9 ноября 2021

В Доме радио выставили 58 снимков Александра Родченко. Это портреты матери, Маяковского и Бриков и знаменитые кадры, которые критиковали за формализм

В галерее Дома радио после локдауна возобновила работу выставка «Александр Родченко. Фотографии. Из коллекции Still Art Foundation». Там представлены самые знаменитые работы автора — от кадров, украшавших советские журналы, до снимков для рекламных плакатов и изданий современников-литераторов.

Искусствовед и ведущая телеграм-канала Art. No. Ольга Кожура рассказывает, чем интересна экспозиция.

Александр Родченко. Спортивный клуб «Динамо». 1935 год. Предоставлено Still Art Foundation

Адрес: Малая Садовая улица, 2

Время проведения: до 9 января

Стоимость билетов: 350 и 500 рублей

Ссылка: rodchenko.dom.radio

Что можно увидеть на выставке?

В Доме радио показаны 58 снимков авангардиста Александра Родченко, созданные между 1924 и 1937 годами — в этот период были сделаны самые известные работы.

Экспозиция разделена на тематические блоки. Ее открывает группа классических произведений: «Портрет матери», снимок с Лилей Брик для плаката Ленгиза, «Пожарная лестница» и другие. Затем следуют портреты коллег по ВХУТЕМАСу-ВХУТЕИНу, где Родченко преподавал с 1920 по 1930 год, и фотографии, посвященные супруге Варваре Степановой — амазонке авангарда, дизайнеру и соавтору Родченко.

Следующий блок снимков отсылает к экспериментам: работе со светотенью, построению кадра по диагонали, знаменитым «родченковским» ракурсам сверху вниз и снизу вверх. Эти кадры должны были изменить оптику зрителя — вместо укоренившегося в искусстве и фотосъемке ракурса «от пупа» Родченко предлагал взглянуть на предметы под другим углом, чтобы «увидеть в самом обыкновенном необыкновенное».

Родченко не раз критиковали, осуждая его подход к съемке. В 1928 году обвиняли в плагиате, в 1931-м — в формализме. На выставке представлены работы — участники этих дискуссий: «Балконы», «Лодки», «Пионерка», «Пионер-трубач» и другие.

Выставку завершают фотографии строительства Беломорканала 1933 года для журнала «СССР на стройке» и цикл портретов современников, связанных с кино и ЛЕФом.

Чем интересная экспозиция?

Фотография — это квинтэссенция творчества Александра Родченко. Знаменитый деятель авангарда начинал как живописец. Отучившись в Казанской художественной школе, он работал в стиле модерн, но, увидев выступление футуристов Владимира Маяковского, Давида Бурлюка и Василия Каменского в 1914 году, обратился к новому искусству. Родченко занялся беспредметной живописью: комбинировал на холстах простые геометрические фигуры и линии, создавал скульптуры — пространственные конструкции из картона, фанеры, дерева.

В начале 1920-х годов Родченко обратился к дизайну. Он проектировал мебель, иллюстрировал книги и журналы в новой технике фотоколлажа, создавал рекламные плакаты. Последние, изданные большими тиражами, сделали автора узнаваемым. Пожалуй, самым известным его проектом был плакат для Ленгиза с Лилей Брик «Книги по всем отраслям знания», а также созданные в соавторстве с Владимиром Маяковским реклама Резинотреста «Лучших сосок не было и нет», дизайн упаковок для продукции Моссельпрома и оформление самого здания. Маяковский придумывал слоганы, а Родченко — визуальное воплощение.

Смотря на снимки Родченко, важно помнить, какой путь он прошел, прежде чем обратиться к фотографии. В 1924 году, когда была куплена первая камера, он уже был сложившимся художником, имел четкое представление о композиции, которое во многом предопределило его подход к съемке.

Почему это нужно увидеть?

Родченко часто выставляют в Москве, но не в Петербурге. Экспозиция в Доме радио — редкая возможность увидеть знаменитые фотографии одного из самых влиятельных авангардистов.

Выставка не только дает представление о подходе Родченко к съемке и поиску натуры, но и рассказывает о круге единомышленников — главных деятелей авангарда, создателей новой культуры.

Ищете достойную выставку, спектакль или концерт?

Подписывайтесь на культурный гид «Бумаги» 🎭

Три факта о выставке

  1. На выставке показы 58 отпечатков, сделанные с негативов в 1990-е годы внуком и исследователем творчества Родченко — Александром Лаврентьевым. Вместе с галеристом Говардом Шиклером он задумал напечатать три подборки — портфолио музейной серии. В первое вошли классические снимки, во второе — портреты членов семьи, близких друзей и по совместительству видных деятелей авангарда. В третье портфолио должны были включить не публиковавшиеся ранее снимки, но оно напечатано не было. Фотографии отбирали исходя из предпочтений автора: печатали только то, что сам Родченко отправлял в журналы и на выставки, использовал для оформления плакатов. Портфолио вышли ограниченным тиражом по 35 экземпляров каждое. Несколько лет назад их приобрели Елена и Михаил Карисаловы — коллекционеры, меценаты и основатели Still Art Foundation.
  2. Оформлением работ в рамы занимались уже после приобретения, тогда было решено сохранить издательское паспарту. Листы серо-зеленой бескислотной бумаги, на которых работы закрепили еще в 1990-е, прикрепили булавками к основе. До этого портфолио хранились в кожаных футлярах.
  3. Выставка проходит в Доме радио, здание которого с 1918 по 1932 год занимал Пролеткульт — организация, созданная для вовлечения рабочих и крестьян в художественную самодеятельность. Родченко сотрудничал с московским Пролеткультом и, вероятно, бывал и во Дворце пролетарской культуры, когда посещал Петроград-Ленинград.

Что почитать и посмотреть по теме?

Дом радио подготовил к выставке образовательную программу. 13 ноября пройдет бесплатная лекция Екатерины Лаврентьевой «Александр Родченко. Фотография как пространство жизни и эпохи», регистрация доступна по ссылке. Мероприятия, которые уже состоялись, появятся в записи на сайте Дома радио.

Можно также ознакомиться с краткой биографией фотографа на Arzamas, изучить тексты Родченко и статьи о нем в книге «Ракурсы Родченко», насладиться веб-сериалом по сценарию Алексея Крученых «Рождение и смерть ЛЕФа», посмотреть лекцию о работах Родченко и Степановой из коллекции Пушкинского музея и альбом «Александр Родченко. 1920–1930», в котором собраны исследовательские статьи и изображения всех работ, представленных на выставке.

Как попасть на выставку?

Экспозиция работает каждый день с 11:00 до 21:00. Вход по сеансам, они начинаются каждый час. Билеты можно купить только онлайн на сайте проекта. По пятницам в 19:00 и субботам в 14:00 и 19:00 проходят экскурсии, также доступен бесплатный аудиогид.

Что еще почитать:

Ольга Кожура
Авторы: Ольга Кожура
Если вы нашли опечатку, пожалуйста, сообщите нам. Выделите текст с ошибкой и нажмите появившуюся кнопку.
Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить
Все тексты
Петербургские музеи и выставки
В Приозерске можно погулять по крепости Корела. В XIX веке там держали декабристов, а сейчас в ней музей
Выставка копий. Как в «Севкабеле» появились «работы Бэнкси» и связаны ли они с уличным художником
Вы знали, что в бывшей кирхе в Приморске работает музей? Вот что там можно увидеть
Съездите на Разлив — посмотрите макет  шалаша Ленина и побродите между списанных памятников вождю
Идея на выходные: осмотрите народный музей дачного быта в особняке Прибыткова под Гатчиной
Военное положение
Затоплены, замусорены и сокрыты. В каком состоянии бомбоубежища Петербурга — и почему большинство горожан их не найдет
В Петербурге почти месяц действует военный «режим базовой готовности». Что это такое? И касается ли он горожан?
Россия проводит ядерные учения. Что об этом нужно знать
«Меры безопасности усиливаются». Беглов — о режиме базовой готовности в Петербурге
«Медуза» получила методичку Кремля о том, как «правильно» говорить о военном положении и разных режимах готовности. Что в нее вошло?
Мобилизация
Петербуржец побывал на войне, досрочно расторг контракт, а теперь пытается отменить решение о мобилизации, пишет «Фонтанка»
«А где в православии указано, что вы не должны убивать человека?» Как суд отказал в АГС мобилизованному Кириллу Березину
В Петербурге полиция меняет протоколы протестовавших против мобилизации. Так их можно привлечь к ответственности в 2023-м
Суд в Петербурге отклонил апелляцию мобилизованного, который требовал АГС и отказывался брать в руки оружие. Его увезли обратно в часть в Каменку
Зачем публиковать антивоенные петиции, если обычно они не работают? Отвечает «ФАС»
Визовые ограничения
Президент Финляндии заявил о бессрочном запрете на туристические визы для россиян
Финляндия собирается строить забор на границе с Россией. Каким он будет и сколько займут работы?
Чехия ограничит въезд для российских туристов с 25 октября
На финской границе развернули более 500 россиян после введения запрета на въезд для туристов. До этого отказы были единичными
Helsingin sanomat: финскую границу закроют для российских туристов сегодня ночью
Давление на свободу слова
Могут ли меня признать иноагентом? Что добавили к запретам и кто в зоне риска? Ответы
Минюст опубликовал единый реестр «иноагентов»
«Всегда будем с вами — в наушниках, динамиках и сердце». Петербургская группа «Увула» объявила о своем роспуске
Петербуржца задержали на «Удельной» из-за фразы «Слава Украине!»
Генпрокуратура подготовила законопроект со списком нарушений, которые позволяют закрыть СМИ
Свободу Саше Скочиленко
Саше Скочиленко продлили арест до 10 апреля 2023 года
Обвинение Скочиленко опирается на экспертизу, где говорится, что Саша лжет, а военные РФ «гуманны». «Бумага» разобрала документ
«Имея предубеждение — неприязненное чувство…». Саше Скочиленко предъявили обвинение
«Вы совершили тяжкое преступление против государства». Как прошла встреча Саши Скочиленко и омбудсмена Агапитовой — две версии
Саша Скочиленко рассказала про типичный день в СИЗО — с обысками, прогулками в крошечном дворе и ответами на письма
Экономический кризис — 2022
Туристы в Петербурге теперь будут платить курортный сбор. О какой сумме речь и кого это коснется?
На заводе Toyota в Петербурге прошла масштабная проверка. С чем она может быть связана?
«Новая газета. Европа»: у России не хватит денег на войну в Украине
ТАСС: на месте магазинов H&M откроются точки российских брендов
Родственники мобилизованных столкнулись с отказами в предоставлении кредитных каникул, пишет «Коммерсантъ»
К сожалению, мы не поддерживаем Internet Explorer. Читайте наши материалы с помощью других браузеров, например, Chrome или Mozilla Firefox Mozilla Firefox или Chrome.