9 января 2022

Посмотрите, как выглядели утраченные мосты Петербурга — от старинных наплавных до богато украшенных висячих

Какой петербургский мост, по легенде, обрушился из-за крика? Почему некоторые переправы через Неву переносили с места на место? О чем говорят прозвища мостов «эолова арфа» и «струнный орган»? «Бумага» рассказывает про семь мостов Петербурга, которых больше нет на карте города.

Исаакиевский мост

Исаакиевский наплавной мост возвели в 1727 году по велению князя Александра Меншикова. Проектом руководил кораблестроитель Филипп Пальчиков. Первая мостовая переправа через Неву на Васильевском острове представляла собой деревянные барки с бревнами-прогонами, которые держались с помощью свай и якорей.

После смерти императрицы Екатерины I и ареста Александра Меншикова мост разобрали. Позже его вернула императрица Анна Иоанновна. Но так как переправа была непрочной, во время шторма в 1733 году она сильно пострадала. В этом же году возвели третий Исаакиевский мост, два пролета которого стали разводными. В 1821 году построили каменные устои под руководством инженеров Августина Бетанкура и Вильгельма фон Треттера, что позволило увеличить грузоподъемность моста. Когда в 1916-м мост сгорел, восстанавливать его не стали. В 1991 году на Университетской набережной в память о наплавном Исаакиевском мосте установили мемориальную доску.

Любите историю Петеребурга? Подписывайтесь на рассылку «Бумаги» от краеведа Алексея Шишкина 🏛

Воскресенский наплавной мост

Вид с колокольни собора Петра и Павла на акваторию Невы. На дальнем плане — Воскресенский наплавной мост, на первом — Троицкий наплавной мост. Литография Ш.-К. Башелье по оригиналу Дж.-Р. Берна

Воскресенский наплавной мост построили в 1786 году, чтобы связать центр города с Выборгской стороной. Это был второй в Петербурге мост через Неву. После разборки Литейного двора, который закрывал выход к реке, мост перенесли к Литейному проспекту и стали называть Литейным. Долгое время он был единственным средством сообщения между центром города и Выборгской и Петроградской сторонами.

Позже Литейный мост вернули на прежнее место и вновь назвали Воскресенским. А на его месте начали строить постоянную переправу. После окончания строительства Воскресенский мост разобрали.

1 июля 1877 г. Строительство постоянного Литейного моста на месте наплавного

Первый Ждановский мост

Фото: В. В. Демченко / Wikimedia Commons

Первый Ждановский мост возвели, предположительно, в первой четверти XIX века через реку Ждановку, чтобы соединить дамбу Тучкова моста с Петровским парком. Мост был деревянным с тремя арочными пролетами. Позже пролетные строения деформировались: дуги арок опустились, мост начал качаться. В 1857 году на его месте построили новый мост по проекту инженера Антона Штукенберга. Его несколько раз ремонтировали, а в 1957 году разобрали. В этом же году второй Ждановский мост (пешеходный), построенный в 1939-м, переименовали в просто Ждановский.

Александровский мост

Арочный мост через Введенский канал построили в 1814 году по проекту архитектора Вильяма Гесте. Строительство заняло семь лет — из-за вынужденного перерыва во время Отечественной войны. Изначально мост называли Малым Чугунным, а также Семеновским и Малосеменовским, так как рядом находились казармы Семеновского полка. Александровским он стал именоваться с 1836 года.

Арочное строение Александровского моста не отличалось от конструкций других мостов по проекту Вильяма Гесте, который первый применил чугун в строительстве переправ в Петербурге, — Зеленого, Красного, Поцелуева. Все они состояли из чугунных секций, скрепленных болтами. В 1970 году Введенский канал засыпали и мост разобрали, а гранитные обелиски и фонари перенесли на Подьяческий мост. Интересно, что мост просуществовал без капитального ремонта 156 лет.

Пантелеймоновский мост

Пантелеймоновский цепной мост. Раскрашенная гравюра

Пантелеймоновский мост через Фонтанку построили в 1824 году по проекту инженера Вильгельма фон Треттера. Это был первый цепной мост через Фонтанку, предназначенный для проезда экипажей. За богатый декор мост называли «эоловой арфой» и «струнным органом». Однако у него был и недостаток — качка, когда по нему проходило много людей. В 1862 году мост отремонтировали: заменили балки, поставили железную решетку вместо чугунных перил. В 1905 году городские власти решили разобрать мост и проложить трамвайные пути. В 1908-м на его месте построили новый Пантелеймоновский однопролетный арочный мост, который сохранился до наших дней.

Египетский мост

Цепной однопролетный мост через Фонтанку построили в 1826 году по проекту инженеров Вильгельма фон Треттера и Василия Христиановича. Он простоял 80 лет — в 1905 году рухнул в Фонтанку, когда по нему проходил конно-гренадерский полк. Погибли три лошади. Из-за чего именно обрушился мост, до сих пор точно не известно. Предполагается, что из-за ошибок проектировщиков и строителей. Но есть городская легенда, согласно которой Мария Ратнер, жившая рядом, крикнула в окно: «Чтоб вам провалиться!» — и мост рухнул. Горожанку стали называть Марией Египетской.

После этого происшествия построили временный деревянный мост около Усачева переулка (сейчас — переулок Макаренко). Он просуществовал до строительства нового Египетского моста в 1950-х годах. Однако новая постройка не была похожа на старую, за исключением египетских мотивов и сохранившихся сфинксов.

Обрушение Египетского моста в 1905 году

Таракановский мост

Деревянный пешеходный мост через Обводный канал построили в 1933 году по проекту инженера Михаила Жданова. Переправа напротив Таракановского бульвара и завода «Красный треугольник» состояла из семи пролетов, средний из которых имел дощатую гвоздевую ферму и был обработан техническим новшеством — креозотом (бесцветной маслянистой жидкостью), чтобы предотвратить губительное воздействие влаги. Это был первый мост с такой конструкцией, построенный в советское время. В 1975 году по проекту инженера А. Д. Гутцайта возвели еще один Таракановский мост, уже с одним металлическим пролетом, — и деревянный вскоре разобрали.

Что еще почитать:

  • Ради строительства Большого Смоленского моста хотят снести восемь исторических домов. Что это за здания?
  • Посмотрите на 9 утраченных видов Петербурга — от часовни на Николаевском мосту до тюрьмы в Коломне.

Если вы нашли опечатку, пожалуйста, сообщите нам. Выделите текст с ошибкой и нажмите появившуюся кнопку.
Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить
Все тексты
Дореволюционный Петербург
Как выживал петербургский бизнес во время Первой мировой войны? Вот цикл заметок «Петрополя»
Что можно узнать по столетним фотографиям с «Уделки»? Краеведка восстанавливает истории горожан
ЕУ запустил сериал про историю. Первая серия — о сексе в допетровской России и наказаниях за блуд 😳
Трубочист, стекольщик или продавец калачей? Узнайте, кем бы вы были в XIX веке
Петербуржец купил газету 1917 года, но она оказалась подделкой. Продавец этого не знал — и вернул деньги 🗞
К сожалению, мы не поддерживаем Internet Explorer. Читайте наши материалы с помощью других браузеров, например, Chrome или Mozilla Firefox Mozilla Firefox или Chrome.