В 2023 году в Петербурге работает главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов — он занимается восстановлением лютеранской церкви Анненкирхе. Кузнецов работал над парком «Зарядье» и над реконструкцией стадиона «Лужники», а также продвигал в столице программу реновации.
«Бумага» поговорила с архитектором о том, чем в Москве закончились протесты против реновации, о судьбе «Тучкова буяна» и других скандальных проектов и узнала, почему он решил бесплатно отреставрировать лютеранскую церковь в Петербурге.
Об Анненкирхе
— Вы уже говорили «Бумаге» на открытии выставки «Из огня» в Анненкирхе, что взялись за восстановление храма на волонтерских началах, потому что у него есть своя магия и атмосфера. Можете пояснить, в чем она?
— Тут есть место индивидуальному восприятию. В моем понимании архитектура — это не только дерево, крыша, камни, штукатурка и прочее, но и история здания, которая так или иначе проявляется во внешнем виде, и жизнь, которую здание ведет сейчас.
Если говорить конкретно, то следы реконструкции Анненкирхе 30-х годов, следы превращения в кинотеатр, следы пожара делают место очень особенным. Более того, после всех исторических потрясений церковь ведет активную культурную жизнь. Если бы мы начали делать консервативный проект с полноценной реставрацией, то мы, наверное, ограничили бы работу Анненкирхе. Проведение широкого круга мероприятий, выставок и концертов зависит в том числе от того, как здание выглядит сейчас.
Тот, кто видел презентацию на открытии моей выставки, заметил, что мы не сильно что-то меняем в Анненкирхе. Идея преображения или обновления церкви — это подход с целью оставить всё хорошее, что там есть. Мы планируем ремонтировать только те вещи, которые были неопрятными, неаккуратными и, главное, небезопасными. Центральная часть нашей работы — изменение кровли, которая после пожара была сделана на скорую руку как временная структура. Эта кровля режет глаз.
Плюс у Анненкирхе много проблем с качеством кладки, сейчас она в полуразвалившемся виде. В стенах огромное количество «проемов», которые в разное время делались под утилитарные надобности, но теперь они не нужны и делают слабее тело здания, «продырявливая» его. Это надо просто отремонтировать.
Также мы поставим более профессиональный свет. Площадка с такими серьезными амбициями, как Анненкирхе, должна иметь соответствующую технику освещения. Есть у нас и программа, связанная с музыкой. Вообще в церквях хорошая акустика, но Анненкирхе много раз усиленно переделывали, поэтому мы постараемся акустику улучшить, сделать так, чтобы зал максимально «звучал». Поставим орган в зале для богослужений и концертов.
— Внутри Анненкирхе после пожара выглядит необычно. Этот вид стал фирменным стилем места, и вы решили его сохранить. Почему?
— В Анненкирхе после пожара сложились очень красивые текстуры стены, выглядят они как настоящие картины.
Сейчас мы решаем, как технически сделать так, чтобы следы пожара стали полноценным живописным произведением.
— Церковь не могли отремонтировать после прошлой реставрации больше 10 лет. Почему? Это был вопрос денег, были сложности согласования проекта с КГИОП или эстетические противоречия? И как всё решилось сейчас?
— Мы познакомились с коллегами год с небольшим назад. Почему не получалось раньше заняться ремонтом — сложно сказать. Видимо, должны были звезды сойтись, совпасть ряд обстоятельств: и возможности, и желание.
К тому же в России лютеранская церковь, в отличие от православной, не особо пользуется поддержкой. У нее не так много спонсоров, лютеран физически сильно меньше. Думаю, возможности им надо было накопить, чтобы сделать такой серьезный шаг, как обновление.
О развитии Петербурга
— В Петербурге много ценных зданий в плохом состоянии. Есть ли у нас еще места, где вы хотели бы поработать?
— Дело в том, что архитектор делает проект не потому, что захотел. Он скорее сталкивается с запросом, который ему приходит, и реагирует на него.
Сейчас у меня нет запросов в Питере, кроме Анненкирхе. Если они будут, я их рассмотрю.
— В своей работе в Москве вы большое внимание уделяете созданию комфортной среды. Когда вы приезжаете в Петербург, что вам бросается в глаза: что здесь хуже и менее удобно, чем в Москве?
— На мой взгляд, Петербург является заложником того, что он изначально интересный, красивый, комфортный город. Москва более разношерстная, разнокалиберная, разноразмерная, потому она очевиднейшим образом нуждалась во внедрении новых дизайнерских и архитектурных мыслей, а также в создании по всему городу общественных пространств.
Петербург же на первый взгляд изначально вполне благополучен, поэтому с ходу и не скажешь, чего ему не хватает. Я вижу, что сейчас в Петербурге есть и улучшения: нет замусоренности, нет большого количества визуального шума, с которым в Москве мы проделывали большую работу. В Петербурге вообще нежная, трогательная архитектура. Но не хватает озеленения, деревьев.
Однако развитие уличной среды, конечно, бросается в глаза. В первую очередь это тема набережных, особенно набережных Невы, где машин много, а для горожан пространств очень мало. И я не замечал, чтобы в Петербурге велась серьезная работа по развитию водного фронта и продвижению темы реки в городе.
Обсуждая общественные пространства и уличную среду, я мыслил бы хайлайтами и яркими проектами. Была в Петербурге классная инициатива с парком «Тучков буян», но сейчас на его месте какие-то корпуса строят. Мои глаза говорят мне: никакого парка не будет. Хотя изначально «Тучков буян» заявлялся как современный и яркий проект по типу «Зарядья».
История строительства парка «Тучков буян» ↓
«Тучков буян» — проект парка вблизи Биржевого моста в Петроградском районе Петербурга. Идея создания современной зеленой зоны стала важной частью предвыборной кампании 2019 года Александра Беглова. Ее поддержал президент России Владимир Путин, отметив, что новый парк должен быть даже лучше, чем знаменитое московское «Зарядье».
Был объявлен международный конкурс, на который было подано 229 заявок из 50 стран. В итоге в сентябре 2020 года победил проект, предложенный петербургской «Студией 44» совместно с WEST 8 (Нидерланды). Затраты на строительство парка оценили в 6 млрд рублей. В качестве срока открытия «Тучкова буяна» называли 2024 год.
В мае 2021 года руководитель «Студии 44» архитектор Никита Явейн заявил, что проект парка пока заморожен, а земля под него так и не передана городу управлением делами президента.
В начале января 2022 года стало известно, что в Петроградском районе, где должен был появиться парк, могут построить Судебный квартал. СМИ писали, что на территории разместят только здания суда и театр танца Бориса Эйфмана. Позже пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков сообщил, что власти намерены объединить проект Судебного квартала и парка «Тучков буян».
Судебный квартал — это проект, который хотели реализовать на месте «Тучкова буяна» с 2012 года. К началу 2023-го на участке возвели всего два здания — часть театра танца Бориса Эйфмана и инженерно-технический блок с паркингом. Подробнее — в таймлайне «Бумаги» о том, как откладывали строительство Судебного квартала и парка «Тучков буян».
Парк «Зарядье» в Москве взорвал ситуацию в хорошем смысле слова, дал мощный импульс архитектуре и даже ментальности, потому что горожане стали ощущать себя жителями заметно более крутого и продвинутого мегаполиса. Хотелось бы и в Питере таких проектов.
«Морской фасад» на Васильевском острове — тоже интересный проект. Там, наверное, масса поводов сделать интересные общественные пространства. Вдоль Финского залива вообще можно было бы сделать питерский Манхэттен с потрясающими видами.
Здорово прошли бы знаковые проекты в центре Петербурга. Был шанс у Новой Голландии, где сейчас милейший проект реализован. Но по сравнению с амбициями, высказанными на конкурсе, это скромный результат. Новая Голландия — это уникальное место, у которого такой большой потенциал, что там могла быть сенсация мирового масштаба.
— Почему Петербург не может решиться на проекты мирового уровня?
— У меня создается впечатление, что это проблема роли личности в истории. В Москве есть Сергей Семенович Собянин — человек решительный и продвинутый с точки зрения исследования лучшего мирового опыта. Он готов привлекать инвесторов для новых проектов. В Москве создание новой современной архитектуры только на словах звучит легко, на самом деле в жизни все проекты нуждаются в постоянной поддержке высшего руководства. Когда в Петербурге появится градоначальник такого уровня, процесс пойдет.
Мне, например, непонятно, почему Мариинка не реализовала классный конкурсный проект Доминика Перро. Мы слышали какие-то отговорки о том, что проект было сложно сделать. Понимаете, это детский лепет. В современном мире, где люди в космос летают, рассказывать, что проект нельзя было сделать, — это, на мой взгляд, просто пуританство. Мы видим, как упускаются шансы. Получается какая-то история про Курочку Рябу, которая регулярно несет золотые яйца, а их разбивают, в итоге она начинает нести простые. Условно говоря, проект Доминика Перро — это снесенное золотое яйцо, которое разбили и вместо него дали простое.
Как сторонний наблюдатель я сочувствую Петербургу, потому что считаю, что в этом городе-шедевре можно было бы делать больше запоминающихся, ярких и современных вещей. У вас есть и интересное архитектурное сообщество, и творческие люди с элегантными решениями.
Где уровень амбиций для того, чтобы сделать большой скачок? И нужен ли вообще этот скачок? На мой взгляд, он нужен. Может быть, в самом городе есть средневзвешенное мнение, что новые архитектурные решения не нужны.
Качество управления, уровень амбиций, желание, силы, возможности и команда, которая будет заниматься проектами, — вот формула успеха.
— Конечно, у нас есть запрос на новые пространства и архитектурные решения. Но много внимания горожан отнимают проблемы старого фонда, нам бы с ними разобраться.
— Да, именно в этом плане Петербург является заложником несметных богатств и своей шикарной исторической части, живет ностальгией и страхом всё потерять. В Москве же энергичную застройку всё меньше людей воспринимает как опасное для города движение.
О реновации и градозащитниках
— Вы положительно отзываетесь о московской реновации. В Петербурге тоже объявляли реновацию, что вызвало протест среди горожан. В программу (эту и аналогичные ей с другими названиями) включили кварталы 2–3-этажных коттеджей, крепкие кирпичные пятиэтажки. Их разрушение и замена таких зданий многоэтажками — неизбежное будущее Петербурга?
— Могу сказать, что в Москве в программу реновации вошли только хрущевский фонд и несколько панельных девятиэтажек. Но мы проводили тщательный отбор заявок от домов, которые представляют из себя что-то архитектурно интересное. В итоге мы выделили около 500 домов, которые будут не сноситься, а санироваться, переделываться, меняться по функционалу. Но жить там внутри невозможно, поэтому люди переселяются в другие дома.
В Москве мы старались заменять именно ветхое, панельное жилье, которое с точки зрения эстетики и комфорта ничего из себя не представляет. Я сам в хрущевской пятиэтажке вырос и жил там до 21 года, мой дом по программе реновации тоже будет в скором времени снесен. И у меня тоже есть некоторая ностальгия по моему детству, району, зелени и дворовым пространствам. Но, с другой стороны, я понимаю, что дом, который появится вместо него по программе реновации, будет гораздо лучше. Если бы я там жил, то хотел бы переехать именно в новый дом, а не в тот, где я жил ранее и где отключался регулярно свет, текло отовсюду, отваливались куски от фасада. Сейчас от других людей в Москве я тоже наблюдаю положительную реакцию на программу, люди ждут переезда.
Как в Петербурге вопросы с реновацией будут решаться, мне сложно сказать. Здесь много нюансов: какие условия жизни, как принималось решение о включении в программу, как людей спрашивали. У нас было специальное голосование, где из 8 тысяч подходящих для реновации домов за было более 6 тысяч. Голос считался положительным, если за [реновацию] в доме было хотя бы две трети жителей.
Что происходит с реновацией в Петербурге ↓
Петербург запустил первую программу реновации — программу развития застроенных территорий (РЗТ) — с привлечением инвесторов в 2008 году, за 12 лет до того, как было принято федеральное законодательство, регулирующее этот процесс.
По программе 2008 года предлагали снести только аварийные дома 1958–1970-х годов постройки, а жильцов можно было переселить в другой район только с их письменного согласия. В рамках этой программы администрация города заключила договор с застройщиками, которым передали в аренду землю под аварийными домами, где компании должны построить новое жилье для прежних жильцов. Однако к 2017 году программа РЗТ была выполнена лишь на 1 %.
В середине 2022 года в городе приняли закон о комплексном развитии территорий (КРТ), который позволяет расселять хрущевки (в законе нет точного определения, какие дома под него подходят) при голосовании двух третей жильцов на общедомовом собрании. Однако уже в середине октября губернатор Петербурга Александр Беглов подписал документ, который приостанавливает некоторые положения закона о КРТ до 1 января 2024 года. Речь идет о положениях, регулирующих реновацию: о критериях внесения многоквартирных домов в список подлежащих реновации, порядке определения границ территории жилой застройки, подлежащей комплексному развитию, порядке реализации решений о КРТ. Тем не менее петербургские активисты настаивают, что закон о КРТ должен быть не приостановлен, а полностью отменен.
Среди прочих в Петербурге с 2009 года хотят снести и застроить исторический район Нарвская застава. «Бумага» рассказывала, как его жители борются с реновацией.
— Как в Москве вы находите баланс между сохранением исторических построек и созданием новых объектов?
— Мы стараемся, конечно, вести диалог с градозащитниками. Хватает у нас и скандальных историй.
Когда одновременно ведется много строительных процессов, можно запросто наступить на больные для города места. Поэтому для реновации мы создавали специальные комиссии для обсуждения градозащитных вопросов. Плюс в Москве есть движение «Архнадзор» с волонтерами-экспертами. Самые активные из них входят в специальные рабочие группы.
Город — это сложный организм. Нельзя просто взять, что-то нарисовать и поставить. Какие-то проекты мы останавливаем. Например, горожане отказались от изменения парка «Строгино». Мы общались с ними через депутатов, инициативные группы, но их не получилось убедить в необходимости проекта.
Понятно, что возмущение вызывает практически любая идея — без исключения. То, что стало популярным — то же «Зарядье» или реконструкция «Лужников», — на начальном этапе вызывало колоссальное сопротивление. Хотя сейчас даже странно об этом слышать.
Мы беремся за те проекты, в важности и уникальности которых мы можем убедить большинство, ключевой костяк жителей. На это убеждение уходит много сил, энергии и времени, часть проектов меняется в процессе.
Об уходе иностранных бюро из России
— Усложнилась ли на фоне санкций коммуникация с мировым профессиональным сообществом и отдельными архитекторами?
— Конечно, усложняется. В основном из-за санкционных ограничений коллег с противоположной стороны. Мы по-прежнему готовы сотрудничать. И нам жаль, что на такой созидательной, мирной профессии отразились последние события.
— Есть ли такие объекты, которые не построят в Москве и Петербурге из-за ухода иностранных бюро?
— В Москве нет объектов, которые не построят именно из-за этого. Те проекты, где уже проделан большой объем работы, мы так или иначе доводим до конца. Из остальных нам удалось безболезненно выйти на ранних фазах — так, чтобы не было заморожено на этапе строительства объектов.
Можно констатировать, что сейчас всё устаканилось. Но в начале ухода иностранных бюро была некоторая турбулентность.
— Может ли архитектура в России развиваться в изоляции, без участия иностранных компаний?
— Как показывает российский и международный опыт, классные и крутые города — это всегда место глобального сотрудничества. Так было испокон веков, даже домонгольская Русь известна итальянскими строителями. Церковь Покрова на Нерли, например, сделали не русские зодчие.
Мы не знаем такого периода в истории, когда самобытные и интересные вещи, которые стали незабываемым культурным слоем, были созданы в изоляции. Максимально изолированный период — во времена «железного занавеса» в СССР — дал, наверное, самую скучную архитектурную прослойку. Безусловно, там тоже есть интересные вещи — был советский модернизм. Хотя в СССР, надо сказать, была неполная изоляция, Хрущев внимательно относится к обмену опытом, а советские архитекторы ездили за границу, даже вели совместные с иностранными специалистами проекты. В 30-х годах прошлого века вовсе было широчайшее внедрение зарубежных архитекторов.
Всё самое крутое в мегаполисах — в Москве, Нью-Йорке, Токио, любом другом — создается благодаря сотрудничеству. Национальные школы развиваются в конкуренции с лучшими мировыми архитекторами.
Это те принципы, которые мы исповедовали все годы работы нашей команды. Мысль однозначная: изоляция — плохо, сотрудничество — хорошо. И мы будем надеяться, что сотрудничать получится и дальше. Сегодня на личном уровне все контакты с мировым сообществом архитекторов остаются. Никто ни с кем не ссорится.
Мы работаем для вас — оформите донат, чтобы «Бумага» и дальше писала о событиях в Петербурге
поддержать 💚Что еще почитать:
- Это (возможно) будущий облик Анненкирхе. Как главный архитектор Москвы хочет обновить старинную лютеранскую церковь.
- «Нельзя вселять три поколения в 42-метровую „однушку“». Жители хрущевок — о своих домах и идее снести их ради многоэтажек.