23 мая 2014

Город автомобилей: пять парковок с царских времен до современности

На фоне воинствующей велосипедизации автомобиль кажется излишеством, вредным для окружающей среды и занимающим слишком много места. Городские стоянки в центре и перехватывающие парковки на окраинах — предмет постоянных дискуссий и градостроительных изысканий. «Бумага» вспоминает, как вопрос размещения решали в течение последних ста лет и как здания многоэтажных стоянок используют сегодня.

1910–1930-е

Одним из первых больших поклонников автомобилей в России стал Николай II, ежегодно тративший на пополнение своего гаража абсолютно безумные по тем временам суммы. Для хранения царской коллекции в Красном селе был выстроен комплекс зданий гаража. Три постройки, выполненные в разных стилях, сохранились и сейчас — правда, находятся далеко не в лучшей форме.
Большая Посадская улица, 12 / Фото: citywalls.ru
Вскоре появились и общественные гаражи: в 1909–1914 годах для Карла Крюммеля, владевшего автомобильной фирмой, было построено целых два подобных здания: в Ковенском переулке и на Большой Посадской улице. Несмотря на то что оба здания были возведены на закате эпохи модерна, их внешний вид, который является следствием функционального назначения, отсылает скорее к конструктивизму. И на этом интересные особенности зданий не заканчиваются: так, в гараже на Большой Посадской была применена необычная организация пространства. В круглом здании не было привычных для многоярусных парковок пандусов — вместо этого в центре здания находился лифт, который поднимал автомобили на требуемый этаж. Такой подход, обеспечивающий гораздо более эффективное использование пространства, применяется и сейчас — естественно, с поправкой на современные технологии. Но для того времени он выглядит чем-то совершенно фантастическим.
Ремонтные мастерские в 1910-е / citywalls.ru
После прихода к власти большевиков строительство гаражей было далеко не самой первоочередной задачей: после революции страна находилась в экономическом кризисе, и личный автомобиль казался абсолютно недоступной роскошью. Поэтому строились подобные здания только для особо важных государственных структур. В качестве примера мог бы выступить располагавшийся на Московском проспекте гараж Госторга, вот только сами «машиноместа» уже давно пошли под снос, а его административное здание, чуть было не повторившее их судьбу, скоро станет обычным бизнес-центром.

1950–1960-е

К концу сталинской эпохи ситуация с транспортом оставалась примерно такой же, что и 20 лет до этого. Личный автомобиль могли позволить себе единицы — как правило, из верхушки партии — остальным же оставалось пользоваться общественным транспортом. И это несмотря на то, что продажи «москвичей» жителям страны официально начались еще в 1947 году. В действительности же стоимость этих автомобилей была настолько несопоставима с зарплатами советских людей, что воспользоваться возможностью удавалось очень и очень немногим. Но постепенно в стране возникало понимание того, что ситуацию надо менять. По слухам, одним из вариантов изменений стал появившийся в 60-е годы проект организации общественных гаражей, в которых любой желающий мог взять машину напрокат. Конечно, о повседневном использовании речи не шло — для этого по-прежнему оставался общественный транспорт — но для поездок за город такой вариант мог оказаться очень кстати. Идея использования личных автомобилей лишь для перемещения между городами в настоящее время набирает все большую популярность, в Советском Союзе такой вариант предлагали, когда это еще не было модным.
улица Седова, 11 / Фото: Никита Гранько / «Бумага»
Как бы то ни было, до реализации этого проекта дело так и не дошло. По крайней мере, в заявленном виде: в конце концов, такси — это тоже в некотором роде машина напрокат, а таксопарки в стране чувствовали себя довольно неплохо. И даже множились: так, в первой половине 60-х на улице Седова было построено здание 4-го таксомоторного парка по проекту Хевелева. До нашего времени оно, правда, дошло далеко не в первозданном виде: в 90-х гараж закрылся, а в 2005 году был реконструирован под бизнес-центр. Работами, кстати, занималась студия «32 декабря», которая к тому времени уже успела поработать над расположенным неподалеку ТОЦ «Эврика».

1970-е

Всеобщая типизация архитектуры, начавшаяся при Хрущеве, не оставила в стороне и гаражи: первый типовой проект многоярусной парковки появился еще в начале 60-х годов. Но гораздо интереснее оказался пришедший ему на смену проект, здания по которому строились до конца 70-х. Обладая стандартным для «хрущевского» модернизма внешним видом — белый кирпич, ленточное остекление, простая форма и минимум отделки — этот проект тем не менее проиллюстрировал наметившиеся в советском обществе изменения. Автомобили постепенно переставали быть доступными лишь малой группе избранных, и новые здания для их хранения стали строиться не только для государства, но и для частных ГСК.
улица Ткачей, 11 улица Ткачей, 11
В то же самое время ЛЕНЗНИИЭП предложил усовершенствовать саму планировку многоэтажного гаража. Идея ленинградского института заключалась в том, чтобы отказаться от подъемных пандусов: их роль предлагалось выполнять самим межэтажным перекрытиям, которым придавался требуемый уклон. При таком подходе строительство новых парковок становилось проще — а, следовательно, быстрее. И хотя в своем изначальном виде здание реализовано так и не было, идея не пропала: здания с таким внутренним устройством строили как в Ленинграде, так и в постсоветском Петербурге.

1980-е

В последнее десятилетие существования СССР развитие государственных гаражей, пожалуй, подошло к своей высшей точке. В 1985 году на Херсонской улице было построено здание автобазы обкома КПСС авторства архитекторов Горюнова и Фрайфельда. Его «элитарное» предназначение чувствуется сразу: в, казалось бы, максимально функциональном здании внешний вид явно играет не последнюю роль. Даже собственными размерами (находящимися, пожалуй, где-то на грани мегаломании) автобаза, занимающая приличную часть квартала, будто бы стремится напомнить о своей важности. Которую она, кстати, не растеряла до сих пор: несмотря на несколько смен названия, функция здания осталась практически неизменной.
улица Херсонская, 20 улица Херсонская, 20
Что же касается парковок, предназначенных для простых граждан, то тут развитие проходило гораздо более предсказуемо. В основном оно коснулось внешней части: перейдя от типовых проектов к индивидуальным (по крайней мере — частично), архитекторы смогли разнообразить вид стандартных, казалось бы, зданий. Так, построенный в 1985 году на Уральской улице паркинг отличался волнообразными фасадами, визуально меняющимися в зависимости от угла обзора.
Уральская улица, 31 Уральская улица, 31

1990–2000-е

улица Тельмана, 35 улица Тельмана, 35
К настоящему времени парковки окончательно стали очередной городской обыденностью. Без многоярусного или подземного паркинга не обходится уже ни один торговый центр, гипермаркет или зачастую даже жилой комплекс. Отдельно стоящие здания тоже никуда не делись, но, окончательно превратившись в утилитарные постройки, они уже не могут похвастаться ни функциональными новшествами, ни выделяющимся внешним видом. Некоторые и вовсе обходятся без фасадов — да и зачем: сейчас от многоярусных паркингов требуется только выполнять свою функцию.
Если вы нашли опечатку, пожалуйста, сообщите нам. Выделите текст с ошибкой и нажмите появившуюся кнопку.
Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить
Все тексты
Военное положение
Власти Ленобласти отменили запрет митингов. И назвали эту меру «избыточной»
Затоплены, замусорены и сокрыты. В каком состоянии бомбоубежища Петербурга — и почему большинство горожан их не найдет
В Петербурге почти месяц действует военный «режим базовой готовности». Что это такое? И касается ли он горожан?
Россия проводит ядерные учения. Что об этом нужно знать
«Меры безопасности усиливаются». Беглов — о режиме базовой готовности в Петербурге
Мобилизация
Песков призвал не обращать внимание на сообщения о готовящейся волне мобилизации
«Или вы едете, или в тюрьму». В Петербурге двое мобилизованных пожаловались на отказ в госпитализации. По их словам, их готовят к отправке в неизвестном направлении
Беглов поздравил мобилизованных с окончанием военной подготовки и отправкой на фронт
Петербуржец побывал на войне, досрочно расторг контракт, а теперь пытается отменить решение о мобилизации, пишет «Фонтанка»
«А где в православии указано, что вы не должны убивать человека?» Как суд отказал в АГС мобилизованному Кириллу Березину
Визовые ограничения
Президент Финляндии заявил о бессрочном запрете на туристические визы для россиян
Финляндия собирается строить забор на границе с Россией. Каким он будет и сколько займут работы?
Чехия ограничит въезд для российских туристов с 25 октября
На финской границе развернули более 500 россиян после введения запрета на въезд для туристов. До этого отказы были единичными
Helsingin sanomat: финскую границу закроют для российских туристов сегодня ночью
Давление на свободу слова
«Весну» признали экстремистской организацией
Чем известен Тимур Булатов, арестованный за вождение без прав. От доносов на ЛГБТ до аварии с Z на капоте
«Дождю» аннулировали лицензию на вещание в Латвии. С чем это связано?
Правозащитный центр «Мемориал» исключили из государственного реестра юридических лиц. Суд утвердил это решение
Бар «Доски» уволил сотрудника после доноса основателя экстремистского «Мужского государства»
Свободу Саше Скочиленко
«Би-би-си» внесло Сашу Скочиленко в список самых вдохновляющих и влиятельных женщин мира
Саше Скочиленко продлили арест до 10 апреля 2023 года
Обвинение Скочиленко опирается на экспертизу, где говорится, что Саша лжет, а военные РФ «гуманны». «Бумага» разобрала документ
«Имея предубеждение — неприязненное чувство…». Саше Скочиленко предъявили обвинение
«Вы совершили тяжкое преступление против государства». Как прошла встреча Саши Скочиленко и омбудсмена Агапитовой — две версии
Экономический кризис — 2022
Как изменится прожиточный минимум в России в 2023 году?
За год мандрины в Петербурге подорожали более чем на 50 %
В 2023 году билеты на поезда дальнего следования в России подорожают на 8,1 %
Предельная плата за техосмотр транспорта в Петербурге вырастет почти вдвое
Туристы в Петербурге теперь будут платить курортный сбор. О какой сумме речь и кого это коснется?
К сожалению, мы не поддерживаем Internet Explorer. Читайте наши материалы с помощью других браузеров, например, Chrome или Mozilla Firefox Mozilla Firefox или Chrome.