Победитель петербургского Science Slam Георгий Милютин учится в аспирантуре Европейского университета и занимается измерениями социальной активности. Георгий рассказал «Бумаге», как организация спортивных соревнований привела его в науку и чем прикладные исследования похожи на стартапы.
Видео: Александра Скочиленко / «Бумага»
О выборе научной карьеры
Мой случай — еще одна иллюстрация к тезису Аристотеля о том, что познание начинается с удивления. Я совершенно не планировал заниматься наукой, однако обнаруженная закономерность в поведении людей, для которой не нашлось приемлемого объяснения в рамках общепринятых подходов, стала вопросом, ответ на который я искал несколько лет. Когда же результат был получен, стало понятно, в каких науках он может иметь ценность, — так и определилось направление дальнейшего изучения.Об исследовании
История началась с учебы в ИТМО, где я, изучая прикладную математику и информатику, несколько лет организовывал университетские соревнования по различным видам спорта. На последнем курсе мне повезло найти для них спонсоров (ASUS и AMD), и, готовя для них информацию о том, как проходили соревнования в течение нескольких лет, я обнаружил закономерность в проявлении студенческой активности. Из года в год студенты поступали в университет и оканчивали его, сменяли друг друга когорты сильных игроков, но количество как интересующихся соревнованиями, так и участвующих в них оставалось невероятно стабильным.Сначала я был уверен в том, что есть экономические теории и маркетологические формулы, которые позволят это описать. Но оказалось, нет ничего, что помогло бы объяснить эти закономерности.
Мне стало интересно, есть ли этому научное объяснение. Я стал заниматься вопросом самостоятельно и через несколько лет нашел метод, который не только позволил ответить на мой вопрос, но и показал природу некоторых других известных эмпирических закономерностей. Например, при каких условиях работает правило Парето и почему при больших аудиториях оно переходит в правило 90-9-1 (также известное как «правило одного процента»), а также почему бесконечная дисперсия ближе, чем может показаться, и при чем здесь знаменитые «черные лебеди» Талеба.Об образовании
Заметив некоторые статистические феномены в том, как проявляется активность людей, я решал эту задачу самостоятельно, а найдя ответ, понял, что не смогу адекватно сформулировать его, не владея социологическим дискурсом. Хотя в Европейском университете довлеет дух качественной социологии, я выбрал именно его для того, чтобы разобраться в том, что я, собственно, делаю. Практически все, о чем я говорил на слэме, я узнал уже, обучаясь в ЕУ, и хотя большую часть этого я узнавал самостоятельно, университет дал мне общее ориентирование в научных подходах к изучению общества. Суммируя это с дополнительными возможностями, которые предоставляет университет, можно резюмировать, что мои ожидания более чем оправданы.Мы имеем одну из сильнейших школ и мощный исследовательский центр в России в области общественных наук.
Европейский университет уникален тем, что изначально (с середины 90-х) это был вуз, который был организован сильнейшими специалистами в своих областях, — например, наш факультет сделали российские ученые, защитившие PhD в лучших мировых вузах (в частности, Кэмбридж, Беркли) и вернувшиеся делать науку здесь и одновременно заниматься обучением аспирантов. Во-вторых, он не являлся государственным, то есть не был связан бюрократическими правилами, по которым живут бюджетные вузы. В-третьих, изначально позиционировал себя как обучающая аспирантура, то есть принимал уже получивших высшее образование слушателей, сумевших убедительно показать идею своего исследовательского проекта и уже достигнутые результаты, помимо (а в определенных случаях даже вместо) стандартных экзаменов на знание дисциплин. Разница особенно ощущается в мелочах: помню, как удивилась моя сестра, которая сейчас заканчивает Муху (Академию им. Штиглица, ведущий вуз в своей области), узнав, что результаты экзамена мне пришлют по e-mail. Это, конечно, ни в коем случае не снижает ценность мухинского образования, просто иллюстрирует отличие подходов к организации образовательного процесса.О финансировании науки
Мне сложно говорить от лица абстрактного молодого российского ученого, так как Европейский университет в Санкт-Петербурге, который обеспечивает множество возможностей для тех, кто занимается исследованиями в его стенах, не является, к сожалению, типичным образовательным учреждением для нашей страны. Мне кажется, область более практически применимых исследований можно сравнить со средой стартапов и венчурных инвесторов. Там денег больше, чем достойных проектов, и если вы делаете что-то действительно хорошо, без средств не останетесь. Коллеги из некоторых фундаментальных областей тоже говорят, что возможности получить гранты есть, — правда, приходится тратить очень много времени на отчетность по ним, а не на собственно работу.Наука или бизнес?
Поскольку я предлагаю методологию измерения, не имеет значения, в каких целях ее применять — в научных или сугубо практических. Планирую заменить «или» на «и». Источники по теме выступления: Текст, посвященный методологии, о которой я рассказывал на Science Slam, планирую представить в начале лета. По тематике в целом из научно-популярной литературы могу рекомендовать следующее: AL Barabasi, Linked: The new science of networks — это нарратив одного из основоположников «новой науки» о сетях. Н. Н. Талеб, «Черный лебедь. Под знаком непредсказуемости» и «О секретах устойчивости». Произведшие фурор книги — о том, почему концепция среднего зачастую не очень хорошо описывает то, что мы пытаемся ей описать. Короткая переведенная заметка Клея Ширки в Esquire о неравномерности как нормальном явлении. Если говорить о более научном языке, то это программная статья про Network Science Уоттса, одного из главных исследователей в YahooLabs и профессора в Коламбии.Читайте также:
- Science Slam в Петербурге: как понять ученого за 10 минут?
- Психолог Александр Одайник — о том, почему мы повторяем свои ошибки
- Ирина Прохорова: «Если нет концепции будущего, никакая система образования не поможет»