслью, еще идут репетиции.

Второе событие, о котором я хотел бы сказать, — «Воскресение Кассандры» в Каменноостровском театре. Это мировая премьера, сделанная в копродукции компанией Яна Фабра Troubleyn и БДТ. Эта история больше гастрольная. И спектакль Preparatio Mortis будет представлен на основной сцене Большого драматического театра.

Отдельно хочу сакцентировать внимание на том, что в пятницу, 13 декабря, после Preparatio Mortis будет большая дискуссия-марафон. Это мероприятие, сделанное совместно и по инициативе Эрмитажа. Это традиционное мероприятие Эрмитажа, которое в этот раз имеет выездной характер. Туда можно приходить, начало в 20:30 — вход свободный.

Марафон продлится часа три, у нас много спикеров — около 15. Все мы будем говорить об искусстве, естественно, которое, как заявлено, нарушает границы. Будет панель, посвященная взаимодействию театра и музея, и я надеюсь, что эту панель откроет Михаил Борисович Пиотровский и расскажет нам о новейших тенденциях в слиянии театра и музея. Вторая панель будет посвящена сакральности архитектуры, Фанерному театру и этнографическим истокам архитектуры. И третья — мифологии творчества.

Также в достаточно необычном пространстве в подвалах Большого драматического театра уже открыта выставка Пьера Кулибёфа.

Дмитрий Озерков

Заведующий Отделом современного искусства Государственного Эрмитажа

— Для меня большая честь представлять развитие проекта, который в 2016 году мы начали выставкой Яна Фабра в Эрмитаже. Для Эрмитажа это был большой челлендж. Это был и разговор со старым пространством, и вторжение Яна во фламандское искусство с современным фламандским вкусом и мыслью, и выставка, имевшая гигантский резонанс самого разного рода.

Помимо художественного резонанса проект имел скандальный социальный резонанс: все вдруг стали говорить про права животных. Всё началось с разговора о том, что можно показывать в музее, а что нет, а закончилось тем, что Ян Фабр как раз выступает как защитник животных. И этот резонанс позволил выставке из рядового музейного события высокого художественного уровня стать еще и большим социальным разговором.

Я очень рад, что благодаря этому фестивалю и инициативе БДТ Ян Фабр снова в Петербурге. У Яна двойная идентичность, две компании — Angelos, которая производит искусство, и Troubleyn, которая производит театральные постановки. И сейчас Ян приехал в другом, так сказать, плаще — театральном, и мы увидим другую сторону его творческой личности.

Одним из ключевых моментов в эрмитажной истории был перформанс «Любовь высшая сила». Он представлял собой актера — это был сам Ян, который надел доспехи и как рыцарь современного искусства двигался по двору и залам Эрмитажа и преклонял колени перед произведениями искусства прошлого — перед колоннами, перед Рубенсом, перед портретами царей.

Получается, что рыцарь современного искусства охраняет старые истории, то есть современное искусство не разрушает, как многие считают, не издевается над старым, а наоборот, поклоняется ему. Этот перформанс превратился в видео, которое 7 декабря будет показано на большом экране на Дворцовой площади. И оно переходит в коллекцию Эрмитажа, что мы будем отмечать отдельно.

Тема «Любовь — высшая сила» является и темой, на которую сделал свой проект художник Пьер Кульбеф, с которым Ян давно сотрудничает. Пьер — художник, который всегда работает на границе видео и чего-то еще, других дисциплин. И работа, которая представлена в БДТ, имеет непосредственную связь с темой любви, которой озарен современный художник, который общается со старыми мастерами.

Собственно говоря, эта тема старого и нового, современного и классического, театра и музея и является ключевой темой того, о чем мы говорим здесь в эти дни [фестиваля Фабра в БДТ].

Перформанс Яна Фабра «Любовь — высшая сила» в Эрмитаже

Ян Фабр

Художник и режиссер

— Когда занимаешься изучением жизни животных, ты начинаешь понимать, как они общаются друг с другом, какие у них механизмы взаимодействия. И когда после этого снова смотришь на людей, начинаешь понимать, что общего очень много, и начинаешь искать связи. Эти связи помогают тебе по-другому взглянуть на жизнь. В этом смысле можно быть художником как в изобразительном искусстве, так и в театральном.

Когда мы с коллегами создаем, например, спектакль в моей мастерской в Бельгии, у меня на полу лежат репродукции Брейгеля, Босха, Рубенса. Мы смотрим, как там передается свет, какие там мизансцены. Мы вдохновляемся их творчеством и разбираем мои тексты в присутствии великих художников, которые помогают лучше понять, что я хотел сказать. При этом мои артисты-танцовщики, которые работают с нами иногда десятилетиями, получили образование в классическом танце, но в моем театре они обязаны знать, какую эволюцию прошла скульптура в истории изобразительного искусства, как изменился взгляд на человеческое тело.

Когда я готовил выставку в Эрмитаже, для меня было очень важно создать драматургию выставки. Мы проводим зрителя через прелюдию, первую часть, вторую, обязательно должна быть кульминация. Я создаю тот фокус, который необходим для взгляда на определенное произведение искусства. Вам кажется, что вы сами смотрите на него, но это не так. В этом смысле любая выставка — театрализация. Театральность — это и есть та связь, которая руководит мной уже 40 лет существования между театром и изобразительным искусством.

Версия спектакля «Ночной писатель», который мы покажем в Каменноостровском театре в декабре, — это версия для гурманов. Он будет проходить в очень ограниченном пространстве, это будет чистая работа с языком, спектакль для тех, кто любит и умеет работать с содержанием.

Для подготовки этой постановки русские ребята пять дней работали в моей студии Troubleyn в Антверпене. Первый день мы разбирали текст, его нужно было почувствовать. Мы поняли, что текст не ложится, и мы его вычитывали, проверяли все интонационные нюансы. Второй день мы анализировали текст, смотрели на содержание — там было много понятий и терминов, которые русские ребята не очень хорошо понимали и чувствовали. В третий день мы наконец поднялись на сцену и одним махом пробежались по всем мизансценам. У нас было по два прогона в день, и на пятый день у нас получился хороший спектакль в исполнении русских актеров.

В марте мы добавим к этому в общем интимному действу какие-то видеоинсталляции, я еще подумаю, что еще, но это будет уже не тот тихий спектакль, который мы покажем сейчас.

Три культурных события в Петербурге, которые стоят ваших времени и денег
Главный редактор «Бумаги» Таня Иванова просто, понятно и по-дружески объясняет, почему спектакль, концерт, опера, балет или выставка стоят вашего внимания и денег. И советует, как провести время вдвоем, с семьей или друзьями. А наши партнеры дарят подписчикам билеты.
Подробнее
Если вы нашли опечатку, пожалуйста, сообщите нам. Выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl + Enter.
Петербургские музеи и выставки
Художник в костюме гриба, попугаи в дополненной реальности и огромный плакат «Я здесь танцевала». Как в Петербурге прошел фестиваль паблик-арта «Арт Проспект»
Фестиваль паблик-арта «Арт Проспект» пройдет в Петербурге и еще 22 городах. В ДК имени Газа представят проекты дополненной реальности
Искусствовед и куратор Дмитрий Озерков стал директором оркестра musicAeterna Теодора Курентзиса
В Петербурге — выставка Чжаня Хуаня. Осмотрите 37,5-метровый портрет из пепла и работы по мотивам эрмитажной коллекции
В KGallery организуют выставку двух учеников Петрова-Водкина. Она откроется в конце сентября
Где провести выходные
Лампово — заповедник Русского Севера под Петербургом. Как живет деревня староверов, где сохранились 150-летние деревянные избы
В Эрмитаже покажут инсталляцию Сокурова, посвященную Рембрандту. Это расширенная версия проекта для Венецианской биеннале
На севере Петербурга перекроют несколько улиц из-за велопробега «Приморская восьмерка»
Александринский театр покажет спектакль в WhatsApp. В его основе лежат реальные истории подростков
Экотропу в «Сестрорецком болоте» продлили. Теперь протяженность маршрута — 3,5 километра
Новые тексты «Бумаги»
На «Бумаге» — премьера клипа «Научи меня жить» от группы «Простывший пассажир трамвая № 7»
От хюгге-кэмпа до экофермы: блогеры рекомендуют необычные места для путешествия по Ленобласти
Чем технология 5G будет полезна экономике и почему вокруг нее столько страхов? Рассказывает кандидат технических наук
На Рубинштейна постоянно проходят уличные вечеринки, где веселятся сотни людей. Местные жители жалуются на шум, а полиция устраивает рейды
Как проходило голосование по поправкам в Петербурге: вбросы бюллетеней, коронавирус у членов комиссий и участки во дворах
Что смотреть в театрах Петербурга
Выпускники Фильштинского открывают в Петербурге новый театр. Среди первых проектов — спектакли-прогулки по городу
В октябре в Петербурге пройдет театральный фестиваль «Балтийского дома». На нем покажут 16 спектаклей
У «Pop-up Театра» — новый барный спектакль. Там выпивают, слушают джаз и рассуждают о роли алкоголя в истории человечества
Это «Русская классика» — новая постановка Дмитрия Волкострелова. Он создал пять версий спектакля по главным произведениям XIX века
БДТ имени Товстоногова вернется к работе 5 сентября. Обновлено
Вторая волна коронавируса
Как растет число заболевших коронавирусом в Петербурге — показываем на графике
В школах Петербурга COVID-19 выявили более чем у 1000 учеников и 300 учителей
БДТ отменил три спектакля из-за положительных тестов на коронавирус у артистов
«Это имитация меры». Кафе и барам запретят работать после 23:00 — что об этом думают рестораторы
У петербургского бизнеса начали отзывать разрешения на работу за нарушение масочного режима
Поддержка протестующих в Беларуси
Беларусь объявила Тихановскую в межгосударственный розыск за призывы к свержению конституционного строя
На «Марше гордости» в Беларуси задержали почти 600 человек, сообщают правозащитники
В Минске произошли столкновения милиции и протестующих. На акциях задержали несколько десятков человек, в том числе журналистов
В Петербурге прошла акция солидарности с протестующими в Беларуси. Ее участники проехали по рекам и каналам с бело-красно-белыми флагами
В центр Минска стянули автобусы с силовиками, бронетехнику и водометы. На акции протеста накануне в городе задержали около 400 человек
Коллеги «Бумаги»
Документальное кино о женщинах в ожидании свободы
В московских школах из-за ковида пожилых учителей заменят студентами
Надежда малых городов
Отравление Навального
Евросоюз ввел санкции против нескольких российских чиновников из-за отравления Навального
Из-за чего обвалился рубль, как на него повлияло отравление Навального и будет ли доллар по 100? Рассказывает экономист
«Санкции против всей страны не работают». Навальный призвал ЕС ввести санкции против окружения Путина
Эксперты ОЗХО подтвердили, что Алексея Навального отравили «Новичком»
«Это как дементор: тебе не больно, а жизнь уходит». Алексей и Юлия Навальные дали двухчасовое интервью Дудю — об отравлении и выздоровлении
Конфликт баров и жителей Рубинштейна
Улица Рубинштейна будет пешеходной в выходные только ночью. В праздники — целый день
Улица Рубинштейна официально станет пешеходной по выходным и в праздники с 20 октября
За порядком на Рубинштейна теперь следит союз владельцев баров: они наняли ЧОП и запустили «горячую линию». Но местные жители считают, что это не защитит их права
На Рубинштейна постоянно проходят уличные вечеринки, где веселятся сотни людей. Местные жители жалуются на шум, а полиция устраивает рейды
Жители Рубинштейна попросили ужесточить правила работы летних кафе во время пандемии
Озеленение Петербурга
Петербургские активисты высадили каштаны на площади Шевченко в Петроградском районе
Смольный продлил компании «Анна Нова» аренду участка в Муринском парке до августа 2024 года, сообщают активисты
Кто и как борется за сохранение деревьев в Петербурге и почему в городе так мало зелени
Петербуржцы убрались и посадили многолетние растения во дворе на Загородном проспекте
Активисты высадят каштаны на площади Шевченко у «Петроградской». Акцию согласовали с властями
Закон о «наливайках»
В Закс Петербурга внесли новый проект закона о «наливайках». Требование о 50 квадратных метрах будет касаться только заведений в домах массовой серии. Обновлено
В центре Петербурга могут разрешить работу баров площадью более 20 квадратных метров, сообщила рабочая группа по «закону о наливайках»
Закон о «наливайках» могут смягчить. Барам меньше 50 метров разрешат работать, если они находятся в историческом центре
Беглов посетил петербургский бар Spontan, попадающий под закон о «наливайках». Губернатор выпил там соку и пригласил владельца на встречу в Смольном
Автор закона о «наливайках» объяснил, почему площадь баров ограничили 50 метрами. Так депутаты борются с заведениями в хрущевках

Спасибо!

Теперь редакторы в курсе.