8 апреля 2019

Беглов еще не объявил об участии в выборах, но его ежедневно продвигают в СМИ, соцсетях и телеграм-каналах. Что об этом известно и как с кампанией связаны Ковальчук и Пригожин

Александр Беглов занял пост врио губернатора Петербурга 3 октября 2018 года. С этого момента о нем ежедневно пишут городские СМИ и телеграм-каналы, а на уличных дисплеях показывают ролики с его участием. По упоминаемости в СМИ Беглов среди градоначальников уступает только Собянину.

Общения с оппозиционными изданиями врио губернатора избегает. Но ВЦИОМ говорит, что его поддерживает половина петербуржцев. При этом Беглов пока не заявлял о намерении участвовать в выборах губернатора.

«Бумага»
собрала всё, что известно об информационной кампании врио губернатора и людях, которые за ней стоят.

ВЦИОМ говорит, что Беглова поддерживает половина петербуржцев. Эксперты и пользователи соцсетей в это не верят

В марте ВЦИОМ объявил, что Александра Беглова в качестве исполняющего обязанности губернатора поддерживают около 50 % петербуржцев. Такой результат в учреждении объясняли «успехами» Беглова в уборке города от снега и льда зимой. Гендиректор социологического центра утверждала, что «если бы выборы проходили в это воскресенье, то Беглов победил бы уже в первом туре».

В соцсетях к результатам опроса некоторые отнеслись с недоверием и называли их «шуткой» и «троллингом».

Отдельно критику пользователей вызвало заявление об «успехах» Беглова в уборке. Всю зиму петербуржцы жаловались на неубранные и скользкие улицы и дороги, а также на гигантские сугробы, пострадали сотни человек. Известно минимум об одном погибшем из-за упавшей наледи, несколько человек получили тяжелые травмы.

Более точных цифр предполагаемого рейтинга Беглова не публиковалось, однако источники СМИ указывают на то, что популярность врио значительно ниже. Источник «Медузы», близкий к штабу Беглова, рассказывал, что рейтинг политика едва превышает 30 %. Оппозиционный политик Андрей Пивоваров, ссылаясь на свои источники во ВЦИОМ, на мартовском митинге за честные выборы на площади Ленина заявил, что реальный рейтинг Беглова составляет 19 %. Сразу несколько источников «Дождя» говорили, что к концу января рейтинг Беглова на закрытых фокус-группах составлял меньше 30 %. Телеграм-канал о петербургской политике «Ротонда» сообщал, что в феврале по итогам телефонного опроса ВЦИОМ Беглов получил поддержку 36 % опрошенных.

В качестве возможных оппонентов Беглова на губернаторских выборах ВЦИОМ называл Владимира Бортко (КПРФ), Олега Нилова («Справедливая Россия») и Михаила Амосова (бывший член «Яблока»). Из них только Бортко подтвердил свое участие в выборах и сделал это уже после проведения опроса. Все предполагаемые кандидаты уступили Беглову. Вариант «затрудняюсь ответить» занял второе место, набрав 25 %.

Доцент кафедры политической психологии СПбГУ Александр Конфисахор в разговоре с «Бумагой» назвал заявления о почти 50 % поддержки «абсолютным враньем». По его оценкам, рейтинг Беглова не превышает 12–15 %.

Беглов — самый упоминаемый в СМИ глава региона после Собянина

Медиарейтинг Беглова взлетел почти сразу после назначения 3 октября 2018 года и уже в первый месяц превысил показатели Георгия Полтавченко. Среди губернаторов, по данным «Медиалогии», в последний месяц своей работы Полтавченко занимал 16-е место по упоминаниям в СМИ, а в рейтинг упоминаемости в социальных сетях не попал вовсе.

Беглов уже в октябре стал шестым по упоминаемости главой региона в СМИ, а к февралю поднялся на второе место. Сейчас СМИ пишут чаще только о мэре Москвы Сергее Собянине: у него за февраль 19,4 тысячи упоминаний, у Беглова — 17,8 тысячи, у занявшего третье место губернатора Московской области Андрея Воробьева — 13,3 тысячи. По упоминаемости в соцсетях Беглов на шестом месте среди глав регионов.

«Медиалогия» в своих релизах связывает медиарейтинг Беглова с его активностью. Врио губернатора лично приезжал на место происшествия во время обрушения в ИТМО и взрыва в Военно-космической академии им. Можайского, пожаров в «Ленте» на Обводном канале и типографии на Ленинском. Беглов несколько раз участвовал в субботниках, приехал в пирожковую на Московском проспекте, чтобы объявить о предотвращении ее закрытия, регулярно общается с жителями разных районов о местных проблемах. В каждой поездке Беглова сопровождают журналисты.

Фото: gov.spb.ru

Зимой на одиннадцати электронных дисплеях, расположенных над городскими автомагистралями, также появились ролики о деятельности Беглова — проверках, поручениях, уборке снега и «экстренных выездах» на места ЧП. Монтировал сюжеты канал «Санкт-Петербург». Комитетом по печати ролики позиционировались как «социальная реклама».

Отдельно упоминаемость врио губернатора увеличилась во время снежного коллапса, когда в медиа и соцсетях стал распространяться мем про «лопату Беглова». В СМИ писали репортажи о том, как Беглов раздает чиновникам лопаты, сам участвует в очистке улиц и проводит внеплановые проверки в районах Петербурга. Кроме того, из-за некачественной уборки Беглов отправил в отставку глав четырех районов. Об этом писали все городские СМИ, многие из которых в заголовках использовали слово «обезглавил».

Беглов постоянно общается с журналистами, но только из «лояльных» СМИ. К ним относят издания Ковальчука и Пригожина

Медийность Беглова отличается от поведения Полтавченко, который все семь лет своего губернаторства избегал общения с прессой и появления на публике. В последние годы с Полтавченко вышло лишь два больших интервью: в «Новой газете» и на канале «Санкт-Петербург».

Кроме того, при Полтавченко закрытые совещания малого правительства проходили без прессы. При Беглове это изменилось, но лишь частично. На заседания пускают представителей только тех изданий, которые впоследствии выпускают материалы без критики действий Беглова, писала «Ротонда».

Петербургские журналисты не раз обращали внимание на то, что к общению с Бегловым допускаются только «лояльные» СМИ. К ним в медиасреде относят издания, входящие в «Национальную Медиа Группу» (канал «78», «Известия»), принадлежащую банку «Россия» Юрия Ковальчука, и ресурсы, связываемые с «кремлевским поваром» Евгением Пригожиным («ФАН», «Невские новости», «ПолитЭксперт» и другие), а также СМИ, существующие за счет городского бюджета (канал «Санкт-Петербург», «Петербургский дневник», «Вечерний Санкт-Петербург»).

Все эти издания ежедневно пишут об успехах Беглова в управлении городом и освещают большинство его решений и активностей. За счет большого количества публикаций обеспечивается регулярное присутствие фамилии врио губернатора в топе новостей «Яндекса».

Об оппонентах Беглова такие СМИ, наоборот, пишут негативно. Например, новость на «78» о том, что Беглов покинул Закс, как только депутат Максим Резник выступил с критикой в его адрес, вышла с заголовком «Беглов покинул Заксобрание, отказавшись участвовать в шоу Резника».

СМИ, с которыми работает Беглов, получают от Смольного рекомендации, как освещать мероприятия с его участием, пишет «Новая газета». Эту информацию изданию подтвердили представители пяти изданий из губернаторского пула, а «Ротонда» даже публиковала «сценарий» визита Беглова в пирожковую на Московском проспекте.

Фото: «Ротонда»

В «сценарии» заранее прописаны основные тезисы, которые проговорит Беглов и которые рекомендуется указать в публикациях СМИ. В случае с пирожковой, например, журналистам рекомендовали сосредоточиться на словах Беглова о помощи малому бизнесу и защите истории «Петербурга-Ленинграда». Заседания правительства, по данным «Новой газеты», и вовсе расписываются по ролям между чиновниками.

От общения с «нелояльными» СМИ Беглов отказывается. Единственное интервью за время работы врио губернатора он дал в январе каналу «78». 4 апреля в эфире телеканала он отвечал на вопросы петербуржцев.

«Мы хотели информационной открытости, а получили пропаганду», — так нынешнюю медиаполитику Смольного комментировала «Ротонда». Соавтор «Ротонды» Ксения Клочкова в твиттере рассказывала, что «нелояльных» журналистов через несколько месяцев после вступления Беглова в должность перестали звать на объезды Беглова.

Кроме того, одну из авторов «Ротонды» Марию Карпенко в марте уволили из «Коммерсанта». Журналистка связывала это именно с критическим освещением предвыборной кампании Беглова в телеграм-канале и в «Коммерсанте». В издании утверждали, что Карпенко сама предпочла работу над «Ротондой», что якобы противоречит правилам «Коммерсанта».

Мария Карпенко, журналистка, соавтор телеграм-канала «Ротонда» (цитата по «Новой газете»):

— У нас в городе практически введен режим чрезвычайной избирательной кампании, поэтому все информационные поводы, которые создает Смольный, там тщательно фильтруют.

«Бумага» более месяца не получала ответ на свой запрос об интервью. В пресс-службе врио губернатора позднее объяснили, что сейчас Беглов не дает интервью никому в связи с «большой занятостью» и в ближайшее время ситуация не изменится. «Медуза» также писала, что не смогла добиться комментария Беглова.

По мнению политического психолога Александра Конфисахора, Беглов и ответственные за его кампанию боятся рисковать, поэтому избегают общения с «нелояльными» СМИ, которые могут задавать неудобные вопросы. «Кому нечего сказать — тому нечего отвечать», — считает эксперт.

Беглова продвигают через телеграм-каналы. Некоторые из них появились недавно, но уже насчитывают тысячи подписчиков

Вскоре после вступления Беглова в должность о его решениях на посту врио губернатора стали часто писать телеграм-каналы. В том числе политические вроде «Незыгаря» (225,7 тысячи подписчиков) и «Караульного» (93,1 тысячи).

Многие каналы синхронно написали о назначении нескольких женщин главами комитетов Смольного в январе 2019 года. Тезисы были одинаковыми: например, каналы с тысячами подписчиков Fuck you, that’s why, «Мыши в овощном» и «338» хвалили Беглова за «гендерную революцию» и отсутствие «гендерных предрассудков». «Ротонда» нашла около десятка каналов-тысячников, опубликовавших посты с таким смыслом. Во время другой волны назначений каналы вроде «Медиатехнолога» (56,1 тысячи подписчиков) и «Акитилопа» (23,5 тысячи) подчеркивали, что Беглов преимущественно выбирает в свою команду петербуржцев.

«Фонтанка» обращала внимание на появление десятков каналов, поддерживающих Беглова. Они были созданы после его назначения и быстро набирали сотни подписчиков. Канал @Smolny выделял такие каналы, как «ТопГан», руководство которым приписывают руководителю аппарата Беглова Ирине Ган, «Ассамблея» и «Питер на двоих», который якобы ведет пара, недавно переехавшая в Петербург. Все они созданы в декабре, но уже к концу января в «ТопГан» было больше 4 тысяч подписчиков, в «Ассамблее» — больше 3 тысяч, в «Питере на двоих» — около тысячи. В каждом из каналов отсутствует критика Беглова, зато появляются положительные комментарии о его деятельности.

Несколько каналов появились в период снежного коллапса. Среди них «Лопата Беглова», «Кабинет Беглова» и «Петербургский снег». В то же время возник канал «Труба Беглова». Эта фраза появилась в СМИ, когда Беглов заговорил о замене одной из некачественных водопроводных труб в городе, но в отличие от «лопаты Беглова» не стала мемом. Ее перестали употреблять в СМИ, канал тоже не активен.

По словам Марии Карпенко, кампания в телеграме в первую очередь направлена на журналистов и «элиты».

Мария Карпенко, журналистка, соавтор телеграм-канала «Ротонда»:

— Работа в телеграме — скорее, попытка влиять на мнение элит, журналистов, ньюсмейкеров, действия которых как раз могут повлиять на массовую повестку. Ну и способ отчитываться перед администрацией президента, в которой читают телеграм, что, мол, не только одна критика — вот мы «отбиваем атаки», всё ок.

Беглов завел страницу во «ВКонтакте». Посты о его работе в соцсетях собирают очень много лайков

11 марта, через пять месяцев после назначения, Александр Беглов завел официальную страницу во «ВКонтакте». В то время как губернатор Полтавченко из соцсетей официально использовал только твиттер — на короткий промежуток времени в 2011 году, когда только занял свой пост.

В первой записи Беглов заявил, что страница необходима, чтобы видеть позицию петербуржцев по городским проблемам и помогать в их решении. Комментарии к посту были открыты и уже в первые часы там появились десятки записей о нерешенных проблемах Петербурга, некачественной уборке города, а также пожелания Беглову уйти в отставку и проиграть выборы. Многие комментаторы жаловались, что их записи удаляют.

Оперативно Беглов на критику не отвечает, но утверждает, что все жалобы из комментариев на его странице передаются в ответственные комитеты и районные администрации. Спустя неделю после создания страницы Беглов заявил, что в работу была принята 1481 жалоба, из них чиновники оперативно ответили на 889.

Беглова в соцсетях не только критикуют, но и хвалят — при этом некоторые посты о нем собирают аномально много лайков. Например, в паблике «Бумаги» пост с новостью о том, что Беглов завел страницу во «ВКонтакте», набрал 285 лайков при одном репосте. А пост с новостью о том, что, по данным ВЦИОМ, Беглова поддерживает половина петербуржцев, набрал 728 лайков при всего двух репостах.

Руководство информационной кампанией Беглова приписывают «самой влиятельной чиновнице Петербурга»

Журналисты и неподконтрольные Смольному телеграм-каналы приписывают руководство кампанией в мессенджере вице-губернатору Петербурга Любови Совершаевой. С 2000 года Совершаева работала заместителем полпреда президента РФ в СЗФО, но в 2006-м стала советником председателя совета директоров банка «Россия». Из-за этой должности некоторые СМИ связывают Совершаеву с главой банка Юрием Ковальчуком. Она уже работала с Бегловым в полпредстве по СЗФО. «Фонтанка» каждый год включает Совершаеву в список самых влиятельных чиновников города.

Сама Совершаева отрицает свою причастность к телеграм-каналам, поддерживающим Беглова. «Я не имею отношения ни к одному из телеграм-каналов. Совершаева представляется там как некий монстр. Если бы я руководила процессом, то была в шоколаде», — говорила чиновница на встрече с депутатом Закса Борисом Вишневским.

Над кампанией Беглова, предположительно, также работают финансируемые Евгением Пригожиным политтехнологи

Источники «Медузы», близкие к неофициальному предвыборному штабу Беглова, утверждают, что в него вошли представители московского агентства «ИМА-Консалтинг», которое должно отвечать за «идеологическое» содержание кампании, политтехнолог Александр Сервин и консультант Владимир Табак (оба это не подтвердили и не опровергли).

По информации «Коммерсанта», со стороны администрации президента за предвыборной кампанией следят начальник управления президента по внутренней политике Андрей Ярин и замначальника управления президента по обеспечению деятельности Госсовета Борис Рапопорт. Издание пишет, что они проводят совещания по стратегии проведения губернаторских и муниципальных выборов в городе с главами петербургских районов и муниципалитетов.

В то же время, по данным «Медузы», отдельно от основного штаба над кампанией работает группа людей, якобы финансируемая Евгением Пригожиным. Речь в частности идет о политтехнологе и бывшем комиссаре движения «Наши» Ярославе Игнатовском и политтехнологе Илье Паймушкине. На связь Пригожина и Беглова указывает интервью Пригожина от 2011 года, в котором он рассказывал о помощи Беглова с одним из промышленных проектов.

Евгений Пригожин, цитата по «Городу 812»:

— Когда решил заняться промышленными масштабами, сделал предложение Матвиенко, она отказалась. Я пошел к Беглову, он к Медведеву, тот к Путину. Включили школьное питание в нацпроект.

«Коммерсант» писал о том, что именно политтехнолог Ярослав Игнатовский ответственен за создание «лопаты Беглова». В разговоре с «Медузой» Игнатовский не подтвердил и не опроверг эту информацию. Но, по его мнению, «если бы этой лопаты не было, ее бы стоило придумать».

Ярослав Игнатовский, политтехнолог:

— Это [история с «лопатой Беглова»] про мобилизацию своего админресурса. Беглову надо было понравиться своим [подчиненным], широкому слою госслужащих. Им нужно было послать сигнал: он хозяин в городе!

О причастности к кампании Беглова финансируемых Пригожиным политтехнологов также сообщал «Дождь» со ссылкой на собеседников, близких к администрации президента. С октября 2018 года по январь 2019 года в СМИ, которые связывают с «кремлевским поваром», появилось более тысячи положительных новостей про Беглова. Как показало исследование «Медиалогии», проведенное по просьбе «Дождя», больше всего таких новостей было в изданиях «Невские новости» (745), «ФАН» (336) и Inforeaktor.ru (254).

При этом источники «Дождя» утверждали, что «пригожинская» группа борется с политтехнологами Совершаевой за проведение кампании Беглова. Однако источник «Бумаги», близкий к Смольному, утверждает, что Совершаева и Пригожин союзники, а не конкуренты. По словам собеседника «Бумаги», Совершаева координирует все процессы, а Пригожин финансирует часть кампании.

Компания «Конкорд» Евгения Пригожина отрицает его сотрудничество с политтехнологами, о которых писала «Медуза» и другие СМИ, а также участие бизнесмена в предвыборной кампании Беглова.

Эксперты считают, что большое количество упоминаний Беглова в СМИ и соцсетях ему вредит

Политконсультанты Петр Быстров и Леонид Давыдов считают, что кампания Беглова ведется неудачно и только вредит его выдвижению. По мнению Быстрова, «лопата Беглова» — это «вопиющий непрофессионализм». «Это актуализация проблематики, которая не должна быть связана с губернатором», — считает эксперт. По его мнению, нынешняя кампания способствует антирейтингу Беглова в Петербурге.

Давыдов считает, что Беглова в медиапространстве Петербурга сейчас слишком много, и тоже говорит о его высоком антирейтинге. «Звучание из каждого утюга», по мнению политконсультанта, сделает неизбежным второй тур губернаторских выборов. Такой формат продвигающие Беглова люди выбрали «от нетерпения», полагает Давыдов.

Александр Конфисахор тоже считает, что присутствие Беглова в большом количестве медиа вредит его рейтингу. Нынешнюю кампанию, заключающуюся в максимальном присутствии врио губернатора в СМИ и других каналах он называет «типичной ошибкой непрофессионалов».

Александр Конфисахор, доцент кафедры политической психологии СПбГУ:

— Людям быстро надоедает: всё время повсюду Беглов. Они понимают, что и дальше он будет повсюду и везде его будут только хвалить. Это кондовая реклама. Люди хотят слышать новые идеи, что-то интересное, а чисто физическое присутствие рейтинг не поднимет.

Предположения экспертов частично подтверждают два собеседника «Медузы», близких к штабу Беглова. Один из них рассказал, что на одной из встреч Беглова с горожанами по поводу сохранения местного сквера глава района вывел подставных людей вместо активистов, реально боровшихся за парк. «Они [с Совершаевой] ведут себя так, как будто они всё еще в полпредстве, и это очень бросается в глаза — вся эта искусственность», — считает источник «Медузы».

Если вы нашли опечатку, пожалуйста, сообщите нам. Выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl + Enter.

Новости

все новости

Спасибо!

Теперь редакторы в курсе.