21 сентября 2021

Читают ли блогеры комментарии подписчиков? Как они выбирают, о чем писать? И проверяют ли информацию? Главное из исследования «Бумаги»

«Бумага» провела большое исследование медиаграмотности в рамках проекта «Все мы медиа». Мы уже публиковали материал о том, каким медиа доверяют читатели и как проверяют информацию. Теперь рассказываем, что мы узнали о современных блогерах.

Поговорили с 12 авторами, которые пишут тексты, снимают видео и записывают подкасты на разные темы: от палеонтологии до краеведения. Мы спросили у них, как они выбирают темы для публикаций, занимаются ли фактчекингом и как общаются с подписчиками. Читайте основные выводы исследования.

О чем исследование

«Бумага» решила составить портрет современного блогера. В исследовании участвовало 12 авторов, которые ведут блоги на разных площадках: в телеграме, инстаграме, «Яндекс.Дзене», тиктоке, на ютьюбе и на собственных сайтах. Проекты посвящены региональным медиа, Русскому Северу, путешествиям, палеонтологии и книгам.

Мы хотели узнать, как блогеры создают контент, как и зачем взаимодействуют с подписчиками, на какие источники опираются при создании публикаций, как проверяют информацию — и насколько, по их мнению, им доверяет аудитория.

Краткий пересказ

Блогеры пишут о том, что интересно им самим

Большинство блогеров, которые участвовали в исследовании, признались, что при выборе тем для публикаций руководствуются собственными увлечениями. Из 12 информантов восемь завели блоги из-за того, что интересовались какой-то темой — и хотели поделиться найденными сведениями.

Для двух человек блоги стали визитными карточками — способом привлечения новых клиентов. Лишь два информанта — автор регионального медиа и создатель блога об этнической идентичности — сказали, что создали эти проекты ради удовлетворения запроса аудитории.

Как правило, блогеры не стараются угнаться за новостной повесткой. Только два информанта — из регионального медиа и блога о Москве и Петербурге — сказали, что их проекты работают в том числе как агрегаторы сюжетов из СМИ.

При выборе темы 11 из 12 информанта основываются на собственных принципах. Кто-то намеренно не переписывает пресс-релизы властей и не пишет о криминале. Некоторые авторы стараются избегать тем, которые могут задеть часть аудитории или угрожают их безопасности.

Авторы не пытаются быть беспристрастными, но внимательны к фактчекингу

Информанты исследования признают, что не стремятся к полной беспристрастности. Во-первых, по их мнению, они ангажированы уже в том, что ведут блог на определенную тему. А во-вторых, в личных блогах не может быть полной объективности.

Два информанта рассказали, что всё же пытаются разделять факты — например, новости — и собственную оценку. Так, в блоге регионального медиа личные мнения высказывают в отдельной рубрике.

Авторы говорят, что обязательно занимаются фактчекингом. Судя по нашему исследованию, глубина проверки информации в том числе зависит от платформы, на которой размещен блог. Авторы телеграм-каналов создают публикации на основе научных статей, опираются на первоисточники: официальные сайты и лица, в постах оставляют гиперссылки. При этом пользователям тиктока и инстаграма для публикаций обычно хватает информации из 1–2 источников или даже из «Википедии».

Если блогер допускает ошибку, то не всегда готов ее исправить

Иногда блогеры допускают ошибки в публикациях — но большую часть информантов это не смущает. Они подчеркивают, что стараются не занимать позицию эксперта — а лишь делятся информацией, которую узнают.

Авторы признаются, что не всегда готовы вносить исправления. Некоторые информанты ранжируют ошибки по степени значимости и считают, что, например, грамматику править не обязательно. А возможность правки фактологических недочетов зависит от платформы. В тиктоке нельзя отредактировать ни видеоролик, ни подпись к нему — так что если блогер допустил некритическую ошибку в цифре, то, скорее всего, не будет удалять пост.

При этом часть информантов отметила, что если на ошибку указал подписчик, то ему обязательно следует ответить — в комментариях или личных сообщениях.

Блогеры читают комментарии и сообщения подписчиков — и даже готовы специально вовлекать читателей в диалог

Как показало исследование, блогерам важно знать, кто их читает — в зависимости от этого они могут корректировать подачу материала. К примеру, блогер-палеонтолог, который работает с несколькими платформами, в тиктоке подает информацию в упрощенном виде, потому что там среди его аудитории больше молодежи.

Из-за специфики платформ блогерам иногда сложно понять, кто их читает. Один из респондентов рассказал, что вынужден просматривать аккаунты пользователей и читать их комментарии, чтобы составить представление о своих подписчиках. Другая информантка исследует свою аудиторию с помощью опросов. Еще один блогер присылает новым подписчикам в инстаграме приветственное сообщение, чтобы узнать об интересах и социальных характеристиках.

Способ взаимодействия блогеров с подписчиками напрямую зависит от платформы. В телеграме авторы создают чаты при каналах. В инстаграме и тиктоке некоторые блогеры предпочитают отвечать на все комментарии, другие выбирают только наиболее содержательные.

В «Яндекс.Дзене» блогеры пытаются поддерживать позитивные отношения с аудиторией: по их словам, если публикации наберет много дизлайков, алгоритмы будут показывать ее меньшему числу подписчиков.

Выводы

Как показало исследование, блогеры в основном создают проекты, исходя из личного интереса: сами выбирают, какую информацию и в какой форме транслировать, — а от предпочтений аудитории отталкиваются редко. Тем не менее блогеры принимают во внимание интересы своих читателей и в зависимости от этого могут корректировать подачу информации.

Авторы сами определяют, какие источники считать достоверными. Для одних это профессиональные издания или материалы из архивов. Для других — сайты в интернете, которые не кажутся подозрительными. Кто-то готов ссылаться на «Википедию», а кто-то использует ее исключительно как агрегатор ссылок на полезные материалы. Но большая часть участников исследования так или иначе обладает медиаграмотностью.

Кто и как проводил исследование

Исследование проводилось с помощью экспертных интервью, которые организовала «Бумага». Блогерам задавали 20 вопросов из четырех тематических блоков: сначала их просили рассказать о своем проекте и позиционировании, затем — о стратегиях работы с контентом, взаимодействии с аудиторией и соблюдении информационной безопасности.

В исследовании участвовало 12 респондентов, которые ведут блоги на разных площадках: в телеграме, инстаграме, «Яндекс.Дзене», ютьюбе, тиктоке и на собственных сайтах. Их проекты посвящены разным темам — палеонтологии, краеведению, феминизму, интересным местам в Петербурге. Блогеры работают с текстами, видео, картинками и подкастами.

Авторы исследования подчеркивают: выборка экспертов могла быть смещена из-за того, что многие из них обладают опытом работы в медиа и владеют навыками поиска и проверки информации. В основном в исследовании участвовали блогеры, которые не ставят главной целью монетизацию контента.

Сегодня мы убиваем время не перед телевизором, а листая ленты соцсетей. Фильмы или кафе выбираем по советам блогеров, а не критиков. Чтобы разобраться, как изменилась информационная реальность, «Бумага» и «7×7» при поддержке Европейского союза запускают проект «Все мы медиа». В нем мы рассказываем о региональных и нишевых авторах, ставших авторитетными медиа, проводим социологические исследования и серию фестивалей «Кампус»


Каким медиа доверяют пользователи и как они проверяют информацию: читайте первые результаты исследования «Бумаги» о медиаграмотности.

Если вы нашли опечатку, пожалуйста, сообщите нам. Выделите текст с ошибкой и нажмите появившуюся кнопку.
Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить
Все тексты
Все мы медиа
В России частично ограничат доступ к Facebook. Руководитель «РосКомСвободы» — о том, что изменится для пользователей
Исследовательница фейков — о том, как читать новости во время военного конфликта и избежать дезинформации
Что делать с тревогой от новостей про конфликт Украины и России? Рассказывает психолог
Как читать новости про конфликт вокруг Украины и не попасться на фейк?
Что горожане думают о «марафонах желаний» и личностных тренингах? Результаты опроса в одной картинке
Свободу Саше Скочиленко
Как помыться из бутылки за 6 минут и погулять в помещении 2х5 метра? Саша Скочиленко — о месяце в СИЗО
Адвокат: Саша Скочиленко испытывает сильные боли в сердце и животе. Она жалуется на условия для прогулок и несоблюдение безглютеновой диеты
Адвокат: Сашу Скочиленко запирали в камере-«стакане», у нее продолжают болеть живот и сердце
«Я очень обеспокоена ее самочувствием». Адвокат Саши Скочиленко — о состоянии подзащитной в СИЗО
Саша Скочиленко остается в СИЗО. Суд продлил ее арест еще на один месяц
Военные действия России в Украине
Как получить украинскую визу в Петербурге? Подробности от МИД
«Все мы — милитаристы и имперцы». Директор Эрмитажа Михаил Пиотровский дал интервью «Российской газете»
«Надписи несут надежду, что не все люди в городе конченые». Как стрит-арт стал главным инструментом антивоенных протестов
Минобороны РФ отчиталось об «успешном наступлении» на Северодонецком направлении, Украина заявила о готовящихся Россией обстрелах Харькова. Главное к вечеру 19 июня
Петербуржцы заметили колонну военной техники на КАД
Экономический кризис — 2022
В Петербурге повышают доход депутатов, чиновников и губернатора. На это уйдет 697 млн рублей из бюджета
Петербург опустился на 88-е место по уровню комфорта в рейтинге The Economist — из-за последствий войны в Украине
«Все будут воспринимать это как „Мак“». Первые посетители «Вкусно — и точка» — о качестве бургеров, ценах и бренде
Грозит ли России голод? Что будет с импортом, ценами и безработицей? Как изменится производство? Отвечают экономисты
На месте McDonald’s в Петербурге открылась сеть «Вкусно — и точка». Показываем один из ресторанов
Давление на свободу слова
«Дочь сказала, что ей больше не нравятся полицейские». Директор «ПЕН-клуба» в Петербурге — о задержании за дискредитацию армии на выходе из поликлиники
Запрет Facebook и Instagram за «экстремистскую деятельность» вступил в силу. Чего опасаться?
«Ты не Петр I, ты Адольф II». Как Петербург протестовал в День России — с плакатами, самолетиками и пластилиновыми птицами
Школы и детские сады Петербурга готовятся ко Дню России. Дети танцуют под Газманова, рисуют триколоры и клеят на окна изображения голубей
С конца мая в телеграме травят музыкантов, выступающих против войны, — теперь их концерты в Петербурге отменяют. Что об этом известно
Хорошие новости
«Скучно стало, и поехал спонтанно». Житель Мурина второй месяц едет на самокате из Петербурга во Владивосток
Памятник конке на Васильевском острове превратили в арт-кафе. Показываем фото
В Петербурге запустили портал с информацией обо всех водных маршрутах 🚢
На Васильевском острове откроется кафе «Добродомик». Там будет работать «кабинет решения проблем»
В DiDi Gallery откроют выставку Саши Браулова «Архитектура уходящего». Зрителям покажут его вышивки с авангардной архитектурой
Подкасты «Бумаги»
Откуда берутся страхи и как перестать бояться неопределенности? Психотерапевтический выпуск
Как работают дата-центры: придумываем надежный и экологичный механизм обработки данных
Идеальная система рекомендаций: придумываем алгоритмы, которые помогут нам жить без конфликтов и ненужной рекламы
Придумываем профессии будущего: от облачного блогера до экскурсовода по космосу
Цифровое равенство: придумываем международный язык, развиваем медиаграмотность и делаем интернет бесплатным
Деятели искусства рекомендуют
«В Петербурге нет ни одного спектакля, где столько крутых мальчиков-артистов». Актриса МДТ Анна Завтур — о «Бесах» в Городском театре
«Верните мне мой 2007-й». Актер театра Fulcro Никита Гольдман-Кох — о любимых спектаклях в БДТ
К сожалению, мы не поддерживаем Internet Explorer. Читайте наши материалы с помощью других браузеров, например, Mozilla Firefox или Chrome.