25 декабря 2012

Театральные страсти вокруг неэффективной академии

Скандалы в системе высшего образования продолжаются. На днях министр образования Дмитрий Ливанов уволил ректора РГТЭУ, студенты которого бастовали против «списка неэффективных вузов». В ноябре выяснилось, что наряду с многочисленными университетами и институтами в нашумевший список попали творческие вузы, в том числе и СПбГАТИ. 24 декабря стало известно, что академия осталась в списке и после проверки независимой комиссии. «Бумага» попросила выпускников и студентов Театральной академии рассказать об учебном процессе и поделиться впечатлениями от «неэффективных» студенческих лет.

Рикардо Марин

актёр театра «Мастерская», выпускник мастерской Григория Козлова

Фото: Анна Рассадина / «Бумага»
— В какой-то момент в моей голове соединились две вещи — интерес к театру и интерес к коммунистической России. После школы я понял, что их можно соединить в один, и отправился в Петербург. На мой выбор повлиял, в том числе, и тот факт, что в нашей академии, в отличие от большинства театральных вузов на западе, можно сразу поступить на режиссёрский факультет, тогда как в США и Европе ты зачастую обязан сначала выучиться на актёра и только потом заниматься режиссурой. Мне было восемнадцать, я хотел всего сразу, поэтому и приехал сюда.

Виктория Воробьёва, актриса:

«Зачем набирать такое количество в итоге безработных актёров? На мой взгляд, необходимо в корне менять систему преподавания и набора»

Суть метода Козлова — школа переживания, ты должен всё пропускать через себя. Не играть, а собственным телом проживать ситуацию. Это полноценная жизнь на сцене, выразительная и интересная не только для зрителя, но и для самих актёров. Наш принцип — наблюдение за собой. В этом мы, к слову, отличаемся от «фильштинцев» (ученики Вениамина Фильштинского — прим. «Бумаги»), которые больше наблюдают за другими людьми. Они пытаются влезть в чью-то шкуру, а мы стараемся взрастить героя в самих себе. Фильштинский, на мой взгляд, учит своих студентов самодостаточности. С кем бы они ни работали, в них сохраняется понимание того, что надеяться можно только на себя.

Виктория Воробьёва

актриса Александринского театра, выпускница мастерской Игоря Горбачева, бывшего художественного руководителя театра им. Пушкина (теперь — Александринский театр)

— Мы в основном жили в театре, а в институт бегали на лекции и на занятия по танцу и сцендвижению. Таким образом, наша жизнь была связана с местом, в котором я и по сей день имею счастье работать. Большие мастера и педагоги ушли из жизни, а новых, к сожалению, пока не появилось. Когда я слышу, кто сейчас преподаёт, меня это огорчает. За последнее время знаю только один эффективный и по-настоящему творческий выпуск — это кукольники курса Кудашова, где мастерство преподавал Сергей Бызгу. Все ребята пошли в театр к мастеру, так и должно быть: все остальные просто никому не нужны. А зачем набирать такое количество в итоге безработных актёров? На мой взгляд, необходимо в корне менять систему преподавания и набора.

Андрей Папанин

актёр ТЮЗа и участник лаборатории ON-театр, выпускник мастерской Анатолия Шведерского

— Наш мастер опирался на собственный опыт. Обучение, особенно на старших курсах, проходило в каких-то рассказах. Он говорил с нами об очень полезных вещах, и, оказавшись в театре через несколько лет, я понял, что у меня там хорошо всё складывается именно потому, что Шведерский дал мне эту базу. Эти знания относились не к самому мастерству актёра, а к поведению в театре и отношению с людьми.

«Не хватает грамотных менеджеров и организаторов. Артист этим заниматься не может, он должен делать своё дело»

Что касается нашей альма-матер, то там сейчас педагогический дефицит. Старики все уходят, приходят учить режиссёры, которые всё равно воспитывают актёра под себя и свои будущие спектакли. Педагоги же должны воспитывать артистов, которые смогут работать и в этом театре, и в другом. Также существует проблема терминологии. Это очень важный фундамент, которого нет. Как можно строить дом, если у тебя под ногами болото? Не хватает грамотных менеджеров и организаторов. Артист этим заниматься не может, он должен делать своё дело. Нужны люди, которые за меня решат, где я завтра буду играть, и это вполне нормально.

Дмитрий Кушнерев

студент СПбГАТИ

— Мой курс — выпускной, и мы не знаем, чем будем заниматься в дальнейшем. Дипломы получим, а что будет дальше — пока непонятно. В нашей профессии ты либо лучший, либо никто. Ещё наш мастер говорит: нельзя научить, но можно научиться. В академии я бы не стал ничего править. Я бы поработал над собственной ленью и будильник бы погромче сделал, а в процессе обучения не изменил бы ни капли.

Антон Багров

актёр театра им. Ленсовета и Балтийского дома, выпускник мастерской Бориса Голубицкого

Борис Голубицкий — художественный руководитель Орловского государственного театра им. Тургенева. Уникальность орловского курса заключается в том, что студенты учились при театре, в СПбГАТИ приезжали только на сессию. — Уже со второго курса, учась в академии, я работал в Орловском театре. Сейчас у меня стаж почти девять лет, несмотря на то что я молодой актёр. Мы делали спектакли в Орле и привозили их сюда. Многие из них были очень популярными.

«Играть в кино не учат, а ведь это отдельная профессия. Так что нужно либо писать только про актёра театра, либо обучать этому, как делают на Западе»

В театр приходят юнцы и ставят спектакли. Я не против этого, но большинство молодых режиссёров вообще не имеют понятия о профессии, а актёры, которые с ними работают, знают про материал в 15 раз больше. И это повсеместно. Поэтому ситуация с академией — это один из рядовых случаев, которые сейчас стали нормой. Реальные проблемы — это состояние здания, отсутствие новых предметов. Театр же развивается, идёт вперёд. Например, сейчас в академии нет кинообразования, хотя в дипломе значится, что мы актёры театра и кино. Играть в кино не учат, а ведь это отдельная профессия. Так что нужно либо писать только про актёра театра, либо обучать этому, как делают на Западе.

Читайте другие тексты рубрики:

Если вы нашли опечатку, пожалуйста, сообщите нам. Выделите текст с ошибкой и нажмите появившуюся кнопку.
Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить
Все тексты
К сожалению, мы не поддерживаем Internet Explorer. Читайте наши материалы с помощью других браузеров, например, Chrome или Mozilla Firefox Mozilla Firefox или Chrome.