21 сентября 2021

Читают ли блогеры комментарии подписчиков? Как они выбирают, о чем писать? И проверяют ли информацию? Главное из исследования «Бумаги»

«Бумага» провела большое исследование медиаграмотности в рамках проекта «Все мы медиа». Мы уже публиковали материал о том, каким медиа доверяют читатели и как проверяют информацию. Теперь рассказываем, что мы узнали о современных блогерах.

Поговорили с 12 авторами, которые пишут тексты, снимают видео и записывают подкасты на разные темы: от палеонтологии до краеведения. Мы спросили у них, как они выбирают темы для публикаций, занимаются ли фактчекингом и как общаются с подписчиками. Читайте основные выводы исследования.

О чем исследование

«Бумага» решила составить портрет современного блогера. В исследовании участвовало 12 авторов, которые ведут блоги на разных площадках: в телеграме, инстаграме, «Яндекс.Дзене», тиктоке, на ютьюбе и на собственных сайтах. Проекты посвящены региональным медиа, Русскому Северу, путешествиям, палеонтологии и книгам.

Мы хотели узнать, как блогеры создают контент, как и зачем взаимодействуют с подписчиками, на какие источники опираются при создании публикаций, как проверяют информацию — и насколько, по их мнению, им доверяет аудитория.

Краткий пересказ

Блогеры пишут о том, что интересно им самим

Большинство блогеров, которые участвовали в исследовании, признались, что при выборе тем для публикаций руководствуются собственными увлечениями. Из 12 информантов восемь завели блоги из-за того, что интересовались какой-то темой — и хотели поделиться найденными сведениями.

Для двух человек блоги стали визитными карточками — способом привлечения новых клиентов. Лишь два информанта — автор регионального медиа и создатель блога об этнической идентичности — сказали, что создали эти проекты ради удовлетворения запроса аудитории.

Как правило, блогеры не стараются угнаться за новостной повесткой. Только два информанта — из регионального медиа и блога о Москве и Петербурге — сказали, что их проекты работают в том числе как агрегаторы сюжетов из СМИ.

При выборе темы 11 из 12 информанта основываются на собственных принципах. Кто-то намеренно не переписывает пресс-релизы властей и не пишет о криминале. Некоторые авторы стараются избегать тем, которые могут задеть часть аудитории или угрожают их безопасности.

Авторы не пытаются быть беспристрастными, но внимательны к фактчекингу

Информанты исследования признают, что не стремятся к полной беспристрастности. Во-первых, по их мнению, они ангажированы уже в том, что ведут блог на определенную тему. А во-вторых, в личных блогах не может быть полной объективности.

Два информанта рассказали, что всё же пытаются разделять факты — например, новости — и собственную оценку. Так, в блоге регионального медиа личные мнения высказывают в отдельной рубрике.

Авторы говорят, что обязательно занимаются фактчекингом. Судя по нашему исследованию, глубина проверки информации в том числе зависит от платформы, на которой размещен блог. Авторы телеграм-каналов создают публикации на основе научных статей, опираются на первоисточники: официальные сайты и лица, в постах оставляют гиперссылки. При этом пользователям тиктока и инстаграма для публикаций обычно хватает информации из 1–2 источников или даже из «Википедии».

Если блогер допускает ошибку, то не всегда готов ее исправить

Иногда блогеры допускают ошибки в публикациях — но большую часть информантов это не смущает. Они подчеркивают, что стараются не занимать позицию эксперта — а лишь делятся информацией, которую узнают.

Авторы признаются, что не всегда готовы вносить исправления. Некоторые информанты ранжируют ошибки по степени значимости и считают, что, например, грамматику править не обязательно. А возможность правки фактологических недочетов зависит от платформы. В тиктоке нельзя отредактировать ни видеоролик, ни подпись к нему — так что если блогер допустил некритическую ошибку в цифре, то, скорее всего, не будет удалять пост.

При этом часть информантов отметила, что если на ошибку указал подписчик, то ему обязательно следует ответить — в комментариях или личных сообщениях.

Блогеры читают комментарии и сообщения подписчиков — и даже готовы специально вовлекать читателей в диалог

Как показало исследование, блогерам важно знать, кто их читает — в зависимости от этого они могут корректировать подачу материала. К примеру, блогер-палеонтолог, который работает с несколькими платформами, в тиктоке подает информацию в упрощенном виде, потому что там среди его аудитории больше молодежи.

Из-за специфики платформ блогерам иногда сложно понять, кто их читает. Один из респондентов рассказал, что вынужден просматривать аккаунты пользователей и читать их комментарии, чтобы составить представление о своих подписчиках. Другая информантка исследует свою аудиторию с помощью опросов. Еще один блогер присылает новым подписчикам в инстаграме приветственное сообщение, чтобы узнать об интересах и социальных характеристиках.

Способ взаимодействия блогеров с подписчиками напрямую зависит от платформы. В телеграме авторы создают чаты при каналах. В инстаграме и тиктоке некоторые блогеры предпочитают отвечать на все комментарии, другие выбирают только наиболее содержательные.

В «Яндекс.Дзене» блогеры пытаются поддерживать позитивные отношения с аудиторией: по их словам, если публикации наберет много дизлайков, алгоритмы будут показывать ее меньшему числу подписчиков.

Выводы

Как показало исследование, блогеры в основном создают проекты, исходя из личного интереса: сами выбирают, какую информацию и в какой форме транслировать, — а от предпочтений аудитории отталкиваются редко. Тем не менее блогеры принимают во внимание интересы своих читателей и в зависимости от этого могут корректировать подачу информации.

Авторы сами определяют, какие источники считать достоверными. Для одних это профессиональные издания или материалы из архивов. Для других — сайты в интернете, которые не кажутся подозрительными. Кто-то готов ссылаться на «Википедию», а кто-то использует ее исключительно как агрегатор ссылок на полезные материалы. Но большая часть участников исследования так или иначе обладает медиаграмотностью.

Кто и как проводил исследование

Исследование проводилось с помощью экспертных интервью, которые организовала «Бумага». Блогерам задавали 20 вопросов из четырех тематических блоков: сначала их просили рассказать о своем проекте и позиционировании, затем — о стратегиях работы с контентом, взаимодействии с аудиторией и соблюдении информационной безопасности.

В исследовании участвовало 12 респондентов, которые ведут блоги на разных площадках: в телеграме, инстаграме, «Яндекс.Дзене», ютьюбе, тиктоке и на собственных сайтах. Их проекты посвящены разным темам — палеонтологии, краеведению, феминизму, интересным местам в Петербурге. Блогеры работают с текстами, видео, картинками и подкастами.

Авторы исследования подчеркивают: выборка экспертов могла быть смещена из-за того, что многие из них обладают опытом работы в медиа и владеют навыками поиска и проверки информации. В основном в исследовании участвовали блогеры, которые не ставят главной целью монетизацию контента.

Сегодня мы убиваем время не перед телевизором, а листая ленты соцсетей. Фильмы или кафе выбираем по советам блогеров, а не критиков. Чтобы разобраться, как изменилась информационная реальность, «Бумага» и «7×7» при поддержке Европейского союза запускают проект «Все мы медиа». В нем мы рассказываем о региональных и нишевых авторах, ставших авторитетными медиа, проводим социологические исследования и серию фестивалей «Кампус»


Каким медиа доверяют пользователи и как они проверяют информацию: читайте первые результаты исследования «Бумаги» о медиаграмотности.

Если вы нашли опечатку, пожалуйста, сообщите нам. Выделите текст с ошибкой и нажмите появившуюся кнопку.
Подписывайтесь на «Бумагу» там, где вам удобно
Все тексты
Все мы медиа
Почему мы доверяем СМИ? Угадайте главный фактор
«Вместо того чтобы решать свои проблемы, люди пишут гадости в интернете». Как петербурженка Мария Магдалена Тункара борется с расизмом с помощью блога
Мы всегда онлайн! Не пора отдохнуть от интернета? В этом подкасте обсуждаем зависимость от соцсетей и диджитал-детокс
Как интернет изменил наше общение? Подкаст про войсы, ошибки в переписке, стикеры и цифровой этикет 👋
«Медиа приучают к тому, что жертвовать — это нормально». Как благодаря соцсетям и новым технологиям помогать другим стало очень просто
Что известно про «Тучков буян»
«Это будет большой полноценный парк». В Смольном опровергли информацию о создании сквера вместо парка «Тучков буян»
Петербургские активисты просят создать парки на участках, которые отвели под строительство Судебного квартала
В Петербурге построят и Судебный квартал, и «Тучков буян», заявил Песков
Парк «Тучков буян» все-таки появится в Петербурге, говорят в Смольном. Не тот, что обещали, — зато с фонтаном
Как застраивалась территория Судебного квартала — «Тучкова буяна» в 2014–2021 годах. Таймлапс
Мусорная реформа в Петербурге
В одном из дворов в Купчине — нашествие крыс. Местные жители связывают это с мусорным коллапсом
Мусорный оператор Петербурга заявил, что отходы вовремя вывозят из 96 % баков. Горожане не согласны
На запах от полигона «Северная Самарка», который обещали закрыть власти, пожаловались жители. Росприроднадзор требует его проверить
Петербуржцы сшили платья из мусора, которым переполнены баки, — и устроили дефиле. Фото и рассказ организатора
В Петербурге осталось четыре района, где плохо вывозят мусор, заявил региональный оператор. Какие?
QR-коды в Петербурге
Привитые иностранными вакцинами смогут получить российские сертификаты. Документы рассчитывают подготовить к февралю
Противники QR-кодов запустили хештег #ктакимнеходим. Они травят петербургские заведения, которые проверяют сертификаты
В России отложили рассмотрение законопроекта о QR-кодах из-за неопределенности с COVID-19
В Петербурге перенесли рассмотрение иска горожан против QR-кодов. В суд поступило еще несколько заявлений
В списке бойкотирующих QR-коды уже более 115 заведений Петербурга. В него попали кафе Yuyi и Türk o’clock
Уборка снега и льда
В «дворник-шеринге» в Петербурге участвуют более 350 человек, в том числе подростки. Они работают во время сильных снегопадов
Петербуржцы показали обледенелый вход в детскую поликлинику. Чиновники говорят, что он посыпан реагентами — но их не видно
Это пятиметровая какашка из снега на Марсовом поле. Фото арт-объекта
«Шрам на лице еще долго будет заметен». Четыре петербурженки рассказывают, как этой зимой пострадали из-за наледи
В Колпине школьница поскользнулась на льду и травмировала спину, сообщает «Фонтанка»
Главное об «омикроне» в городе
В Петербурге выявили максимум заболевших коронавирусом за всю пандемию — 3958
«Нужно мобилизовать все силы». Беглов рассказал, как город готовят к росту заболеваемости
Новая волна из-за «омикрона» многих пугает. Исследователь статистики рассказывает, что сейчас происходит в Петербурге
«Волна идет на подъем». В Петербурге за неделю на 20 % выросло число госпитализаций
В Москве могут ввести новые ограничения из-за «омикрона». При каких условиях это произойдет?
Коллеги «Бумаги»
Обвинительные клоны
Непрофессиональное заболевание
Как читать новости о ковиде?
Подкасты «Бумаги»
Как верить новостям, когда вокруг столько фейков? В этом подкасте говорим с фактчекером и создателем ИА «Панорама»
Как мы провели 2021-й? 🎄 В новогоднем подкасте рассказываем про тревоги, научный фестиваль в поезде и эспрессо-квас
Как бороться с преступностью в эпоху киберпанка? В этом подкасте слушайте про хакеров, чипы и ДНК-компьютеры
Ольга Кравцова — об ужасах съемного жилья, дачном строительстве и квартире мечты🏠
Как изучение генов помогает бороться с редкими заболеваниями и создавать вакцины? Слушайте в подкасте
Научпоп
Как выращивают мясо в пробирке и сколько это стоит? Рассказывает участник фестиваля Science Bar Hopping
В Петербурге любят тушить или жарить? Ученые назвали пищевые привычки жителей города и Ленобласти
Все пишут про «новогодний парад планет». Его можно увидеть из Петербурга?
Как звучит вакцина от COVID-19 и модуль МКС? Послушайте альбом «Звуки науки»
Вы знали, что в Ленинграде жил ученый, расшифровавший письменность древних майя? О нем сняла фильм «Редакция»
К сожалению, мы не поддерживаем Internet Explorer. Читайте наши материалы с помощью других браузеров, например, Mozilla Firefox или Chrome.