Журналист и эксперт Русско-немецкого бюро экологической информации Ангелина Давыдова побывала в Сан-Паулу на конференции по зелёной экономике и познакомилась с культурой городских протестов, узнала о способах решения транспортной проблемы и методах борьбы с коррупцией в крупнейшем городе Южного полушария.
Ангелина рассказывает «Бумаге», как бедные борются за право жить в фавелах, а богатые возвращаются с работы на вертолётах.
«В районе 8–10 часов вечера Сан-Паулу начинает выглядеть как место действия научно-фантастического триллера — огни большого города под перекрёстными шумами снижающихся вертолётов. Это жители богатых районов возвращаются домой»

Новое строительство в Сан-Паулу
Сан-Паулу, как и многие другие крупные города Бразилии, начиная со второй половины ХХ века характеризовался довольно хаотичной застройкой. Так, даже в относительно благополучных районах первой и второй линии центра, застроенных кондоминиумами (20–30-этажными жилыми массивами из стекла и бетона для среднего класса), среди высоких домов видны одно- и двухэтажные, часто самостийные, постройки. Моя подруга Лилиан, работающая бизнес-репортёром в одном из крупнейших изданий страны, рассказывает, что новое строительство, как правило, утверждается по инициативе крупных девелоперских компаний, успешно продвигающих свои идеи городской администрации любыми возможными способами — коррупционные схемы и откаты также знакомы бразильцам не понаслышке. Сама Лилиан как раз живёт в крошечной квартире-студии в компании собаки и кошки в одном из многоэтажных кондоминиумов, с садом во дворе и бассейном на крыше. Именно с террасы крыши она и показывает мне новые и старые районы города, говоря о том, что в Сан-Паулу сейчас строят «что хотят и где хотят».
Фото: eveandersson.com
С высоты 25-го этажа видны и бедные районы города, многие из которых можно отнести к категориям «фавел» — бразильских трущоб. Часть одно- и трёхэтажных построек не имеет окон и дверей, иногда даже частей стен. Многие дома можно отнести к категории «недостроя», которые, однако, продолжают расти ввысь и вширь — на одноэтажные постройки пристраиваются следующие этажи для семей детей и внуков.
Выселение или снос фавел происходит лишь в случаях, когда администрация города начинает интересоваться территорией, на которой расположено нелегальное поселение с целью строительства нового жилья или объекта инфраструктуры. Тогда вот и начинаются бои с полицией и протесты выселенцев, которым в ряде случаев даже предлагается новое муниципальное жильё, впрочем, по-любому оказывающееся дороже варианта жизни в фавеле. Подобных конфликтов в последнее время становится всё больше. Так, проведение в Бразилии Чемпионата мира по футболу в 2014 году и Олимпийских игр в 2016 году, по подсчётам независимых экспертов, приведёт к переселению не менее чем 170 тысяч человек по всей стране. В это же время культура городских протестов против уплотнительной застройки, сносов и переселений целых районов только начинает формироваться.

Выселение фавелы Pinheirinho

Фото: Indymedia

Рост уровня жизни
В последние годы, в условиях ежегодного роста ВВП страны (на уровне 5 % в год), из уровня бедности в средний класс вышло, по разным оценкам, от 20 до 40 миллионов человек, в то время как социальное неравенство достигло минимального показателя за последние полвека. Примечательно, что экономический рост в стране на протяжении последних лет, сказывающийся даже на материальном состоянии жителей фавел, имеет весьма занятные проявления: многие жители бедных районов покупают себе автомобили, оставляя недостроенными или необустроенными дома и квартиры. Мобильные телефоны и телевизоры уже давно перестали быть редкостью — жизнь в Сан-Паулу без общения, ток-шоу и футбольных трансляций вряд ли можно себе представить. Интересная особенность, сразу бросающаяся в глаза — многие жители города говорят по мобильному телефону, используя громкую связь прямо на улице.
Пробки в Сан-Паулу
В районе 8–10 часов вечера Сан-Паулу начинает выглядеть как место действия научно-фантастического триллера — огни большого города под перекрёстными шумами снижающихся вертолётов. Это жители богатых районов (например, вдоль одной из крупнейших магистралей города — Авенида Паулиста, где и сосредоточен финансовый центр города) возвращаются домой на вертолётах — на крышах большинства небоскрёбов для них оборудованы специальные посадочные площадки.
Фото: Ангелина Давыдова
Дело в том, что рост благосостояния приводит и к резкому увеличению количества автомобилей, что существенно осложняет транспортную ситуацию в крупнейшем городе Южного полушария. Многочасовые пробки в Сан-Паулу вполне сравнимы с московскими — так, если дорога из аэропорта до города в выходной день занимает минут 20–30, утром в понедельник вы можете потратить не менее 2–3 часов, добираясь до центра города. Чтобы решить проблему пробок в столице, городские власти строят многоуровневые автомагистрали (правда, как правило, без защитных заграждений от шума и пыли для близстоящих домов, что приводит к оттоку населения из ряда центральных районов и сквотированию пустующих домов вдоль автострад).

Коррупция в Бразилии и звёзды во власти
Ещё одна знаковая проблема для современной Бразилии, заметно роднящая её с российским контекстом — коррупция. Именно борьба с коррупцией стала одним из приоритетов нового президента Бразилии — Дилмы Русеф, семья которой, кстати, происходит из Болгарии. Так, за первый год правления (с начала 2011 года) Дилма уволила восемь министров — семь из них по прямым обвинениям в коррупции. Антикоррупционная программа развернулась по всей стране — от плакатов «Или Бразилия покончит с коррупцией, или коррупция покончит с Бразилией» до кампаний, нацеленных на автовладельцев с призывами перестать платить взятки полицейским и многомиллионных антикоррупционных маршей по всей стране осенью 2012 года.
Фото: eveandersson.com
Лилиан повторяет очень знакомые нам по российскому контексту фразы о необходимости изменения общественного сознания по отношению к коррупции: «Пока мы продолжаем давать взятки дорожной полиции, говорить об успехах антикоррупционной кампании можно лишь весьма условно». Интересно, что ещё один аспект коррупционности в Бразилии, по мнению Лилиан, тесно связан с системой обязательных парламентских выборов. По законодательству страны граждане Бразилии строго обязаны участвовать в них — без квитанции о голосовании невозможно совершить любые операции с недвижимостью, автотранспортом, получить паспорт для путешествий. В результате зачастую в парламенте страны оказываются весьма далёкие от политики люди — например, известный комик из телешоу или другие звёзды спорта и шоу-бизнеса, которые смогли провести удачную пиар-кампанию. Законотворческая деятельность подобных «депутатов», как правило, регулируется стоящими за ними бизнес-кругами, продвигающими в политику необходимые им решения.
