17 июня 2021

«Коломна — это петербургский Сохо». Художница Евгения Исаева — о жизни на Пряжке, реставрации Коломенской Венеры и добрососедском сообществе

В Коломне уже несколько месяцев существует добрососедское сообщество — сейчас в чате почти 300 человек. Недавно жители отвезли на реставрацию местную достопримечательность — Коломенскую Венеру. Летом они собираются заняться озеленением и установить скамейки на набережной Пряжки.

«Бумага» поговорила с одной из участниц сообщества художницей Евгенией Исаевой. Она рассказывает, как жители создают значки и открытки с изображением Венеры, как скульптура стала символом района и почему Коломна — это петербургский Сохо.

Евгения Исаева. Фото: Андрей Бессонов

Как жители Коломны решили отреставрировать Венеру

— Где-то полтора месяца назад наша энтузиастка, дизайнер и художница Анна Толстая, выложила в чат добрососедства Коломны скрин портала «Наш Санкт-Петербург»: власти спустя год ответили на обращение с просьбой отремонтировать Венеру, сообщив, что скульптуру снесут, потому что у нее нет хозяина. Мы все всполошились, я сделала пост в фейсбуке, о ситуации написали СМИ, приехало телевидение. Администрация в итоге сказала, что Венеру не будут забирать, но и чинить тоже не станут. Но если мы хотим, то можем сделать это самостоятельно, а власти возьмут ее на баланс.

Пару недель назад мы обнаружили на Венере объявление, что ее надо забрать до 7 июня, иначе ее снесут. Решили, что не нужно тянуть, и 6 июня ее забрали в мастерскую, которую мы на свои средства сняли в здании старой фабрики военной картографии. В этот день мы устроили возле скульптуры фотосессию: собрались с дамами в красивых платьях и фотографировались, словно Венера — одна из нас, мы поддерживаем ее как сестру, перед тем как она отправится в долгое путешествие. Собралось человек 25.

Когда мы демонтировали скульптуру, многие — от млада до стара — интересовались, что происходит. Один пожилой человек чуть ли с клюкой на нас не набросился, спрашивал: «Куда вы ее везете?» Пьяные мужики проходили мимо и кричали: «Куда нашу бабу тащите?» Такое количество внимания было… Поэтому мы не могли просто так оставить это место пустовать. (Сейчас на месте демонтированной Коломенской Венеры стоит табличка о том, что скульптуру забрали на реставрацию — прим. «Бумаги»).

Коломенская Венера до демонтажа. Фото: Андрей Бессонов

Реставратор, который работает в Русском музее, взялся всё сделать бесплатно, но ему нужны средства на расходные материалы. Пока мы тратим свои деньги, но скоро запустим краудфандинговую кампанию. По смете нужно около 250 тысяч, может быть, получится чуть больше.

У нас уже набралось много лотов, которые жертвуют для кампании. Есть картины художников Яна Антонышева, Рубена Монахова, Андрея Люблинского, подписанные фотоальбомы Александра Китаева, чашки кофе от местных заведений, зеркальные подсолнухи Александра Горынина, установленные на Пряжке.

С Александром Китаевым и Рубеном Монаховым я не была знакома — просто внаглую написала в фейсбуке и в инстаграме, и ни у кого не возникло вопросов. Людям интересно участвовать, потому что это классная история. Потом я опубликовала информацию о сборе лотов в соцсетях — и мне всё еще постоянно пишут желающие поучаствовать.

Мы надеемся вернуть Венеру на место в начале сентября. Еще в планах благоустроить двор, ведь жалко, что пропадает кусок земли. Раньше тут были скамейки, качели — это видно на первых фотографиях скульптуры.

Фото: Андрей Бессонов

Почему жители Коломны считают Венеру символом своего района

— Когда мы здесь поселились, Венера сразу меня заинтриговала: таинственная, непонятная. Неясно, откуда она появилась и что означает. Все говорят, что ее поставил некий местный скульптор — либо в память о своей погибшей жене, либо в память о матери. То ли он здесь жил, то ли у него мастерская тут была, но это точно произошло в конце 80-х.

Когда я впервые увидела Венеру, она уже была сильно изрисованной. За восемь лет, что я здесь живу, она стала выглядеть хуже. Помню, тогда у нее еще было лицо, а сейчас оно долеплено — словно на нем маска Фантомаса или Волан-де-Морта.

На скульптуру надевали бусы, противогаз, халат с шапкой. Когда я выкладывала в инстаграм ее «луки», кто-то отписался: это мой противогаз, это мой платок! Мне кажется, это делают просто потому, что это прикольно, по фану. Все эти восемь лет я тоже мечтала как-то раскрасить Венеру более художественно, но руки не дошли.

Мне кажется, Венера похожа на Коломну — немного заброшенная, необычная, самобытная. Коломна — это женщина, и Венера женщина. Ее классная функция в том, что она вдохновляет людей на какое-то созидание. Я делала значки с Венерой, девушка по имени Кристина нарисовала открытку с ее образами.

У нас есть отдельный чат, посвящённый Венере. В нем состоят наши муниципальные депутаты Илья Киселев и Алексей Фролов, дизайнер и художница Анна Толстая, наш реставратор Александр и скульптор Лиза. Мы ведем расследование и пытаемся понять, кто же автор скульптуры. Например, Анна Толстая узнала, что у барда Александра Городницкого есть песня про Коломну, задала ему вопрос на онлайн-концерте — оказалось, что он не помнит Венеру. Но в каких-то документах она всё равно должна быть записана, и мы их сейчас ищем.

Как появилось сообщество добрососедства Коломны и кто в нем состоит

— В фейсбуке есть группа «Пряжка Коломна», которую создал энтузиаст и художник Александр Горынин. Валя Манн из организации «Двери с помоек» как-то раз написала в группу, что сделала телеграм-чат, и предложила всем в него вступить. Там все начали знакомиться. Кто-то написал про экологическое движение «Круг жизни» — им можно сдать вторсырье и получить экобаллы, а потом обменять их на саженцы. Мы сделали один сбор, потом второй, потом посадили вместе эти саженцы.

Потом мы провели «День Тома Сойера» у Венеры. Люди принесли пироги, блины, печенье, мы сидели за общим столом, болтали с градозащитниками, которые тоже пришли. На фестивале познакомились с огромным количеством прохожих. У нас появилась команда детей — когда они нас видят, то помогают поливать и убирать.

Еще мы высадили у Венеры газон. Илья Киселев договорился с комитетом по благоустройству — нам выделили лопаты и семена. Что-то жители сами посадили. Теперь по вечерам мы вместе ходим поливать этот кусок земли, ходим к Горынину посмотреть, как у него растет газон. У Венеры у нас тоже назначен главный по двору, который следит, чтобы никто не топтал. Появляется чувство, что Петербург становится твоим городом.

Летом мы займемся озеленением. Будем стараться отремонтировать добытые нами скамейки и согласовать их установку на Пряжке. Горынин делает макет уличных урн для раздельного сбора. Будем мыть бетонный барельеф в одном из дворов, а 27 июня проведем День рыбака на Пряжке — планируем ловить рыбу.

Сейчас в чате добрососедства почти 300 человек. Мы проводили опросы о том, кто чем занимается. Оказалось, что около 85 % — это художники, реставраторы, музыканты, певцы. Есть ощущение, что Коломна — это такой абсолютно петербургский Монмартр или Сохо. При этом район недооценен, хочется как-то его поддержать, у нас ведь правда красиво.


Ранее петербуржцы отмыли Коломенскую Венеру перед реставрацией. Смотрите на ее новый (и немного пугающий) образ.

Если вы нашли опечатку, пожалуйста, сообщите нам. Выделите текст с ошибкой и нажмите появившуюся кнопку.
Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить
Все тексты
К сожалению, мы не поддерживаем Internet Explorer. Читайте наши материалы с помощью других браузеров, например, Chrome или Mozilla Firefox Mozilla Firefox или Chrome.