19 ноября 2020

Педагог установил во дворе петербургской школы самолет со съемок Бекмамбетова. Он рассказывает, как нашел модель и зачем она школьникам

Петербургский инженер и педагог дополнительного образования Николай Щеголев установил во дворе школы № 574 Невского района модель самолета со съемок фильма Тимура Бекмамбетова. Теперь школьники помогают в восстановлении борта, учитель истории проводит рядом уроки, связанные с темой авиации, а прохожие фотографируют местную достопримечательность.

Николай рассказал «Бумаге», как нашел и установил самолет в школе.

Николай Щеголев

инженер, педагог, ведет кружок робототехники в школе № 574 и Аничковом дворце

— Идея установить самолет в школе, где я работаю, появилась так. В 2019 году на аэродроме Кречевицы в Новгородской области проходила реконструкция, в которой участвовал один из двух летающих Ил-2. Я приехал туда посмотреть на самолет, а в итоге меня пустили в кабину и сняли в роли стрелка. В тот момент я подумал, что подобное было бы интересно и моим ученикам.

Я стал наводить справки о том, кто бы мог отдать самолет в школу, но ситуация была безнадежной: никто не соглашался. На одном из аэродромов, где просто лежали некондиционные остатки корпусов, их не захотели отдавать по цене металлолома, и в сумме это всё стоило бы довольно дорого.

Самолет на площадке школы № 574. Фото: Виктория Цвиренева

В конце 2019-го я посетил студию «Ленфильм», где снимали то ли фильм, то ли клип, в котором фигурировала модель космической станции. Ее хотели передать нам во дворец [Аничков дворец, но всё затянулось. А у меня появилось понимание, что после съемок многие ненужные декорации уничтожают.

В это время была волна съемок фильмов про Великую Отечественную войну, в которых использовали много макетов самолетов, но было не очень понятно, к кому идти с таким вопросом. Пришлось привлечь всех, кого только можно: с аэродрома, со школы, любых знакомых. Я писал Герману-младшему, который в то время снимал фильм «Воздух». Спустя время он, кстати, ответил и пообещал помочь, но это уже было лишним — мы нашли самолет.

В начале пандемии, когда я искал самолет, в Кронштадте проходили съемки фильма Тимура Бекмамбетова «Фау-2. Побег из ада». В них участвовали четыре самолета, один из них после окончания процесса был не нужен съемочной группе, его думали утилизировать или просто оставить на аэродроме. Начальник аэродрома хотел сделать из него рекламный объект, установить перед въездом, но в итоге он несколько месяцев пролежал на боку, и я намекнул, что, если ребятам он не нужен, я могу забрать его в школу. Так и получилось.

Это макет самолета Airacobra американской постройки, который поставлялся в СССР по программе ленд-лиза. Нам отдали его в печальном состоянии: крылья и фюзеляж лежали отдельно, причем разобран он был достаточно вандально.

Первая проблема была в том, чтобы понять, как его перевозить. Дело в том, что почти все манипуляторы, которые можно встретить на улицах, где-то пять-шесть метров в длину, а фюзеляж — десять метров. Разбирать его пополам нельзя, потому что иначе мы бы его своими силами не собрали. В итоге мы нашли манипулятор, который был длиной одиннадцать метров, и с его помощью самолет перевезли из Кронштадта в школу.

Нам выделили под самолет старую часть школьной площадки. Самолет поставили краном, крылья положили рядом, потом таскали каждое — одно весит около 350 килограммов.

После того как самолет оказался на территории школы, мы столкнулись с другими проблемами. Не прошло и пары дней, как нам [в школу] позвонили неизвестные и сказали, что во дворе аварийно сел или упал самолет. Киношники сделали так, чтобы борт выглядел как настоящий, он был хорошо покрашен, поэтому второе заявление, с которым к нам обратились, было таким: «На каком основании детям отдали боевой самолет, а вдруг он заряжен?» Родители меньше всего удивлялись, это в основном были местные жители.

В остальном все принимали самолет очень позитивно. Пока мы его собирали, люди останавливались и фотографировали, спрашивали, останется ли он здесь как памятник. Я рассказывал, что у меня есть кружок [робототехники], кто-то даже пришел туда благодаря этому. Сейчас мы поменяли номер самолета, переделав его под борт летчика Александра Покрышкина.

Николай Щеголев с учениками

В школе также есть модель кабины самолета, в которой располагается симулятор. Ее мы построили, когда у меня только появилась идея с самолетом во дворе. Я пришел к директору Марине Александровне Волковой, она спросила, что мне для этого нужно. Всё это было недорого, таким образом мы начали строить кабину. Сейчас корпус собран, мы работаем над внутренней панелью: педали, штурвалы, ручки, контроллеры.

Самолет пришелся «в тему»: наш историк провел первое занятие в учебном году у этого самолета, всем он был очень интересен. Там еще есть к чему приложить руку, но, в принципе, он прижился. Мы периодически доделываем его: учитель труда изготавливает детали, дети красят корпус. Получилась своего рода местная достопримечательность.

Ранее «Бумага» писала про петербургского учителя Григория Николаева, который ведет телеграм-канал «Незаслуженный учитель России». Он рассказывает, как преподает риторику и вместе с учениками придумывает фантастические рассказы.

Если вы нашли опечатку, пожалуйста, сообщите нам. Выделите текст с ошибкой и нажмите появившуюся кнопку.
Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить
Все тексты
Как меняется Петербург
Батарею Паукера на форте «Константин» планируют восстановить до 2029 года
Как петербуржцы могли бы добираться до Пулкова, если бы планы властей сбывались
Как меняются Суздальские озера. От популярных, но неухоженных пляжей — до любимого пространства местных с зонами отдыха и карельскими валунами
В Пушкине предлагают построить 30-метровый храм в память о погибших на войне в Украине. Местные жители выступают против
Курортный сбор, месячник благоустройства и право регионов запрещать «наливайки». Что изменится для петербуржцев и россиян в апреле
К сожалению, мы не поддерживаем Internet Explorer. Читайте наши материалы с помощью других браузеров, например, Chrome или Mozilla Firefox Mozilla Firefox или Chrome.