8 мая 2015

«Я беру кредиты, чтобы сделать людям праздник»: президент «Усадьбы Jazz» — о кризисе, фестивале и Петербурге

Несмотря на постоянные проблемы с поиском спонсора, в Петербурге вновь пройдет фестиваль «Усадьба Jazz». В середине лета в парке на Елагином острове выступят ведущие исполнители джаза, блюза и лаунж-музыки.
«Бумага» узнала у президента фестиваля Марии Семушкиной, почему в Петербурге невозможно найти поддержку, как политическая ситуация отразилась на лайн-апе и почему она считает: джаз для города — что-то особенное.

Мария Семушкина

Президент фестиваля «Усадьба Jazz»

О джазе в Петербурге

«Усадьба Jazz» существует двенадцать лет. Четыре года назад мы поняли, что у мероприятия есть все шансы стать популярным не только в Москве, и провели первый фестиваль в Петербурге, затем были Екатеринбург и Воронеж. За то время, что мы существуем, количество слушателей, конечно, выросло. Однако мы все же живем в стране, где джазовой традиции нет.
В Европе, к примеру, джазовые фестивали начинались еще в 50-е: ты едешь по Франции, в каждом городе видишь джазовый фестиваль с очень интересным лайн-апом, есть ощущение рынка. В России с этим сложно. Но мы все равно с первого фестиваля не идем на поводу у массового вкуса: привозим уникальные проекты, которые никто, кроме нас, сюда не доставит. Мы не изображаем, что привозим джаз — черную певицу в блестящем платье из Нью-Йорка, поющую стандарты. Этого и так полно. Нашей задачей всегда было показывать в России авторские проекты с серьезным музыкальным уровнем.
В Петербурге есть основательная джазовая среда, на которую можно опереться: здесь много хороших музыкантов, есть свои джазовые площадки: JFC и The Hat Билли Новика, есть джазовая филармония. «Петропавловский джаз», фестиваль, который неоднократно менял название, тоже показатель. Петербург — европейский город с большим количеством туристов, и понятно, что джаз здесь — привычная музыка, признак хорошего вкуса, который Петербург демонстрирует и должен демонстрировать.

Об организации фестиваля

Фестиваль всегда давался нам непросто. Первые два года в Петербурге были для нас крайне убыточными: мы теряли огромные деньги просто от непонимания формата. Делали двухдневный фестиваль, как в Москве, пытались опираться на билетные сборы. Но оказалось, что билеты продаются плохо и наша модель не совсем правильна.
На третий год мы приняли решение остановить подготовку к фестивалю еще на этапе букинга артистов, так как понимали, что не найдем спонсоров. К сожалению, в такую ситуацию попадают многие промоутеры.
Пропустив год, мы увидели, насколько фестиваль здесь нужен: в Москве мы, возможно, не до конца чувствуем какие-то вещи про Петербург, но есть ощущение, что фестиваль прижился, многие говорят, что это лучшее событие лета.
Можно сколько угодно не любить москвичей, но нужно понимать, что фестиваль делается на деньги из столицы
Нам очень важно, чтобы нас не воспринимали в духе: «О, москвичи приехали, хотят денег заработать». В этом городе нельзя заработать, да и найти спонсоров практически нереально. За всю историю «Усадьбы» у нас не было ни одного спонсора из Петербурга. Можно сколько угодно не любить москвичей, но нужно понимать, что фестиваль делается на деньги из столицы. Я ищу деньги в Москве, разговариваю со спонсорами, которым интересен петербургский рынок, беру кредиты, чтобы здесь сделать людям праздник.
В Петербурге нам никто денег не дает, поддержки от властей мы тоже не видим. На Культурном форуме я подходила к бывшему главе департамента культуры, который год уже пытаюсь обратить внимание на фестиваль, но там у людей стоят другие цели и задачи. Я бы на месте властей, наоборот, воспользовалась «Усадьбой» и во всех международных коммуникациях говорила, что в городе есть крутой джазовый фестиваль с хорошей организацией, а чиновники отмахиваются: «У нас есть „Петроджаз“». Ребята, если в городе проходят два крупных джазовых фестиваля, это еще не значит, что это одно и то же. Нельзя вот так равнять уровень исполнителей, организации, количество публики.
Я на это уже не обращаю внимание. Мы активно привлекаем к работе петербуржцев: рестораторов, дизайнеров, креативщиков. В этом и есть фишка «Усадьбы Jazz»: это не просто музыкальный фестиваль, но и особая среда, атмосфера.

О музыке и политике

Кризис пройдет, и не нужно думать, что мы сейчас снова захлопнемся перед остальным миром и вернемся в Советский Союз. Этого уже не произойдет, и мы должны сохранять и развивать существующие культурные связи.
Я считаю, что в большинстве случаев кризис у людей в головах. Я, например, предпочитаю вообще не смотреть телевизор, не получать оттуда новости. Мне кажется, если его смотреть, то будешь жить в постоянной панике. Если у нас действительно закроют границы или скажут не привозить иностранных артистов, то я скажу, что политическая ситуация ужасная. А сейчас к нам едет большое количество иностранцев и культурный международный обмен продолжается.
Мы не получали никаких отказов от артистов и продолжаем получать поддержку от посольств: все понимают, что музыканты часто находятся вообще вне политики, путешествуя по миру. В разных странах могут быть разные политические режимы, но это не повод отказывать людям, которые просто любят музыку. Это моя позиция: те музыканты, которые отказываются приезжать на фестивали, поступают глупо. Они, наоборот, должны стабилизировать обстановку. Ленни Кравиц на концерте в Москве произнес такую фразу: «Не позволяйте политикам трахать ваш мозг. Россия, Украина, Штаты — везде живут хорошие люди». И это были золотые слова, получившие восхитительную реакцию.
Если вы нашли опечатку, пожалуйста, сообщите нам. Выделите текст с ошибкой и нажмите появившуюся кнопку.
Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить
Все тексты
К сожалению, мы не поддерживаем Internet Explorer. Читайте наши материалы с помощью других браузеров, например, Chrome или Mozilla Firefox Mozilla Firefox или Chrome.