21 сентября 2021

Читают ли блогеры комментарии подписчиков? Как они выбирают, о чем писать? И проверяют ли информацию? Главное из исследования «Бумаги»

«Бумага» провела большое исследование медиаграмотности в рамках проекта «Все мы медиа». Мы уже публиковали материал о том, каким медиа доверяют читатели и как проверяют информацию. Теперь рассказываем, что мы узнали о современных блогерах.

Поговорили с 12 авторами, которые пишут тексты, снимают видео и записывают подкасты на разные темы: от палеонтологии до краеведения. Мы спросили у них, как они выбирают темы для публикаций, занимаются ли фактчекингом и как общаются с подписчиками. Читайте основные выводы исследования.

О чем исследование

«Бумага» решила составить портрет современного блогера. В исследовании участвовало 12 авторов, которые ведут блоги на разных площадках: в телеграме, инстаграме, «Яндекс.Дзене», тиктоке, на ютьюбе и на собственных сайтах. Проекты посвящены региональным медиа, Русскому Северу, путешествиям, палеонтологии и книгам.

Мы хотели узнать, как блогеры создают контент, как и зачем взаимодействуют с подписчиками, на какие источники опираются при создании публикаций, как проверяют информацию — и насколько, по их мнению, им доверяет аудитория.

Краткий пересказ

Блогеры пишут о том, что интересно им самим

Большинство блогеров, которые участвовали в исследовании, признались, что при выборе тем для публикаций руководствуются собственными увлечениями. Из 12 информантов восемь завели блоги из-за того, что интересовались какой-то темой — и хотели поделиться найденными сведениями.

Для двух человек блоги стали визитными карточками — способом привлечения новых клиентов. Лишь два информанта — автор регионального медиа и создатель блога об этнической идентичности — сказали, что создали эти проекты ради удовлетворения запроса аудитории.

Как правило, блогеры не стараются угнаться за новостной повесткой. Только два информанта — из регионального медиа и блога о Москве и Петербурге — сказали, что их проекты работают в том числе как агрегаторы сюжетов из СМИ.

При выборе темы 11 из 12 информанта основываются на собственных принципах. Кто-то намеренно не переписывает пресс-релизы властей и не пишет о криминале. Некоторые авторы стараются избегать тем, которые могут задеть часть аудитории или угрожают их безопасности.

Авторы не пытаются быть беспристрастными, но внимательны к фактчекингу

Информанты исследования признают, что не стремятся к полной беспристрастности. Во-первых, по их мнению, они ангажированы уже в том, что ведут блог на определенную тему. А во-вторых, в личных блогах не может быть полной объективности.

Два информанта рассказали, что всё же пытаются разделять факты — например, новости — и собственную оценку. Так, в блоге регионального медиа личные мнения высказывают в отдельной рубрике.

Авторы говорят, что обязательно занимаются фактчекингом. Судя по нашему исследованию, глубина проверки информации в том числе зависит от платформы, на которой размещен блог. Авторы телеграм-каналов создают публикации на основе научных статей, опираются на первоисточники: официальные сайты и лица, в постах оставляют гиперссылки. При этом пользователям тиктока и инстаграма для публикаций обычно хватает информации из 1–2 источников или даже из «Википедии».

Если блогер допускает ошибку, то не всегда готов ее исправить

Иногда блогеры допускают ошибки в публикациях — но большую часть информантов это не смущает. Они подчеркивают, что стараются не занимать позицию эксперта — а лишь делятся информацией, которую узнают.

Авторы признаются, что не всегда готовы вносить исправления. Некоторые информанты ранжируют ошибки по степени значимости и считают, что, например, грамматику править не обязательно. А возможность правки фактологических недочетов зависит от платформы. В тиктоке нельзя отредактировать ни видеоролик, ни подпись к нему — так что если блогер допустил некритическую ошибку в цифре, то, скорее всего, не будет удалять пост.

При этом часть информантов отметила, что если на ошибку указал подписчик, то ему обязательно следует ответить — в комментариях или личных сообщениях.

Блогеры читают комментарии и сообщения подписчиков — и даже готовы специально вовлекать читателей в диалог

Как показало исследование, блогерам важно знать, кто их читает — в зависимости от этого они могут корректировать подачу материала. К примеру, блогер-палеонтолог, который работает с несколькими платформами, в тиктоке подает информацию в упрощенном виде, потому что там среди его аудитории больше молодежи.

Из-за специфики платформ блогерам иногда сложно понять, кто их читает. Один из респондентов рассказал, что вынужден просматривать аккаунты пользователей и читать их комментарии, чтобы составить представление о своих подписчиках. Другая информантка исследует свою аудиторию с помощью опросов. Еще один блогер присылает новым подписчикам в инстаграме приветственное сообщение, чтобы узнать об интересах и социальных характеристиках.

Способ взаимодействия блогеров с подписчиками напрямую зависит от платформы. В телеграме авторы создают чаты при каналах. В инстаграме и тиктоке некоторые блогеры предпочитают отвечать на все комментарии, другие выбирают только наиболее содержательные.

В «Яндекс.Дзене» блогеры пытаются поддерживать позитивные отношения с аудиторией: по их словам, если публикации наберет много дизлайков, алгоритмы будут показывать ее меньшему числу подписчиков.

Выводы

Как показало исследование, блогеры в основном создают проекты, исходя из личного интереса: сами выбирают, какую информацию и в какой форме транслировать, — а от предпочтений аудитории отталкиваются редко. Тем не менее блогеры принимают во внимание интересы своих читателей и в зависимости от этого могут корректировать подачу информации.

Авторы сами определяют, какие источники считать достоверными. Для одних это профессиональные издания или материалы из архивов. Для других — сайты в интернете, которые не кажутся подозрительными. Кто-то готов ссылаться на «Википедию», а кто-то использует ее исключительно как агрегатор ссылок на полезные материалы. Но большая часть участников исследования так или иначе обладает медиаграмотностью.

Кто и как проводил исследование

Исследование проводилось с помощью экспертных интервью, которые организовала «Бумага». Блогерам задавали 20 вопросов из четырех тематических блоков: сначала их просили рассказать о своем проекте и позиционировании, затем — о стратегиях работы с контентом, взаимодействии с аудиторией и соблюдении информационной безопасности.

В исследовании участвовало 12 респондентов, которые ведут блоги на разных площадках: в телеграме, инстаграме, «Яндекс.Дзене», ютьюбе, тиктоке и на собственных сайтах. Их проекты посвящены разным темам — палеонтологии, краеведению, феминизму, интересным местам в Петербурге. Блогеры работают с текстами, видео, картинками и подкастами.

Авторы исследования подчеркивают: выборка экспертов могла быть смещена из-за того, что многие из них обладают опытом работы в медиа и владеют навыками поиска и проверки информации. В основном в исследовании участвовали блогеры, которые не ставят главной целью монетизацию контента.

Сегодня мы убиваем время не перед телевизором, а листая ленты соцсетей. Фильмы или кафе выбираем по советам блогеров, а не критиков. Чтобы разобраться, как изменилась информационная реальность, «Бумага» и «7×7» при поддержке Европейского союза запускают проект «Все мы медиа». В нем мы рассказываем о региональных и нишевых авторах, ставших авторитетными медиа, проводим социологические исследования и серию фестивалей «Кампус»


Каким медиа доверяют пользователи и как они проверяют информацию: читайте первые результаты исследования «Бумаги» о медиаграмотности.

Если вы нашли опечатку, пожалуйста, сообщите нам. Выделите текст с ошибкой и нажмите появившуюся кнопку.
Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить
Все тексты
Все мы медиа
Команда независимых журналистов запустила проект «Говорит НеМосква». Он посвящен жизни регионов
Зачем реально нужен VPN и чего боятся те, кто им не пользуется? Результаты исследования «Бумаги» и «7×7»
Пользователям Instagram и Facebook приходят предостережения от прокуратуры. Что это значит? Разъясняют медиаюристы
Сторонники войны, сомневающиеся и противники: кто это и что они думают о происходящем? Исследование «Лаборатории публичной социологии»
«Произошел хлопок в доме, возможен отрицательный рост жильцов». Как россияне реагируют на новояз и цензуру. Интервью с Александрой Архиповой
Военное положение
Затоплены, замусорены и сокрыты. В каком состоянии бомбоубежища Петербурга — и почему большинство горожан их не найдет
В Петербурге почти месяц действует военный «режим базовой готовности». Что это такое? И касается ли он горожан?
Россия проводит ядерные учения. Что об этом нужно знать
«Меры безопасности усиливаются». Беглов — о режиме базовой готовности в Петербурге
«Медуза» получила методичку Кремля о том, как «правильно» говорить о военном положении и разных режимах готовности. Что в нее вошло?
Мобилизация
Петербуржец побывал на войне, досрочно расторг контракт, а теперь пытается отменить решение о мобилизации, пишет «Фонтанка»
«А где в православии указано, что вы не должны убивать человека?» Как суд отказал в АГС мобилизованному Кириллу Березину
В Петербурге полиция меняет протоколы протестовавших против мобилизации. Так их можно привлечь к ответственности в 2023-м
Суд в Петербурге отклонил апелляцию мобилизованного, который требовал АГС и отказывался брать в руки оружие. Его увезли обратно в часть в Каменку
Зачем публиковать антивоенные петиции, если обычно они не работают? Отвечает «ФАС»
Визовые ограничения
Президент Финляндии заявил о бессрочном запрете на туристические визы для россиян
Финляндия собирается строить забор на границе с Россией. Каким он будет и сколько займут работы?
Чехия ограничит въезд для российских туристов с 25 октября
На финской границе развернули более 500 россиян после введения запрета на въезд для туристов. До этого отказы были единичными
Helsingin sanomat: финскую границу закроют для российских туристов сегодня ночью
Давление на свободу слова
Могут ли меня признать иноагентом? Что добавили к запретам и кто в зоне риска? Ответы
Минюст опубликовал единый реестр «иноагентов»
«Всегда будем с вами — в наушниках, динамиках и сердце». Петербургская группа «Увула» объявила о своем роспуске
Петербуржца задержали на «Удельной» из-за фразы «Слава Украине!»
Генпрокуратура подготовила законопроект со списком нарушений, которые позволяют закрыть СМИ
Свободу Саше Скочиленко
Саше Скочиленко продлили арест до 10 апреля 2023 года
Обвинение Скочиленко опирается на экспертизу, где говорится, что Саша лжет, а военные РФ «гуманны». «Бумага» разобрала документ
«Имея предубеждение — неприязненное чувство…». Саше Скочиленко предъявили обвинение
«Вы совершили тяжкое преступление против государства». Как прошла встреча Саши Скочиленко и омбудсмена Агапитовой — две версии
Саша Скочиленко рассказала про типичный день в СИЗО — с обысками, прогулками в крошечном дворе и ответами на письма
Экономический кризис — 2022
Туристы в Петербурге теперь будут платить курортный сбор. О какой сумме речь и кого это коснется?
На заводе Toyota в Петербурге прошла масштабная проверка. С чем она может быть связана?
«Новая газета. Европа»: у России не хватит денег на войну в Украине
ТАСС: на месте магазинов H&M откроются точки российских брендов
Родственники мобилизованных столкнулись с отказами в предоставлении кредитных каникул, пишет «Коммерсантъ»
К сожалению, мы не поддерживаем Internet Explorer. Читайте наши материалы с помощью других браузеров, например, Chrome или Mozilla Firefox Mozilla Firefox или Chrome.