Всемирно известный дирижер Теодор Курентзис переезжает в Петербург, пишут СМИ. Почему это важно для города и как повлияет на культурное сообщество

Дирижер Теодор Курентзис планирует переехать в Петербург, пишут СМИ. Информация об этом стала распространяться в связи с его уходом из Пермской оперы, которую он возглавлял последние восемь лет. Источники изданий в театральных кругах говорят, что базой для оркестра и хора Курентзиса станет петербургский Дом радио. Сам дирижер официально не подтверждал переезд.

«Бумага» рассказывает, что известно о планах Курентзиса в Петербурге, почему его переезд так активно обсуждают и что говорят о возможном конфликте дирижера с Гергиевым и Темиркановым.

Теодор Курентзис. Фото: permopera

Курентзис — один из самых известных дирижеров мира. Благодаря его работе в Перми город стали называть «третьей музыкальной столицей»

Теодор Курентзис родился в Греции, учился в греческой и петербургской консерваториях. Он работал в филармонии имени Шостаковича, но уехал из города, заняв пост главного дирижера Новосибирского театра оперы и балета. Впоследствии Курентзис сотрудничал практически со всеми ведущими оркестрами России. 47-летний дирижер считается одним из самых титулованных в мире.

Как считает музыкальный критик Дмитрий Ренанский, Курентзис привнес в российскую академическую музыку новый репертуар и «дал ей новую идентичность». Под его руководством музыканты исполняют композиции Малера, Чайковского и Моцарта «с рок-н-ролльным драйвом» и «на диковинных исторических инструментах». Дирижер отказывается от дресс-кода и управляет оркестром без палочки, а на его концертах горят свечи и музицируют стоя. Билеты на постановки Курентзиса могут стоить до 30 тысяч рублей.

В 2011 году Курентзис стал руководителем Пермского театра оперы и балета. По мнению критика Ренанского, благодаря работам дирижера за Пермью закрепился «статус третьей музыкальной столицы России». Курентзис сотрудничал с ведущими западными мастерами: режиссер-дизайнер Роберт Уилсон поставил в Перми «Травиату» Верди, а режиссер Ромео Кастолуччи — спектакль «Жанна на костре», совместную постановку с оперными театрами Лиона, Базеля и Брюсселя. Пермская опера ежегодно получала по несколько десятков номинаций на театральную премию «Золотая маска».

Параллельно с работой в России Курентзис участвовал в одних из самых известных музыкальных фестивалях мира в Люцере и Зальцбурге. Он также исполнил роль прототипа Льва Ландау в биографической драме Хржановского «Дау». Проект, который этой зимой показывали в Париже, широко обсуждали по всему миру.

Курентзис ждал строительства нового здания Пермской опере. Но ушел после конфликта с чиновниками

Одним из условий работы в Перми Курентзис в 2017 году назвал замену исторической сцены театра. Ее площадь составляет всего 308 квадратных метров — считается, что это самая маленькая сцена среди музыкальных театров России. Однако строительство новой сцены постоянно откладывали. Как писала «Медуза», это происходило из-за попытки местных властей сэкономить, смены трех губернаторов и других факторов.

Весной 2019 года к строительству нового здания театра привлекли компанию «Строй-Эксперт», близкую к худруку петербургского Михайловского театра и Новосибирского театра оперы и балета Владимиру Кехману. Курентзис сразу заявил, что с Кехманом работать не станет. Ранее у них был конфликт из-за назначения Кехмана на место гендиректора Новосибирского театра оперы и балета Бориса Мездрича. Его уволили из-за оскорбления чувств верующих в опере Вагнера «Тангейзер», Курентзис назвал запрет постановки цензурой.

21 июня Теодор Курентзис объявил об уходе с поста худрука Пермской оперы. В прощальном письме он поблагодарил пермских зрителей, солистов театра, оркестрантов, хористов, танцоров и всех артистов, с которыми работал. «И наконец, администрацию Пермского края, потому что без их полнейшего непонимания, отсутствия трепета и чуткости я никогда не нашел бы силы принять решение покинуть свой рай», — заявил Курентзис.

При этом дирижер останется худруком Международного Дягилевского фестиваля в Перми и продолжит развивать свой оркестр musicAeterna. После ухода Курентзиса в Пермской опере прекратят показ спектаклей, созданных под его руководством.

СМИ пишут, что Курентзис может переехать в Петербург. Сам дирижер это не подтверждал

Слухи о переезде Курентзиса в Петербург ходили в театральных кругах с 2011 года. В начале июня 2019-го, еще до официального ухода Курентзиса из Пермской оперы, информационное агентство «Местное время» со ссылкой на источник написало, что на закрытом собрании дирижер заявил об уходе из театра и переезде в Петербург. В пресс-службе Пермской оперы не подтвердили, но и не опровергли эту информацию, сославшись на отсутствие официального заявления.

После ухода Курентзиса о его переезде в Петербург заявляли источники сразу нескольких СМИ, в том числе ТАСС, Ura.ru, и «Коммерсанта». По их словам, «перспективы Курентзиса в городе, возможно, связаны с работой на радио» и что Курентзис планирует использовать Петербург «в качестве репетиционной базы и творческой лаборатории».

Сам Курентзис в интервью Ксении Собчак, опубликованном в начале июля, заявил, что о переезде в Петербурге говорить еще рано. «Но пока то, что лежит в сердце, это Санкт-Петербург», — сказал дирижер.

Базой для оркестра и хора Курентзиса может стать Дом радио. В нем репетируют три хора, но с ними могут прекратить сотрудничество

Базой для оркестра и хора Теодора Курентзиса может стать Дом радио на Итальянской улице, 27. Об этом заявил источник «Коммерсанта», близкий к администрации города, и источник Ura.ru в театральных кругах. «Коммерсантъ» отмечает, что здание находится в управлении телерадиокомпании «Петербург» («Пятый канал»). Она входит в «Национальную медиа группу» Юрия Ковальчука, совладельца банка «Россия».

Сейчас в Доме радио репетируют и записываются три городских оркестра: оркестр Михайловского театра, губернаторский симфонический оркестр Санкт-Петербурга и Санкт-Петербургский государственный академический симфонический оркестр. Для всех трех это не основная репетиционная точка.

В двух первых оркестрах рассказали, что их предупредили о возможном прекращении сотрудничества. Руководитель губернаторского симфонического оркестра Виктор Воротников пояснил, что договор аренды с Домом радио заключен только на 1,5 месяца. Генеральный директор Михайловского театра Ирина Делигач рассказала, что их договор с июля не продлят из-за требования КГИОП о начале капитального ремонта здания. Во время первого этапа работ будут восстанавливать фасад Дома радио.

«Росбалт» писал, что в петербургских оркестрах жаловались на нехватку мест для репетиций и могут быть недовольны, если большую площадку Дома радио отдадут оркестру Курентзиса.

Источник 78.ru отмечает, что к работе в Доме радио Курентзис приступит 15 августа.

Дом радио. Фото: Florstein

Журналисты говорят о возможном конфликте Курентзиса с Гергиевым и Темиркановым. Все трое учились у одного профессора

В 1990-е годы Курентзис учился у профессора консерватории Ильи Мусина — учителя известных петербургских дирижеров Валерия Гергиева и Юрия Темирканова, которые сейчас руководят Мариинским театром и академическим симфоническим оркестром филармонии. Музыкальный критик Дмитрий Ренанский отмечает, что Мусин назвал своим единственным гениальным учеником именно Курентзиса.

Некоторые журналисты говорили о возможном конфликте Курентзиса с Гергиевым и Темиркановым. Ксения Собчак в интервью спросила дирижера: «Ты приходишь в город Петербург, где уже есть два больших гения — Темирканов и Гергиев, которые чувствуют себя в каком-то смысле хозяевами этого города — не боишься ли ты, что эта смена туризма и иммиграции может сильно утруднить положение дел в Петербурге?». Курентзис ответил, переформулировав вопрос: «Если в Петербурге есть медицинские институты, две большие больницы, можно открыть центр гомеопатии?». Дирижер добавил, что с уважением относится к Гергиеву и Темирканову.

При этом, как утверждают источники «Коммерсанта», люди из окружения Курентзиса уже провели переговоры с культурным сообществом Петербурга, в том числе с Гергиевым, и якобы договорились с ним о «мирном сосуществовании».

Будущую деятельность оркестра Курентзиса в Петербурге могут поддержать ВТБ, Сбербанк и фонд, связанный с меценатом Адоньевым

После ухода из Пермской оперы Курентзис и его оркестр musicAeterna останутся без госфинансирования. По данным источников «Медузы», работу musicAeterna будут поддерживать ВТБ, Сбербанк и фонд «Альма Матер». Издание со ссылкой на источники называет его аффилированным со структурами бизнесмена и мецената Сергея Адоньева, который финансировал «Дау» Хржановского.

Руководство musicAeterna пока не комментирует организационные вопросы. В пресс-службе Курентзиса также не комментируют его возможный переезд.


О самых интересных спектаклях и других культурных событиях города читайте в тематической рассылке «Бумаги»

Если вы нашли опечатку, пожалуйста, сообщите нам. Выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl + Enter.

Новости

все новости

Спасибо!

Теперь редакторы в курсе.