26 февраля 2016

Можно ли избавиться от соли на улицах Петербурга и как будут убирать город следующей зимой

Количество соли на петербургских дорогах следующей зимой обещают свести к минимуму. Кроме того, еще больше городских улиц начнут посыпать гранитной крошкой. В городе уже неоднократно экспериментировали, убирая дороги как в Финляндии, но до сих пор это заканчивалось неудачей.
Возможно ли полностью отказаться от соли на дорогах и заменить ее гранитной крошкой, что мешает чистить улицы как в Хельсинки и чего петербуржцам ожидать следующей зимой? «Бумага» узнала, как городские власти планируют менять уборку города.

Где в Петербурге используют гранитную крошку?

Эксперимент с гранитной крошкой в Петербурге проводили дважды, но оба раза оказались провальными из-за городской инфраструктуры.
Впервые гранитную крошку по примеру Финляндии в Петербурге решили использовать зимой 1997–1998 года. Тогда подготовили около 12,8 тонн материала и несколько месяцев рассыпали ее на улицах, в том числе в центре города.
Однако эксперимент оказался неудачным: крошка вместе с талым снегом попала в городскую канализацию и забила трубы, из-за чего многие улицы оказались затоплены. Опыт решили повторить в 2005 году, но результат был примерно такой же.
Сейчас крошку используют ограниченно — на небольшом количестве маленьких улиц на городских окраинах.
К идее рассыпать крошку зимой комитет по благоустройству вернулся в 2012 году. С тех пор такой способ используют на отдельных улицах, в основном это дороги с малым движением транспорта.
В программу входит около 300 адресов (общая протяженность участков — более 122 километров). Находятся они, правда, в основном в таких районах, как Парголово, Левашово, Колпино, Пушкин, Петергоф и Павловск. В комитете по благоустройству уточняют, что сейчас крошку используют на участках с открытым водоотводом: это значит, что дожди и растаявший снег попадают не в канализацию, а напрямую в ближайшие реки и каналы.
Вадим Мизюкин
начальник управления по уборке и содержанию дорог комитета по благоустройству

— Люди привыкли: они ходят зимой в валенках, ездят на санках. Большинство этих дорог даже не имеет тротуаров, только проезжую часть. Поэтому скорость на них 20–30 километров, никому эта крошка там не мешает.

Что мешает рассыпать гранитную крошку везде?

Чтобы использовать гранитную крошку, нужна раздельная канализация.
По данным «Водоканала», 70 % городской канализации работает по общесплавной системе, то есть туда попадает и дождевая вода, и хозяйственно-бытовые стоки из домов, и промышленные стоки. Если туда же попадает гранитная крошка, то это затрудняет работу канализации.
Меньшая часть канализации работает по принципу, когда хозяйственные и поверхностные (снег и дожди) стоки разделяются. Для дождевой воды установлены специальные колодцы с отстойной частью, где скапливаются тяжелые частицы. Таким образом крошка остается в колодцах, не уходя дальше по трубам.
В следующем году в Петербурге расширят применение гранитной крошки, прежде всего в тех самых зонах с раздельной канализацией — в том числе в районе новостроек на Васильевском острове.
Гранитную крошку необходимо максимально убирать с улиц или из канализации, чтобы очистить для повторного использования.
Крошку можно использовать повторно, однако перед этим ее нужно промыть и дезинфицировать. Для этого нужно специальное оборудование, чтобы достать ее из канализации.
Однако, говорят в «Водоканале», надо, чтобы крошку по максимуму убирали и с улиц. Во-первых, в отличие от Финляндии, дорожные службы не могут оставлять ее в лотках вдоль дорог, потому что там же накапливаются промышленные загрязнения. Во-вторых, опять же по сравнению с Финляндией, в России ездит намного больше старых автомобилей, не соответствующих экологическим стандартам. В результате на крошке оказывается «вся таблица Менделеева».
Виталий Вербицкий
замдиректора водоотведения ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга»

— Если заинтересовать тех людей, которые занимаются эксплуатацией этих [дворовых] территорий, дворников, они бы относились к этому недешевому продукту с большим уважением. Например, они бы применяли его зимой, а потом в тот же совочек собирали и за плату сдавали крошку, чтобы можно было ее повторно применять.

Крошку нельзя использовать на всех улицах, потому что чтобы она работала эффективно, на поверхности должен быть снежный накат.
Нормы уборки в Петербурге допускают 10-сантиметровый накат на дорогах. Однако из-за сильного автомобильного трафика на центральных магистралях снег сходит, а крошку раскидывает по сторонам.

Что лучше — соль или песок?

В следующем сезоне в городе максимально сократят применение соли.
Ее заменят песко-соляной смесью, которая состоит из песка на 90 %. В январе этого года в Петербурге пытались убирать улицы чистым песком, но быстро стало понятно, что это не работает: песок просто замерзал в кузове автомобиля и раскидывать его было невозможно. Соль же как раз не дает песку замерзать.
Андрей Захаров
корреспондент газеты «Фонтанка»

— После аномальных зим при Валентине Ивановне [Матвиенко] у людей сложилось немного истеричное отношение к снегу, не было понимания того, что такое нормальная зима. «Я вижу снег — плохо убирают». Сейчас это отношение немного ушло. Люди понимают, что раз зима, то лежит снег.

Убирать дороги без соли дороже и сложнее.
Соль растапливает снег, и он попадает в канализацию. Без нее снежную массу приходится вывозить на снегоплавильные сооружения, для чего нужна специальная техника. Кроме того, в «Водоканале» говорят, что и песок, которым заменяют соль, создает свои неудобства: оставшийся после зимы песок весной забивает канализации — его приходится вычищать и сжигать с другими отходами. Кроме того, в городе образуются пылевые бури.

Зимняя уборка города была темой дискуссии, организованной «Городскими проектами в Петербурге». В ней участвовали представители комитета по благоустройству, «Водоканала Санкт-Петербурга», а также газеты «Фонтанка».
Если вы нашли опечатку, пожалуйста, сообщите нам. Выделите текст с ошибкой и нажмите появившуюся кнопку.
Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить
Все тексты
К сожалению, мы не поддерживаем Internet Explorer. Читайте наши материалы с помощью других браузеров, например, Chrome или Mozilla Firefox Mozilla Firefox или Chrome.