9 апреля 2012

Высокое искусство вне высших категорий

Последняя версия проекта закона «Об Образовании», похоже, обошла вниманием вузы искусства: они не вошли ни в одну из категорий учебных заведений высшей лиги. «Бумага» узнала, чем обусловлено такое решение Министерства образования и как старейшим академиям живётся в их нынешнем статусе.

Фото: Катя Гаврило/«Бумага»
В январе этого года вышла третья версия проекта «Об образовании» с отдельной статьёй, посвященной стандартам обучения в области искусств. Поправка была разработана Министерством образования совместно с представителями Министерства культуры. Обсуждение всех тонкостей творческого образования граждан России заняло больше года. На круглых столах, посвященных обсуждению проблем развития образования в области искусств, присутствовали ректоры вузов и представители творческих специальностей: главная мысль сводилась к одному — не потерять то, что имеем. Иначе, как выразился Николай Цискаридзе, «скоро не сможем петь знаменитую песенку про то, что в области балета мы впереди планеты всей». Звучали идеи о том, чтобы дать возможность студентам творческих вузов получать второе высшее образование бесплатно, а старейшие академии и консерватории наделить статусом университета. Однако ни та, ни другая идея в законопроекте не отразились. Несмотря на это, Минкультуры приняло новую версию «без замечаний». Теперь, согласно законопроекту, вузы только двух категорий наделяются особенными привилегиями: статус «национального исследовательского» и «федерального» университета позволит учебным заведениям получать финансовую поддержку для совершенствования абсолютно всей своей материально-технической базы. Одним из первых критику в адрес новых поправок высказал бывший министр культуры Михаил Швыдкой. По его мнению, лишение творческих вузов статуса университета может привести к деградации всей системы художественного образования. Но в Министерстве образования никаких противоречий не видят: одно дело — вузы искусства, другое — приоритетные направления, которые необходимо развивать. Объясняют это тем, что далеко не все вузы творческой направленности «попадают под требования, предъявляемые к федеральным или национальным исследовательским университетам»: — Кроме того, не в полной мере ясна необходимость установления для таких образовательных учреждений соответствующих категорий, — прокомментировали в Министерстве образования и науки. Но не все творческие вузы лишены такой привилегии: например, Московская музыкальная консерватория ещё 8 лет назад «в качестве исключения» получила статус университета. Санкт-Петербургская консерватория до сих пор таким званием не располагает, но руководство считает, что именно повышение статуса до федерального университета — это единственный шанс получить магистратуру. — Оставлять нас без магистратуры — жестокое преступление, ведущее к фактической гибели, — считает доцент кафедры методики фортепианного исполнительства СПбГК Дмитрий Часовитин. По словам доцента, в таком положении они оказались из-за постоянного ужесточения критериев со стороны Минобрнауки. Не исключено, что в дальнейшем консерватория примкнёт к крупному университету в качестве музыкального факультета, чтобы, наконец, обучать студентов по магистерским программам. Ведь различные университеты культуры имеют широкий спектр специализаций и обладают привилегированным статусом. Несмотря на то, что уровень образования там несоизмеримо ниже, считает Часовитин, наличие различных специальностей ценится Министерством образования и науки гораздо больше, чем проверенное временем качество консерваторского образования. В Академии русского балета им. Вагановой пользу от переформирования творческих академий в университет  считают мнимой. — Старые вузы, как ГИТИС, например, уже обзавелись статусом университета, чтобы их не лишили привилегий. Если это станет тенденцией, нам, конечно, тоже придётся пойти вслед за всеми. Но если говорить об объективной реальности, то оптимальный вариант для нашего заведения — это академия, — уверен проректор Алексей Фомкин.
Фото: Аня Рассадина/«Бумага»
Впрочем, для сохранения остальных старейших творческих вузов, считает он, полезно было бы повысить их в статусе, но не причислять к категории федерального университета: — Федеральный университет имеет право устанавливать свои стандарты. Это мечта людей искусства: ни перед кем не отчитываться, никого не слушать. Я считаю, что это неправильно, потому что у любого вуза есть социальная ответственность перед студентом и с тебя должны спросить: «Почему ты его учишь? Зачем ты его учишь? Что ты делаешь с теми детьми, которых у тебя отчисляют?» Вообще проректор Академии главную проблему видит в воспитании и образовании зрителя, который не готов воспринимать высокое искусство. — Мы тут научим, а смотреть кто будет?

В Театральной академии считают, что интерес к большому искусству падает именно потому, что у творческих вузов нет поддержки на федеральном уровне. 

Когда была серьёзная государственная поддержка таких вузов — учиться на актёра было престижно. А сейчас только безумцы готовы посвятить себя этому, — говорит исполняющий обязанности ректора ГАТИ Александр Чепуров.

Статус университета академии нужен, и её переформирование — лишь вопрос времени, считает Чепуров. Это касается и других старейших вузов, которые, по его мнению, должны образовать отдельную категорию: например, ассоциацию национальных вузов искусств, имеющую определённые льготы в финансировании.
Фото: Александра Матвеева/«Бумага»
— Когда мы говорим о сохранении старейших вузов искусств, речь должна идти не о том, чтобы просто обозвать их университетами, а о том чтобы они действительно были выделены в виде национального наследия. Искусство — оно затратно. Мало того, от него нет выгоды, кроме выгоды духовной, связанной с тем, что человечество благодаря искусству не превращается обратно в обезьян. Иных источников дохода и поддержания своего существования, чем государственная поддержка, у вузов искусства нет и быть не может. Ради выживания они должны стремиться к федеральному статусу, иначе они изничтожатся. То, что искусство не приносит прибыли и есть одна из главных причин, по которой творческие вузы не могут войти в «высшую лигу». В перечне претендентов на «федеральные» и «национальные исследовательские» включены вузы только тех направлений, которые способны выполнить государственный заказ. Чепуров уверен, что искусство не должно выполнять этого заказа: — Если государство считает себя достаточно цивилизованным, чтобы поддерживать искусство, оно должно его поддерживать просто так.
Если вы нашли опечатку, пожалуйста, сообщите нам. Выделите текст с ошибкой и нажмите появившуюся кнопку.
Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить
Все тексты
К сожалению, мы не поддерживаем Internet Explorer. Читайте наши материалы с помощью других браузеров, например, Chrome или Mozilla Firefox Mozilla Firefox или Chrome.