В июле в Петербурге проходит сразу два крупнейших городских фестиваля джаза: в прошлые выходные в центре города состоялся двухдневный «Петроджаз», а в эти на Елагином острове горожан ждет «Усадьба Jazz».
Между двумя знаковыми музыкальными событиями лета «Бумага» рассказывает, какой джаз предпочитают петербуржцы и почему джазовая культура так активно развивается в городе.
Как джаз появился в Петербурге
Два городских фестиваля — это только лишь кульминация джазовой жизни Петербурга. Все остальное время у горожан есть многочисленные возможности послушать как классическое исполнение, так и современные джазовые течения. С 1989 года в городе работает Филармония джазовой музыки, основанная Давидом Голощекиным при содействии Владимира Кехмана, в 1994-м начал работу клуб JFC, в обоих заведениях джаз можно послушать каждый вечер. Ночью за такой музыкой горожане идут в The Hat, созданный музыкантом и лидером группы Billy’s Band Билли Новиком. Бар стал площадкой для активно развивающейся сейчас петербургской джазовой школы и музыкантов из других стран.
Почему молодые люди слушают джаз
В силу традиции и специфики самого города петербургский джаз чаще всего описывают как сдержанный и интеллигентный. По мнению Билли Новика, это направление в Петербурге характеризуется своим «стремлением к красоте». Нынешнюю новую волну заинтересованности в джазе, по мнению Голощекина, можно объяснить большим числом выросших талантливых музыкантов. С другой стороны, как считает Новик, причину стоит искать и в зрителе.
Мария Семушкина, президент фестиваля «Усадьба Jazz», который при поддержке банка «ВТБ» привозит в Петербург передовых джазовых исполнителей, хоть и уверена, что в России джазовой традиции нет, отмечает, что «в Петербурге есть основательная джазовая среда, на которую можно опереться».
Как в городе относятся к новомодным течениям
Главной отличительной чертой именно петербургского джаза является симпатия к классическому звучанию. «Петербургской особенностью является приверженность традиции, которой сейчас, кстати говоря, сильно не хватает во всем мире», — уверен Новик.
Той же позиции придерживается и Голощекин. Основатель джазовой филармонии убежден, что именно «джазовый мейнстрим» является ключевым для Петербурга. Голощекин уверен, что говорить о большом успехе таких джазовых направлений, как этноджаз или фьюжн, в Петербурге не приходится: «Они не очень прижились в нашем городе: такая достаточно экспериментальная музыка не воспринимается нашей публикой. И, честно говоря, я рад этому обстоятельству и сам всячески способствую тому, чтобы люди воспитывались на истинном джазе».