17 апреля 2013

Психолог Александр Одайник — о том, почему мы повторяем свои ошибки

«Бумага» публикует видео с первого Science Slam в Петербурге и рассказывает об участниках — молодых исследователях, которым есть что рассказать большой аудитории. Александр Одайник работает на факультете психологии и уже несколько лет занимается изучением вопроса, почему люди повторяют свои ошибки. Он рассказал, как парадоксы из жизни музыкантов повлияли на его выбор, кто его вдохновил заниматься наукой и как его исследования могут помочь российской рекламе.

Видеовыступления на Science Slam

Видео: Александра Скочиленко / «Бумага»

О выборе профессии

Я всегда был очень любознательным. В музыкальном лицее, где я учился, интересовался биографиями великих музыкантов и композиторов, а чуть позже литераторов и ученых. Мне всегда было интересно, что заставляет человека отказаться практически от всего в жизни и заниматься конкретным делом. Как, например, Кеплер, который угробил свое здоровье, жил в нищете и в течение 20 лет, по данным Тихо Браге, подбирал «правильные многогранники», по которым, считал он, должны были двигаться планеты? Или история композитора Скрябина, который задумывал изменить мир с помощью совмещения всех видов искусств, и даже написал первую часть этой «Мистерии», создал цветомузыку, но при этом умер от собственной боязни заражения крови. Всю жизнь он был крайне чистоплотен, никогда не брал денег в руки, а в 43 года расчесал какой-то прыщик и умер. Такие примеры завораживают и вдохновляют заниматься тем, что считаешь важным-нужным-непонятным.

Музыкантом я не стал и решил обратиться к тому, чего я больше всего не понимал, — к изучению людей, а именно их заблуждений и ошибок, ну и своих, конечно, тоже.

Меня всегда поражали своей нелогичностью истории людей, которые намеренно совершали поступки во вред и себе, и окружающим. Я задавался вопросом: почему мы склонны придерживаться однотипных стратегий поведения, зачастую набор которых крайне скуден, а от этого и малоэффективен?  

Об образовании и преподавателях

Придя на факультет, я совсем ничего не знал о психологии, кроме, пожалуй, работ Фрейда и Берна. На первой же лекции, которую читал профессор Аллахвердов, я увидел, что этот человек и вся его группа очень вдохновенно ищут ответы на те вопросы, которые меня интересовали еще в средних классах школы. Помню, как на этой лекции Виктор Михайлович поставил всю аудиторию в крайне неловкое положение, предложив решить тривиальную арифметическую задачу (из курса первого класса). Решить ее в группе, в команде, так, чтобы все договорились о правильном ответе. Оказалось, что в аудитории было четыре разных ответа и договориться нам не удалось. Аллахвердов очень вдохновил меня на занятия наукой — он ставил настолько парадоксальные вопросы и, конечно же, не давал на них ответов, что мы совершенно не могли устоять перед самостоятельным изучением.  

О карьере ученого в России

К сожалению, у ученых в современной России жизнь очень непростая. Помимо скудного финансирования встречается огромное количество трудностей, касающихся оборудования и материального обеспечения исследований. В последнее время ситуация меняется, но очень медленными темпами и с огромным сопротивлением со стороны бюрократической системы.

Тем не менее работа ученого, наверное, самая интересная среди всех остальных, и, несмотря на все трудности, она приносит очень много положительных эмоций.

Я, если честно, не знаю, как карьерный рост в сфере науки происходит на Западе, но слышал, что там молодому ученому дают крайне мало свободы. У меня случилось так, что для курсовой я провел исследование, получил хорошие результаты, которые опубликовал. Помимо собственных исследований я старался участвовать в жизни группы и помогать проводить исследования (набирать испытуемых, придумывать стимульный материал и прочее). Потом начались гранты, для которых мне уже приходилось писать заявки и отчеты — как собственные, так и групповые. Другими словами, я просто занимался тем, что мне было интересно, а результатом этого становились публикации и данные для грантов. Такой безболезненный карьерный рост, вероятно, огромная моя удача.  

О работе и пользе исследований

У меня сейчас в работе ряд проектов, как коммерческих, так и сугубо научных, — к сожалению, в России, да и во всем мире, эти два понятия редко когда получается совместить. Более того, я участвую в образовательном процессе как на факультете, так и в сторонних компаниях. Из-за современной российской тенденции к модернизации экономики бизнес все чаще обращает внимание на достижения ученых. Моя область исследований, к примеру, очень востребована в рекламе. Сегодня реклама в России переживает медленный, но верный подъем. Мы отстаем примерно лет на 15 от Западной Европы и США. Однако помимо основных рекламных сложностей (определение целевой аудитории, выявления ее потребностей и т.п.) и на Западе, и в России все чаще можно наблюдать эффект выученного игнорирования рекламных сообщений. Современный человек живет в нарастающем сенсорном и информационном хаосе, нас окружает все больше картинок, роликов, коротких текстов, которые мы все меньше смотрим и читаем. Мы как будто научились на неосознанном уровне такого рода сообщения игнорировать. Рекламе это, конечно же, не на руку, так как любой производитель нацелен на увеличение продаж, а покупаем мы все-таки сознательно. И если реклама не воспринимается, значит и вероятность покупки меньше.

На Западе это уже давно поняли и успешно борются с этой проблемой, уделяя ей много внимания, а наши рекламные агентства мало обращают на это внимания, действуя по старым схемам.

Психология тут может прийти на помощь в следующем: если рекламное сообщение не воспринимается на осознанном уровне, то мы можем понять, что с ним происходит при неосознанной переработке. Есть несколько крайне эффективных приемов заставить человека задуматься или вглядеться в рекламное сообщение. Например, вставить в рекламный ролик или «принт» неявное противоречие (двойственное изображение, иллюзию), наделить смыслом предмет или взаимодействие предметов, о которых в реальной жизни мы бы никогда не подумали. Такие противоречия обрабатываются исходно на неосознанном уровне, так как наша психика устроена так, чтобы искать их и потом определять, что с ними «делать»: встраивать их в нашу картину мира или нет? Психологи сегодня могут предложить огромное количество таких приемов, но специалисты по рекламе этому уделяют мало внимания. Как однажды сказал Дэвид Огилви (основатель многих направлений в рекламе, автор многих «великих» реклам): «Зачем мне заказывать психологам исследования, чтобы ответить на вопрос о том, что я и так интуитивно знаю». Вероятно, Огилви-то знал, но по качеству рекламной продукции можно предположить, что она создается людьми, которые не вникают в психологическую составляющую покупателя. Источники информации: Мы стараемся все чаще обновлять свои публикации и выкладывать их в сеть. Уже кое-что можно прочитать на сайте cogpsy.ru. Там же можно подробнее познакомиться с нашей группой когнитивных исследований. На сайте одного из наших участников — «Когнитивная психология и эмоции» — можно даже поучаствовать в онлайн-тестах.

Читайте также:

Регистрация на Science Slam 8 декабря

Регистрация    Редактировать
Чтобы зарегистрироваться на Science Slam, заполните анкету. Информация о вас будет доступна только организаторам этого события, и больше никому. Поля, отмеченные звездочкой, являются обязательными.
Доступные билеты Цена Закрытие регистрации Кол-во
300 руб.через 6 дней
Регистрируясь на это событие, вы принимаете Пользовательское соглашение и подтверждаете ваше согласие на обработку персональных данных
Поля, отмеченные звездочкой (*), нужно обязательно заполнить
Если вы нашли опечатку, пожалуйста, сообщите нам. Выделите текст с ошибкой и нажмите появившуюся кнопку.
Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить
Все тексты
К сожалению, мы не поддерживаем Internet Explorer. Читайте наши материалы с помощью других браузеров, например, Chrome или Mozilla Firefox Mozilla Firefox или Chrome.