22 сентября 2014
Знаменитые коты и не менее знаменитые смотрительницы, консерватизм и прогрессивность Эрмитажа, его прошлое и настоящее — в спецпроекте «Бумаги» к 250-летию главного музея страны.

«Эрмитаж подавляюще консервативен»: художник Тацу Ниси — о сложностях работы в музее

В рамках программы биеннале современного искусства Manifesta 10 японский участник Тацу Ниси построил в Эрмитаже масштабную инсталляцию «Я только хочу, чтобы вы меня любили». Знаменитый во всем мире художник обычно выстраивает вокруг знаменитых памятников в центре густо населенных городов комнаты с современной мебелью. Так было с ангелом на шпиле собора в Базеле и памятником Колумбу в Нью-Йорке. На биеннале в Петербурге Тацу Ниси построил вокруг люстры из интерьеров дворца «русский дом» — типичную отечественную хрущевку с ковром на стене, ламповым телевизором и энциклопедией по садоводству на трельяже.

Художник рассказал «Бумаге», какие инсталляции в городе ему запретили делать, что в ближайшие пару лет он собирается построить в Петербурге и как администрация музея мешала, а смотрительницы — помогали ему работать.

Тацу Ниси

Художник

— Я сам знаю о Петербурге совсем немного. Немного больше мне известно из отзывов друзей. И с их слов мне становится понятно, что в городе проводится мало выставок современного искусства. Конечно, есть смысл знакомиться с теми работами, которые представлены в Эрмитаже, но городу стоит увеличить количество современных выставок.
Из-за того, что русские в целом не очень хорошо знакомы с современным искусством, они часто относятся к нему излишне критично, а часто и слишком серьезно, то есть стараются его обдумать и понять. В то время как многие объекты искусства требуют только того, чтобы на них посмотрели и посмеялись, — не нужно глубоко вдумываться, что они выражают.
Из-за того, что русские в целом не очень хорошо знакомы с современным искусством, они часто относятся к нему излишне критично, а часто и слишком серьезно, то есть стараются его обдумать и понять
Но несмотря на некоторое незнание, русские люди очень тепло приняли мою инсталляцию. В Эрмитаже, дворце, где жили очень богатые люди, где все пропитано деньгами и роскошью и полно очень дорогих экспонатов, мне хотелось сделать очень контрастную работу. Я хотел показать, что есть роскошные интерьеры для богатых, а есть жилье простых людей. В большинстве случаев я создаю современные интерьеры, но в данном случае моя работа на биеннале — это результат того, что я узнал от самих петербуржцев об их домах.
В итоге у меня получилась средняя жилая комната где-то в провинции. Стены для нее настоящие — я привез их из дома в Ленинградской области, который шел под снос. Некоторые вещи для инсталляции смотрительницы принесли из своих домов, они вообще с большим теплом отнеслись к моей работе. То есть все, что используется в моей инсталляции, — это реально существующие в наше время предметы.
Когда меня только пригласили участвовать в Manifesta 10, речь шла о том, что я построю инсталляцию на улице, как это обычно делаю. Сначала я хотел разместить работу на Дворцовой площади, вокруг Александрийского столпа. Но такой вариант оказалось невозможно согласовать с городской администрацией.
У меня была другая идея — построить объект у статуи Александра III перед Мраморным дворцом. Я думал сделать там инсталляцию-отель, как обычно. Но и этот объект, к сожалению, не получилось построить. Хотя я и не оставляю намерения довести его до конца, мы даже нашли спонсора, ведь такая работа дорого стоит. Как только городские власти позволят мне приступить к работе, я сразу же это сделаю, — может, это произойдет через четыре года, а может, и через год-два.
Когда меня только пригласили участвовать в Manifesta 10, речь шла о том, что я построю инсталляцию на улице, как это обычно делаю
И вот из-за того, что обе мои первоначальные идеи не удалось воплотить, получилось, что я выставляюсь в музее. И даже в Эрмитаже у нас до последнего были трудности с согласованиями и разрешениями со стороны музея. Это был очень тяжелый путь.
Вообще, Эрмитаж — подавляюще консервативный музей. Правда, как мне кажется, у них и нет выбора: ведь это действительно дорогой музей с очень дорогими произведениями искусства. Но все же он слишком консервативен. Мне кажется, что русским людям нужно давать как можно больше возможностей знакомиться с современным искусством.

Юбилей Эрмитажа: спецпроект «Бумаги»

herm1 herm4 herm5

Если вы нашли опечатку, пожалуйста, сообщите нам. Выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl + Enter.
Читайте еще
Manifesta 10 в Петербурге: биеннале глазами Европы, города и художников
Фестиваль Шредингера: как санкции сказываются на культурной жизни Петербурга
Десять важных выставок на биеннале Manifesta
Отравление Навального
«Я не узнавал людей и не понимал, как разговаривать»: Навальный рассказал, как проходит его восстановление
В ФБК рассказали, что следы яда из группы «Новичок» нашли на бутылке, из которой Навальный пил в гостиничном номере
«Зачем властям его травить, если уровень его популярности едва достигает 2 %?»: Россия задала вопросы ЕС по поводу ситуации с Навальным
Алексея Навального отключили от аппарата ИВЛ. Он может самостоятельно вставать с больничной койки
Алексей Навальный полностью пришел в себя после отравления, сообщают The Insider и Der Spiegel
Протесты в Беларуси
В центр Минска стянули автобусы с силовиками, бронетехнику и водометы. На акции протеста накануне в городе задержали около 400 человек
У посольства Беларуси прошла акция в поддержку протестующих в республике. Собравшиеся пели песни и раздавали ягоды
Юрий Дудь выпустил интервью со Степаном Путило — создателем телеграм-канала Nexta
Лукашенко объявил о закрытии границ с Польшей и Литвой. Обновлено
В Петербурге второй месяц ежедневно проходят акции солидарности с протестующими в Беларуси. Как и зачем местное землячество их устраивает
Коллеги «Бумаги»
История российского наркоактивизма
Надежда малых городов
Как ростовские наркополицейские бежали в Украину и задумались о карьере правозащитников
Смягчение режима самоизоляции
В театрах Петербурга отменят обязательную шахматную рассадку
Петербургские чиновники нашли десятки нарушений в работе фуд-кортов и фудплейсов, которые недавно открылись
Финляндия смягчает ограничения на посещение страны для туристов. Но на Россию послабления не распространяются
Власти Петербурга разрешили музеям и паркам принимать экскурсионные группы
Петербургская филармония объявила о начале нового сезона после пандемии коронавируса
Закон о «наливайках»
В центре Петербурга могут разрешить работу баров площадью более 20 квадратных метров, сообщила рабочая группа по «закону о наливайках»
Закон о «наливайках» могут смягчить. Барам меньше 50 метров разрешат работать, если они находятся в историческом центре
Беглов посетил петербургский бар Spontan, попадающий под закон о «наливайках». Губернатор выпил там соку и пригласил владельца на встречу в Смольном
Автор закона о «наливайках» объяснил, почему площадь баров ограничили 50 метрами. Так депутаты борются с заведениями в хрущевках
Беглов призвал до 2021 года изменить закон о «наливайках» в интересах предпринимателей и жителей. Вот как он объяснил подписание «непроработанного» законопроекта
Озеленение Петербурга
На набережной Карповки высадят 38 деревьев и более 500 кустарников
Смольный показал проект благоустройства сквера Володина на Васильевском острове. Там высадят сотни деревьев и кустарников
Фонд «Зеленый Петербург» высадил сотни многолетних растений в сквере на улице Марата
На парковке у ТЦ «Мега Дыбенко» появились два передвижных прицепа с растениями и скамейками
На месте вытоптанного газона в сквере на Марата активисты «Зеленого Петербурга» высадят сотни многолетних растений. Как работы согласовывали с властями и кто помогает проекту

Спасибо!

Теперь редакторы в курсе.