10 июля 2015

Зачем Петербургу столько джаза: рассказывают музыканты и создатели фестивалей

В июле в Петербурге проходит сразу два крупнейших городских фестиваля джаза: в прошлые выходные в центре города состоялся двухдневный «Петроджаз», а в эти на Елагином острове горожан ждет «Усадьба Jazz».
Между двумя знаковыми музыкальными событиями лета «Бумага» рассказывает, какой джаз предпочитают петербуржцы и почему джазовая культура так активно развивается в городе.

Как джаз появился в Петербурге

Два городских фестиваля — это только лишь кульминация джазовой жизни Петербурга. Все остальное время у горожан есть многочисленные возможности послушать как классическое исполнение, так и современные джазовые течения. С 1989 года в городе работает Филармония джазовой музыки, основанная Давидом Голощекиным при содействии Владимира Кехмана, в 1994-м начал работу клуб JFC, в обоих заведениях джаз можно послушать каждый вечер. Ночью за такой музыкой горожане идут в The Hat, созданный музыкантом и лидером группы Billy’s Band Билли Новиком. Бар стал площадкой для активно развивающейся сейчас петербургской джазовой школы и музыкантов из других стран.
Давид Голощекин
мультиинструменталист, основатель джазовой филармонии:

— Петербург — родина отечественного джаза. Известно, что первый джазовый концерт состоялся в 1918 году в Капелле. В конце 50-х годов появился потрясающий ленинградский коллектив «Диксиленд», представляющий традиционный джаз. Это выдающийся коллектив, который существует и сегодня и повлиял на многих музыкантов. Потом в нашем городе появился оркестр Иосифа Вайнштейна, в котором играли такие выдающиеся музыканты, как Геннадий Гольштейн, Константин Носов, я тоже принимал участие. Все это сильно повлияло на развитие джаза в Петербурге.

Почему молодые люди слушают джаз

В силу традиции и специфики самого города петербургский джаз чаще всего описывают как сдержанный и интеллигентный. По мнению Билли Новика, это направление в Петербурге характеризуется своим «стремлением к красоте». Нынешнюю новую волну заинтересованности в джазе, по мнению Голощекина, можно объяснить большим числом выросших талантливых музыкантов. С другой стороны, как считает Новик, причину стоит искать и в зрителе.
Билли Новик
музыкант, создатель бара The Hat:

— Отступают 90-е, агрессивная дискотечная музыка является уже атрибутом тех быкообразных лет, ей на смену приходит джаз — он отвечает на запросы сегодняшней молодежи. Подрастает поколение, которое обладает совсем другим уровнем осознанности. Во многом благодаря глобализации наша молодежь ездит по миру, изучает иностранные языки, ходит в театры, занимается графическим дизайном — разносторонне развивается культурно. Это общее образование, общий культурный уровень наряду с осознанностью, которая у нового поколения присутствует уже на совсем другом уровне, позволяет молодежи быть снова восприимчивой к джазу — к джазу как символу некой глобальной культуры и осознанности.

Мария Семушкина, президент фестиваля «Усадьба Jazz», который при поддержке банка «ВТБ» привозит в Петербург передовых джазовых исполнителей, хоть и уверена, что в России джазовой традиции нет, отмечает, что «в Петербурге есть основательная джазовая среда, на которую можно опереться».
Мария Семушкина
президент фестиваля «Усадьба Jazz»:

— Петербург — европейский город с большим количеством туристов, и понятно, что джаз здесь — привычная музыка, признак хорошего вкуса, который Петербург демонстрирует и должен демонстрировать.

Как в городе относятся к новомодным течениям

Главной отличительной чертой именно петербургского джаза является симпатия к классическому звучанию. «Петербургской особенностью является приверженность традиции, которой сейчас, кстати говоря, сильно не хватает во всем мире», — уверен Новик.
Той же позиции придерживается и Голощекин. Основатель джазовой филармонии убежден, что именно «джазовый мейнстрим» является ключевым для Петербурга. Голощекин уверен, что говорить о большом успехе таких джазовых направлений, как этноджаз или фьюжн, в Петербурге не приходится: «Они не очень прижились в нашем городе: такая достаточно экспериментальная музыка не воспринимается нашей публикой. И, честно говоря, я рад этому обстоятельству и сам всячески способствую тому, чтобы люди воспитывались на истинном джазе».

Где в Петербурге послушать джаз

Если вы нашли опечатку, пожалуйста, сообщите нам. Выделите текст с ошибкой и нажмите появившуюся кнопку.
Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить
Все тексты
К сожалению, мы не поддерживаем Internet Explorer. Читайте наши материалы с помощью других браузеров, например, Chrome или Mozilla Firefox Mozilla Firefox или Chrome.