В конце сентября на Невском проспекте за одну ночь произошло сразу две серьезных аварии с пострадавшими. Водитель BMW из-за высокой скорости не смог затормозить перед пешеходным переходом и сбил двух девушек. Примерно в то же время в другой части проспекта столкнулись три машины — из-за этого каршеринговый автомобиль вылетел на тротуар.
Десятки ДТП происходят на Невском каждый год. В 2019-м «Бумага» рассказывала, что не так с главной улицей города и что делают активисты и ГИБДД, чтобы обезопасить проспект. В частности, представитель ГИБДД заявлял, что максимальная разрешенная скорость на Невском будет снижена до 40 км/ч. Прошло два года — и никаких изменений.
«Бумага» собрала мнения урбанистов, активистов и транспортных проектировщиков о том, почему на Невском продолжают регулярно происходить ДТП со смертями и пострадавшими.
Дмитрий Баранов
Транспортный инженер бюро транспортного планирования OTS Lab, эксперт Института дизайна и урбанистики университета ИТМО
— Ситуация с безопасностью движения в целом и на Невском в частности вызывает у меня полное недоумение. Одно за другим происходят резонансные ДТП, но такое ощущение, что этому не придают большого значения.
Из многолетнего международного опыта и отчетов ВОЗ известно, что скорость — основной фактор [повышения] вероятности и тяжести последствий ДТП. В развитых странах скорость в городах ограничена 50 км/ч, сейчас всё больше городов переходит на 30 км/ч. Именно эти показатели соответствуют порогу выживаемости людей в различных видах ДТП. При скорости выше [этих значений] вероятность гибели резко возрастает.
На такой городской улице, как Невский, всегда есть риск внезапного наезда на пешехода или велосипедиста, а для них порог выживаемости как раз составляет 30 км/ч. Но с учетом нашей ситуации — с ненаказуемостью превышения скорости на 20 км/ч и смешными штрафами за большое превышение скорости — очень сложно добиться безопасности движения одним ограничением [скорости].
Оно [ограничение скорости] может быть подкреплено мерами по успокоению движения — устранением избыточной ширины проезжей части, созданием островков безопасности, искусственных неровностей, применением шероховатых покрытий, расщеплением проезжей части разделительными полосами, нанесением разметки, визуально делающей дорогу уже. Подобные меры направлены на то, чтобы водитель воспринимал обстановку более адекватно и выбирал меньшую скорость, опасаясь повредить автомобиль. Таким образом удается избежать и более тяжелых ДТП.
Сейчас очевидно, что на Невском имеется избыточная ширина проезжей части к востоку от реки Мойки (пропускная способность определяется наиболее узким местом). Само по себе такое количество полос и ширина проезжей части для улицы в центре города при отсутствии озеленения и разделительных газонов неприемлемы, в том числе по санитарным и экологическим требованиям. Эта улица должна выглядеть по-другому.
Почему до сих пор ничего не предпринято — для меня загадка. Не хочется быть пессимистом, но, похоже, дело в ценностях. Несмотря на законодательные нормы, по-прежнему скорость автомобилей и формальная способность улицы пропускать транспортные средства ценятся выше, чем жизнь, здоровье и комфорт людей. Практически в полной мере не достигается ни то ни другое. Невский проспект застыл в том состоянии, каким его сделали еще в 40-е годы, когда безопасность движения не была острой проблемой.
Герман Мойжес
Исполнительный директор ассоциации «Пошли-поехали»
— Мы [ассоциация] недавно сами обращались к главе Центрального района с просьбой как можно скорее вернуться к проекту ограничения скорости. Насколько мне известно, эту идею поддерживает также и комитет по транспорту, и КРТИ. В ГИБДД нам также ответили, что этот вопрос находится в компетенции города.
Мнение директора ЦТП Рубена Тертеряна мне неизвестно. Думаю, что от него зависит многое. Такое ощущение, что многие в городе за, но есть большое количество причин, иногда надуманных, иногда бюрократических и технических, которые не позволяют решить эту проблему и ограничить скорость.
Мне видится, что без воли сверху, без рывка вперед мы еще долго будем наблюдать страшные ДТП на Невском проспекте. Если бы не ограничения из-за коронавируса, мы бы инициировали митинг за безопасность на дорогах. Этой теме на самом деле уделяется слишком мало внимания, к примеру, по сравнению с электросамокатами.
Красимир Врански
Градозащитник, лидер движения «Красивый Петербург»
— К сожалению, за эти годы действительно ничего не изменилось. На мой взгляд, у нас и в парламентах, которые принимают законы, и в ГИБДД сидят очень некомпетентные люди, которые не понимают принципов безопасного движения. Из-за этого мы имеем огромные трассы в центре города, которые больше похожи на взлетные полосы, чем на дороги.
[Я выделяю] два основных фактора, которые могут повлиять на безопасность движения. Первое — это снижение и успокоение трафика через инфраструктурные решения, островки безопасности, сужение полос. Второе, самое важное, — это беспрекословное соблюдение водителями ПДД. Если бы водители знали, что им грозят серьезные штрафы, если бы они знали, что их реально будут штрафовать, они бы, естественно, были более внимательны.
Конечно, эти ужасные аварии выходят за все рамки. Но если бы у нас были нормально сконструированы улицы и если бы [на них] не позволяли так сильно разгоняться, то этих аварий можно было бы избежать.
Наглядный пример — программа по безопасности на дорогах Vision Zero, которая применяется во многих странах мира. Ее цель — снизить смертность на дорогах до нуля. Эту программу разрабатывали в Швеции, и в 2019 году этой стране удалось выйти в ноль по смертям на дорогах, то есть за год никто в ДТП не погиб (на самом деле в Швеции в 2019 году в ДТП погибли 223 человека, а в Хельсинки — ноль — прим. «Бумаги»). В России мы теряем [на дорогах] 20–25 тысяч человек в год (на самом деле в России за 2020 год в ДТП погибли 16 тысяч человек — прим. «Бумаги»).
Естественно, очень важен общественный запрос. Нужно «пинать» чиновников, депутатов, чтобы принимались меры для повышения безопасности на дорогах.
Александр Холодов
Вице-председатель межрегиональной общественной организации «Комитет по защите прав автовладельцев»
— Для того чтобы что-то поменялось, надо, чтобы кто-то начал что-то менять. Причины [аварийности], на мой взгляд, вс ё те же, что и два года назад. Второй батальон, который раньше занимался только Невским, расформирован. Сейчас проспектом занимается ГИБДД по Центральному району, у которых куча других улиц [в ведении].
К тому же Невский не столько проблемный, сколько медийный. ДТП на Лиговском не так интересно СМИ, как на Невском. Поэтому с какой-то стороны проблема Невского слегка переоценена.
Я считаю, что скорость на Невском снижать не надо — это исторически главная магистраль города. Снижать скорость там или сужать количество полос можно, только если под землей сделают дублирующий туннель, что вряд ли произойдет. Мы понимаем, что по Невскому можно ехать 60 км/ч, но вы попробуйте разгонитесь до 60 км/ч.
Валентина Соловьева
Исполнительный директор OTS Lab
— Проблема не только на Невском проспекте, но и во всем городе. Я первый раз слышу про предложение ГИБДД [ограничить скорость до 40 км/ч]. Кажется, что такие инициативы иногда звучат, но никаких движений в эту сторону не происходит. Более того, разрешенная максимальная скорость в городе сейчас — 80 км/ч, потому что есть нештрафуемый порог. Этим активно пользуются любители быстрой езды, и сколько раз бы ни звучали аргументы о необходимости убрать эти нештрафуемые 20 км/ч — никаких изменений.
Почему так происходит — я не знаю. Скорость — основной фактор аварийности и смертности на дорогах во всех городах. Но когда мы сталкиваемся с такими широкими улицами, как Невский проспект, который днем плотно стоит, а ночью там устраивают гонки, то снижение скорости даже до 40 км/ч не сильно поможет. Люди гоняют 140–160 км/ч не из-за того, что это разрешено законодательно, а из-за того, что инфраструктура это позволяет — проспект широкий и прямой.
Если снизить скорость, то пропускная способность улицы никак не изменится. Более того, на многих улицах можно просто сузить полосы и за счет этого снизить скорость. Чем шире полоса, тем с большей скоростью по ней можно комфортно ехать. Если полоса узкая, там психологически сложно разогнаться. Островки безопасности и искусственные неровности тоже никак не влияют на пропускную способность.
Я не знаю, почему изменения не происходят. Но я знаю, что у нас в городе все решения принимаются очень медленно и трудно. Не хочется говорить это, но кажется, это пресловутая «политическая воля». И, к сожалению, это во всём так работает. Думаю, никто не хочет брать на себя ответственность за изменения.
В ГУ МВД по Петербургу и Ленобласти кратко ответили на вопрос «Бумаги» о том, почему на Невском проспекте не ограничили скорость до 40 км/ч, как это планировалось в 2019 году. «Вопросы принятия решений об изменении правил дорожного движения не входят в компетенцию внутренних органов», — заявили в пресс-службе.
В Петербурге всё больше каршеринговых автомобилей — и больше новостей о ДТП с ними. Читайте, почему пользователей сервисов считают плохими водителями и зачем власти хотят развивать каршеринг.