После 2021 года в Финском заливе планируют создать искусственные острова площадью 200 гектаров. Их стоимость оценивается в 400 млрд рублей. Там хотят построить жилье, небоскреб и подводный тоннель. Экологи и Смольный говорят об опасности островов, несмотря на это, суд уже выступил на стороне застройщика и потребовал от правительства согласовать проект.
Что еще может появиться на искусственных островах, почему, по мнению экологов Росводресурсов, намывы могут привести к «катастрофическим последствиям» при ЧП и почему инвестора проекта связывают с «кремлевским поваром» Евгением Пригожиным — в материале «Бумаги».
Проект искусственных островов передали в Смольный в конце 2017 года. На намывах должны появиться десятки домов и небоскреб
В декабре 2017 года в правительство Петербурга передали на рассмотрение проект «Залив островов», который предусматривает создание в Финском заливе искусственных островов. Они должны появиться вблизи береговой линии Приморского района и «Лахта Центра». Имя инвестора изначально не раскрывали.
Как следует из ответа вице-губернатора Петербурга Игоря Албина депутату Закса Борису Вишневскому, площадь островов составит 200 гектаров (примерно в два раза больше, чем площадь Нижнего парка Петергофа). На них планируют разместить жилую и коммерческую недвижимость. Албин также отметил, что возможность реализации проекта оценят лишь после 2021 года, когда будет утвержден Генеральный план города.
В апреле 2018 года «Фонтанка» показала презентацию предварительной концепции проекта, которую создали консультанты международной консалтинговой компании Knight Frank St Petersburg.
Из презентации следует, что 1,8 млн квадратных метров недвижимости на островах отдадут под коммерческую застройку, а 3,2 млн квадратных метров — под жилье, в котором смогут поселиться более 60 тыс. человек. В центре островов планируют построить 250-метровый небоскреб, который должен стать главной обзорной точкой застройки.
При этом в материалах презентации говорится об идее перенести автомобильное движение на острове под землю и сделать «территорию, свободную от автомобилей». Ранее в документах находили информацию об идее построить подводный тоннель к транспортным магистралям в Лахте. К тому же, как говорится в презентации, на острове хотят установить навесы и купола, чтобы защищаться от дождя и снега, а также очищать воздух микроводорослями.
Из расчетов консультантов международной компании по продаже недвижимости Colliers International Saint-Petersburg следует, что на реализацию подобного проекта потребуется около 400 млрд рублей (это около 74 % от доходов бюджета Петербурга в 2018 году).
Чиновники и экологи раскритиковали проект островов. Его называли нереалистичным, непроработанным и опасным
Как рассказывали в комитете по градостроительству и архитектуре, изначально проект содержал лишь общие данные: укрупненные показатели объемов застройки, эскизы транспортных связей с береговой линией города, модель будущего снабжения и обеспечения образуемой территории. Однако в нем не было расчетов по подключению к городской улично-дорожной сети.
Как сообщали источники «Фонтанки» в городском парламенте, в Смольном проект вызвал «больше вопросов, чем одобрения». Они опасаются, что постройки на острове создадут новые доминанты в городе — например, их, возможно, будет видно с побережья Петергофа.
Федеральное агентство водных ресурсов России (Росводресурсы) также изучило проект и заявило, что любое новое строительство в акватории может навредить экологии Петербурга и привести к «катастрофическим последствиям в период чрезвычайных ситуаций». Ранее экологи уже говорили, что намывные острова могут серьезно уменьшить площадь водной чаши Невы. По словам эколога Александра Карпова, строительство островов сделает потенциально опасным слив водных масс в дельту после наводнений. К тому же он говорил, что в Финском заливе недостаточно земельных ресурсов для создания островов.
В бизнес-среде проект вовсе не считают реализуемым. Источники в сфере бизнеса анонимно рассказывали «Фонтанке», что это «абсолютно футуристический проект» — «из тех, что никогда не воплощаются». Они говорили, что на постройку таких островов и недвижимости потребуется как минимум 15–20 лет.
Другие чиновники выступили в поддержку проекта из-за его амбициозности. Рассмотреть проект поручил Медведев
Некоторые чиновники отнеслись к проекту положительно. Так, глава Приморского района Николай Цед говорил, что не имеет ничего против искусственных островов в Финском заливе. По его словам, чем больше в Петербурге таких амбициозных проектов, тем лучше.
К тому же во всех официальных документах, в которых говорится о проекте «Залив островов», указывается, что поручение рассмотреть проект выдал премьер-министр России Дмитрий Медведев.
Компанию-инвестора связывают с «кремлевским поваром» Пригожиным. Бизнесмен это не комментирует
Еще во время передачи проекта на рассмотрение Смольному источники «Фонтанки» в правительстве города указывали на то, что строительство островов финансирует петербургский бизнесмен Евгений Пригожин, которого называют «кремлевским поваром».
Когда вице-губернатор Албин отчитывался о проекте, он впервые объявил название компании-инвестора — это «Зингер Девелопмент», небольшая фирма, зарегистрированная в Пушкине. Компания учреждена в июле 2016 года, единственный владелец на ноябрь 2018 года — Юлия Зосимова. До этого момента ни Зосимова, ни компания не упоминалась в интернете. Доходы «Зингер Девелопмент» за 2017 год составили 310 тыс. рублей, расходы — 1,1 млн рублей.
В качестве контактного номера компании в системе «СПАРК-Интерфакс» указаны координаты ООО «Эталон», где учредителем является Виолетта Пригожина — мать Евгения Пригожина. Дозвониться по указанному номеру ни одному изданию не удалось.
«Бумаге» не удалось связаться ни с компанией «Зингер Девелопмент», ни с Пригожиным для подтверждения информации. Другим изданиям бизнесмен также не комментировал ситуацию.
Смольный не согласовал проект островов. Однако суд признал это решение незаконным
Комитет имущественных отношений отказал «Зингер Девелопмент» в согласовании проекта еще в феврале 2018 года, однако это решение компания решила обжаловать в суде. Там на стороне Смольного в качестве третьих лиц выступили комитет по развитию транспортной инфраструктуры, комитет по экологии, дирекция комплекса защитных сооружений Петербурга Минстроя и ряд других структур.
Несмотря на это, в октябре Арбитражный городской суд признал отказ комитета незаконным и потребовал от Смольного согласовать проект. Суд также отказал в проведении экспертизы о воздействии на окружающую среду. Смольный планирует «с высокой вероятностью» обжаловать это решение.
Предложение создать подобный проект поступало за полгода до обнародования «Залива островов». От «одной из российских политических партий», говорит архитектор
В мае 2017 года в Союзе архитекторов Петербурга рассказали о проекте кольцевого намыва в Финском заливе, который должен был включать в себя девять островов. Эскизы были готовы, но проект так и не начали реализовывать.
О заказчиках проекта рассказывали мало. По словам члена правления союза Геннадия Соколова, разработать эскиз поручила одна из российских политических партий, название которой он не раскрыл.
Проект предполагал освоение территорий в 20 раз больших, чем «Залив островов», однако находился в том же месте и тоже был основан на искусственных намывах территорий.
В Петербурге уже есть намывные территории. В основном их строят в безвыходных ситуациях, говорит эксперт
Генплан развития Петербурга активно включал в себя намывные территории с 1973 года. Как говорит руководитель проектов девелопмента и развития территорий Becar Assept Management Group Александр Кириятских, почти вся улица Кораблестроителей, часть набережной реки Смоленки и бывший стадион имени Кирова расположены на намывах. Западный-скоростной диаметр (ЗСД) также построен на намывных территориях.
Среди минусов намывов называют вред экологии и оторванность от городской инфраструктуры. Так, по словам Кирятских, создание намывов имеет смысл только тогда, когда невозможно предпринять иной шаг для развития того или иного района города. Например, чтобы решить проблему транспортной доступности или соединить кратким путем районы города. «В остальных случаях такого рода масштабные проекты являются, скорее всего, не более чем PR-акцией», — говорит он.
Подобные «Заливу островов» намывы уже строятся в Петербурге. Так, с 2006 года на территории Васильевского острова создается «Морской фасад» площадью 476 гектаров. Дата окончания строительства еще не называется.
К тому же компания «Северо-Запад Инвест» планирует построить намывную территорию в Финском заливе. Ее площадь составит 376 гектаров.
Предположительного инвестора островов Евгения Пригожина называют «кремлевским поваром» и связывают с «фабрикой троллей». Он включен в санкционный список США
Евгений Пригожин — петербургский бизнесмен, которого связывают с «фабрикой троллей» и частной военной компанией «Вагнер». Его компании обслуживают военные города, а также поставляют питание для школьников и застраивают элитные коттеджные поселки. Он владеет ресторанным бизнесом и внесен в санкционный список США.
Пригожина называют «кремлевским поваром» из-за руководства компанией, которая поставляла питание в Кремль. Согласно последнему расследованию «Новой газеты», его сотрудники причастны к нападениям на оппозиционных блогеров, испытаниям неизвестных препаратов на пленниках в Сирии, а также слежке и участию в подставном ДТП.
Пригожин давно застраивает Лахту. Например, его компания «Конкорд Менеджмент и Консалтинг» построила ЖК «Северный Версаль» — элитный поселок с домами, стилизованными под петербургские дворцы. Там же с помощью компании установлены ЖК «Лахтапарк» и гостиница «Лахта-плаза».