5 апреля 2022

«Водитель просил пассажиров показывать дорогу». Петербуржцы массово жалуются на транспортную реформу — вот как реагируют в Смольном

Транспортная реформа в Петербурге запустилась меньше недели назад, а под постами комтранса во «ВКонтакте» уже сотни комментариев недовольных горожан. Среди основных претензий: дорога занимает больше времени, а проезд стал дороже. Петербуржцы пишут про очереди, сбои в работе бортового оборудования и онлайн-сервисов по отслеживанию социальных автобусов. Некоторые говорят, что подобной ситуации с общественным транспортом не наблюдали с 1990-х.

«Бумага» проанализировала жалобы жителей и рассказывает, что на них отвечают в Смольном.

В Петербурге 97 маршруток заменили автобусами. Жители недовольны, что им не оставили выбора

В планах петербургских властей, согласно транспортной реформе, — отказ от всех коммерческих маршрутов в три этапа в течение 2022 года.

  • Первый этап предполагает постепенное исчезновение 97 маршруток с 1 апреля.
  • Второй — еще 34 маршруток с 1 июня.
  • Третий — последних 118 маршруток с 15 июля.

Альтернативой должны стать социальные автобусные маршруты, на которых действуют все льготы.

Петербуржцы оставили десятки комментариев под постами комтранса о запуске транспортной реформы во «ВКонтакте». Горожане возмутились тем, что им не оставили выбора, заставив пересесть с маршруток на автобусы. «Когда 20 лет назад убили общественный транспорт, маршрутки до небес превозносили! У людей должен быть выбор, и это не такси!» — написала участница группы Наталья. Подобные претензии в комтрансе никак не комментируют, отвечая на них заранее подготовленным текстом о том, зачем Петербургу нужна транспортная реформа.

Комитет по транспорту Петербурга
универсальный ответ (цитата по «ВКонтакте»)

— Новая модель транспортного обслуживания (НМТО) подразумевает переход общественного транспорта на более удобную и современную систему. Это не только отказ от небезопасных маршруток, но и обновление подвижного состава, точное расписание движения, укороченные интервалы между маршрутами, удобная оплата, а также возможность льготного проезда на всем транспорте.

В комитете утверждают, что главная цель новой модели — «повышение качества транспортного обслуживания», — а позже рассказывают о ее деталях. В частности, в ведомстве отмечают, что новые автобусы будут низкопольными, что позволит перевозить пассажиров с инвалидностью и работать в условиях тесных улиц в отдельных районах города. «Таким образом, общественный транспорт Петербурга станет более предсказуемым, комфортным и безопасным», — заключает комтранс.

Некоторые маршруты изменились — и водители не знают дорогу. В ответ на остановках выставили студентов, подсказывающих нужный автобус

Судя по отзывам петербуржцев, которые уже успели воспользоваться социальными автобусами, некоторые из них едут по измененным маршрутам. Так, например, произошло с автобусом № 230. «Маршрут на „Яндекс.Картах“ отличается от [маршрута] на транспортном портале, разные водители едут по разным сторонам набережной», — написал житель города Филипп.

«Водитель… просил пассажиров показывать дорогу», — рассказала 1 апреля Наталия. «Сегодня 290-й автобус с утра с таким же водителем тоже повернул не туда, несмотря на экран навигации в кабине. Пассажиры ему начали кричать и дорогу говорить… позорище», — описала похожую ситуацию Мария.

Ранее в комтрансе объясняли, что после запуска транспортной реформы появится 92 новых маршрута, из которых 10 «абсолютно новые», а остальные 82 «в той или иной степени являются заменой существующим коммерческим маршрутам». Ознакомиться с ними можно на сайте «Организатора перевозок» или на карте «Яндекса».

Фото: Ирина Низовцева / «ВКонтакте»

4 апреля комитет сообщил, что помогать пассажирам в выборе нужного маршрута будут волонтеры — студенты «Академии Транспортных Технологий». Судя по опубликованному ролику, молодых людей отправили стоять на остановках, к ним можно подойти и попросить подобрать социальный автобус.

Сколько волонтеров призвано помочь петербуржцам — не уточняется. Но горожане уже отметили их нехватку на отдельных остановках. «А на неоживленных пунктах кто поможет?», — прокомментировала ситуацию петербурженка Ирина; ее отзыв остался без ответа комтранса.

Помимо этого, жители пишут, что на многих остановках до сих пор нет информации об измененных маршрутах и обновленного расписания. В комтрансе, комментируя подобные претензии, заявили, что «работа в данном направлении ведется». «В ближайшее время информационное оборудование будет обновлено на остановках наземного транспорта», — сообщили в ведомстве.

Теперь автобусы нужно ждать дольше, жалуются петербуржцы

Петербуржцы пишут об увеличении интервала движения общественного транспорта. По их словам, они вынуждены долго стоять на остановках в ожидании социальных автобусов.

«Почему 293-й автобус ходит раз в час? Хотя, по расписанию, каждые 11 минут. Почему люди теперь должны добираться до работы, садика и школ в три раза дольше? Что за беспредел?» — написала под постом о транспортной реформе Валерия.

Еще одна петербурженка — Мария — рассказала, что после нововведений вместо 7 минут ей приходится стоять на остановке час. «Каждые 7 минут маршрутка ходила, а теперь раз в час автобус. И больше транспорта до метро нет», — описала она ситуацию. «Какая „хорошая” реформа. Уже 15 минут стою на остановке, а 53-го автобуса всё нет и нет. „Супер“, заявленные интервалы не соблюдаются», — написал Валентин.

Из-за долгого ожидания на посадку в социальные автобусы образуются длинные очереди, свидетельствуют фотографии очевидцев. «Сегодня один автобус пропустили, во второй утрамбовывались, как в 90-е. На другой остановке, где пересаживалась, стояла женщина с коляской — говорит, третий автобус пропускает, влезть не может, всё битком. Это что за издевательство?», — заявила 4 апреля Юлия.

В ответ на жалобы в комтрансе сообщили, что в первый день транспортной реформы часть новых рейсов не была выполнена «по техническим причинам». «Мы отслеживаем всё движение транспорта на этих маршрутах. Транспортным компаниям по итогам работы будут выставлены штрафные санкции за невыполненные рейсы. Прикладываем все усилия для нормализации движения на маршрутах», — отчитались в ведомстве. О сроках решения проблемы не сообщалось.

В комитете также заявили, что в ряде случаев проблема связана с пробками, а также посоветовали заранее планировать поездку через портал общественного транспорта, сервис «Живое расписание» или уточнять актуальную информацию по бесплатному номеру справочной службы: 8 (800) 234-98-80.

При этом, по словам горожан, часть автобусов, троллейбусов и трамваев вообще не отображается в онлайн-приложениях для отслеживания их перемещения. В комтрансе на это ответили, что проблема связана с «техническими проблемами», над которыми ведомство работает вместе с «Организатором перевозок». О сроках исправления ситуации не сообщается.

В отдельных автобусах теперь нельзя платить наличными. Горожане не понимают, зачем это нужно

На некоторых маршрутах платить за проезд теперь можно только с помощью «Подорожника», льготного проездного билета, банковской карты или разового QR-билета, — но не наличными. Судя по комментариям в группе комитета по транспорту во «ВКонтакте», многие петербуржцы критически отнеслись к этой новой системе.

У некоторых возникают вопросы. «Зачем и на каком основании отменили деньги в транспорте? Это вообще законно? Вроде у нас в России платежной единицей является рубль по закону, а не карточка. Никто не может отменять деньги, никакой комитет. У нас эта будка одна на весь район, и всё время закрыто. Открывается в 10 утра, то обед, то выходной, а как ездить никто не объяснил», — пожаловался 2 апреля Игорь.

Фото: «Бумага»

Другие предлагают изменить систему, когда проездные и билеты можно купить лишь в кассах метрополитена или киосках «Организатора перевозок». «С чем связан отказ от налички? Поставьте автоматы самообслуживания, как в метро, или верните кондукторов. Предоставьте людям возможность самим выбрать способ оплаты», — прокомментировала ситуацию горожанка Ольга.

В комтрансе объяснили, что уход от практики оплаты проезда наличными водителю связан с тем, что передавая деньги за проезд, пассажиры отвлекают его от движения, а это может привести к аварийной ситуации на дороге. Там также отметили, что переход к новой системе не должен вызывать затруднения у пенсионеров, так как они, как правило, оплачивают проезд льготными проездными билетами. В ведомстве также пообещали расширить сеть продаж разовых QR-билетов.

Пересадочные тарифы «60 минут» и «90 минут» не работают у некоторых пассажиров

В первые дни транспортной реформы петербуржцы также сообщали, что не работают пересадочные тарифы «60 минут» и «90 минут». Горожане оставляли десятки комментариев о проблеме, интересуясь, что делать в подобной ситуации.

«Объясните, пожалуйста, почему сняли в каждом автобусе по 40 рублей. Ведь вторая поездка должна стоить 10 рублей. Временной период был соблюден (35 мин). Вот так городское правительство надувает своих жителей», — пожаловалась петербурженка Ольга.

В комтрансе заявили, что в работе бортового оборудования, установленного в салонах некоторых новых автобусов, 1 апреля произошли сбои, которые стараются оперативно устранять. Пассажиров попросили сообщать о некорректной работе валидаторов по этой ссылке, указав при этом номер маршрута. Судя по комментариям комитета, по состоянию на 5 апреля проблему до сих пор не устранили.

В другом ответе на аналогичные жалобы, но уже от 2 апреля, в ведомстве сообщили, что накануне транспортной реформы была проведена перепрошивка программного обеспечения системы электронной оплаты проезда, но по техническим причинам не все приборы были обновлены, поэтому потребовалась повторная перепрошивка. Судя по всему, проблема тоже всё еще не решена, потому что подобный комментарий комитет публиковал и 4 апреля.

Петербуржцы возмутились, почему за эту наладку должны платить пассажиры, а также поинтересовались, есть ли какие-то варианты возмещения затрат, например, можно ли заказать выписку «Подорожника» и подать на перерасчет. Однако в комтрансе не ответили на вопрос, а только принесли извинения за временные неудобства и пообещали оперативно решить проблему.

Что еще почитать:

  • Отмена маршруток, отказ от наличных и новые тарифы. Главное о транспортной реформе в Петербурге.
  • Смольный обещает до 2024-го ввести беспилотный транспорт, оплату проезда лицом и агрегатор культурных событий. Вот что может (но не точно) появиться в Петербурге. 

Фото на обложке: «Бумага» 

Бумага
Авторы: Бумага
Если вы нашли опечатку, пожалуйста, сообщите нам. Выделите текст с ошибкой и нажмите появившуюся кнопку.
Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить
Все тексты
Транспортная реформа
Власти Петербурга пока не готовы расширять зону платной парковки, сказал депутат Цивилев. Ее введение ранее обсуждали в Пушкине
Опавшая листва, тряпочка и реклама кексов. Показываем, чем закрывают номера машин василеостровцы, не желающие платить за парковку
Лукашенко обвинил «частную компанию» в возгорании лазурных автобусов. В Смольном это отрицают
137 лазурных автобусов сняли с маршрутов Петербурга
Причина возгорания лазурных автобусов — их низкопольность, считает глава комитета по транспорту
К сожалению, мы не поддерживаем Internet Explorer. Читайте наши материалы с помощью других браузеров, например, Chrome или Mozilla Firefox Mozilla Firefox или Chrome.