4 мая 2012

Как YouTube открывает кино после братьев Люмьер?

Видео с котиками перекликается с первыми лентами в истории кино, а ОМОНовское винтилово, снятое на мобильный, привлекает зрителей по тем же причинам, что и картины братьев Люмьер. Видеоредактор «Бумаги» Саша Скочиленко объясняет, как и почему YouTube заново изобретает кинематограф. Мы живем в уникальный для истории экрана момент. Нам выпал шанс ещё раз пронаблюдать, понять и проанализировать возникновение кинематографа. Для этого не нужно изобретать машину времени, читать нудные книжки по истории кино или обращаться к документам конца позапрошлого века. Достаточно зайти на YouTube. Всем доподлинно известно, что кино начиналось не как искусство, а как аттракцион; в особо серьезных случаях ему отряжалась роль хроникера, но не более того. И когда сегодня человек держит на вытянутых руках iPad, им движет не громкое слово — «сотворить» — но простое человеческое желание оставить что-то в памяти или развлечь себя и своих знакомых (феномен «котиков» как уникальной задачи, впрочем, заслуживает отдельного и более подробного рассмотрения). Черт его знает, во что это в конечном итоге выльется, но наблюдать за этим — тонкое искусствоведческое удовольствие. Длина первых фильмов не превышала 15 минут. Большую часть этих короткометражек составляли «видовые» ленты. Именно «видовые» — есть какая-то дурная привычка упрощать явление и называть их «документальными». Однако, на мой взгляд, это неправомерно, потому что основное отличие видовой картины от документальной состоит в том, что она не имеет драматургического скелета. В отличие от привычной нам документальной классики, видовая картина ничем не начинается и ничем не заканчивается, у неё нет кульминации, нет развязки или конфликта, как такового, она абсолютно и до бесстыдства безыдейна. Иными словами, это то, что позволяет уложить её аннотацию в одно предложение — «ест ребенок», «прибывает поезд», «виды Венеции». А теперь наберите эти словосочетания в поисковике YouTube… Ну, как? Обратите внимание, что эти видео имитируют даже композиционное устройство кадра столетней давности (и вряд ли это — осознанная цитата). Особого внимания заслуживает, конечно, эта пара видео, имеющих одинаковый хронометраж.

Режиссёр: Луи Люмьер /Louis Lumiere/, Август Люмьер /Auguste Lumiere Одна из самых первых и самых известных картин братьев Люмьер
На станцию Байконур прибывает поезд метро. Для алматинцев метро — пока лишь аттракцион, куда родителей ведут дети.
Мы имеем чистый и не обезображенный Станиславским жанр «видовой картины», вот прямо сейчас, в 21-м веке. Пойдем дальше! Когда индустрия кинотеатров начала развиваться и каждый владелец тогдашних «иллюзионов» стремился заманить к себе как можно больше зрителей, в ход шел известный фокус . Кинохроникер со съемочным аппаратом выходил на улицу перед кинотеатром и начинал крутить ручку. При этом дорогостоящей пленки внутри, естественно, не было, но проходящие мимо люди бежали в кинотеатр, потому что думали, что снимают их, а, значит, они увидят себя в новом фильме. А теперь подумаем — зачем пришедший домой с митинга человек первым делом набирает в поисковике видеозаписи от сегодняшнего числа? Неужели он жаждет освежить в памяти выступление Немцова? Нет, конечно. Он ведь на себя хочет посмотреть, а также узнать, сколько на него посмотрело народу. Не стоит забывать, что параллельно с видовым жанром развивался и трюковой. Это Мельес: «волшебные» исчезновения и появления, сработанные с помощью примитивных кино-эффектов. Не история со спецэффектами, а эффект ради эффекта, трюк ради трюка. Один трюк — один фильм. Именно по этой схеме сейчас создаются многие ролики, к примеру, многочисленные видео в технике стоп-моушн. И обратите внимание на удивительный факт. Мы ведь так критичны к кинопродукции. Один ляп гримера или пиротехника — и мы уже недовольны. Мы привыкли, что создатели полнометражного фильма производят для нас шедевр, и каждый из нас — капризнейшая из принцесс на горошине. Но куда исчезает наша требовательность, когда мы смотрим видеозапись с телефона? Почему нас не волнует вопрос качества? Вместе с тем, почему к большому кино мы продолжаем предъявлять претензии? Нам оно претит, если оно некачественное — и это скорее вопрос ощущений. Сейчас я вижу некоторое объяснение феномена YouTube в таком ключе: существует определенное родство начала кинематографа и начала YouTube. Как ни странно, оно лежит не в области философии или культурологии, но в области техники. Очень просто — мы получаем в руки новый, дорогостоящий аппарат. Очевидно, что обращению с подобной техникой соответствует определенная пластика, определенное отношение. Видеокартинка в iPad является «чудом» уже сама по себе, подобно тому, как для первых зрителей и операторов чудом было открытие кинематографа. Это бесподобно и удивительно, потому что это позволяет нам взглянуть на мир со стороны. Нас опять завораживает, как приходит поезд, как ест ребёнок, как растет трава. YouTube сегодня концентрирует нас на самых простых и бесхитростных вещах. Не на сложных метафизических построениях, к которым мы привыкли, а на самых простых бытовых ситуациях и явлениях. Мы опять смотрим вокруг зачарованными глазами.
Если вы нашли опечатку, пожалуйста, сообщите нам. Выделите текст с ошибкой и нажмите появившуюся кнопку.
Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить
Все тексты
Свободу Саше Скочиленко
«Нас вроде и меньшинство, но адекватные мы». Курьер, психолог и бариста с антивоенной позицией — о своем будущем в России
Как помыться из бутылки за 6 минут и погулять в помещении 2х5 метров? Саша Скочиленко — о месяце в СИЗО
Адвокат: Саша Скочиленко испытывает сильные боли в сердце и животе. Она жалуется на условия для прогулок и несоблюдение безглютеновой диеты
Адвокат: Сашу Скочиленко запирали в камере-«стакане», у нее продолжают болеть живот и сердце
«Я очень обеспокоена ее самочувствием». Адвокат Саши Скочиленко — о состоянии подзащитной в СИЗО
Военные действия России в Украине
«Петербургский форум зла». Шесть протестных плакатов из поселкового сквера в Ленобласти
Организаторы выставки «Мариуполь — борьба за русский мир» заявили о ее срыве, обвинив в этом местную чиновницу. Теперь в районном паблике пишут, что она «предатель»
Роспотребнадзор: в Петербурге не выявлены случаи заражения холерой. Ранее власти говорили о риске завоза заболевания
«Звук от фейерверков многих напугал». Школьников из Мариуполя пригласили на «Алые паруса» — вот их реакция
Как получить украинскую визу в Петербурге? Подробности от МИД
Экономический кризис — 2022
В Петербурге проходит юридический форум — без мировых экспертов и вечеринки на Рубинштейна, но с Соловьевым и выставкой о Нюрнбергском трибунале
«Там была буквально битва». «Бумага» нашла петербуржца, который нанял сотрудника IKEA для покупки мебели на закрытой распродаже. Вот его рассказ
Что для России значит «символический» дефолт? Объясняет декан факультета экономики ЕУ СПб
Петербуржцы ищут в соцсетях сотрудников IKEA — чтобы купить мебель и другие товары на закрытой распродаже
Сравнивают себя с Рейхсбанком и спасают россиян. Что мы узнали из текста «Медузы» о работе Центробанка в военное время
Давление на свободу слова
«Нас вроде и меньшинство, но адекватные мы». Курьер, психолог и бариста с антивоенной позицией — о своем будущем в России
В Минюсте объяснили, кого признают «иноагентами». Тех, кто просит изменить законы и противоречит госполитике
💚 Мы запускаем мерч «Свобода мне к лицу». Встречайте: худи, футболки, косметика, свечи и торты
«Бумага» улучшила свой VPN: можно заходить на российские госсервисы из-за границы 💚
«Дочь сказала, что ей больше не нравятся полицейские». Директор «ПЕН-клуба» в Петербурге — о задержании за дискредитацию армии на выходе из поликлиники
Хорошие новости
«Скучно стало, и поехал спонтанно». Житель Мурина второй месяц едет на самокате из Петербурга во Владивосток
Памятник конке на Васильевском острове превратили в арт-кафе. Показываем фото
В Петербурге запустили портал с информацией обо всех водных маршрутах 🚢
На Васильевском острове откроется кафе «Добродомик». Там будет работать «кабинет решения проблем»
В DiDi Gallery откроют выставку Саши Браулова «Архитектура уходящего». Зрителям покажут его вышивки с авангардной архитектурой
Подкасты «Бумаги»
Откуда берутся страхи и как перестать бояться неопределенности? Психотерапевтический выпуск
Как работают дата-центры: придумываем надежный и экологичный механизм обработки данных
Идеальная система рекомендаций: придумываем алгоритмы, которые помогут нам жить без конфликтов и ненужной рекламы
Придумываем профессии будущего: от облачного блогера до экскурсовода по космосу
Цифровое равенство: придумываем международный язык, развиваем медиаграмотность и делаем интернет бесплатным
Деятели искусства рекомендуют
«В Петербурге нет ни одного спектакля, где столько крутых мальчиков-артистов». Актриса МДТ Анна Завтур — о «Бесах» в Городском театре
«Верните мне мой 2007-й». Актер театра Fulcro Никита Гольдман-Кох — о любимых спектаклях в БДТ
К сожалению, мы не поддерживаем Internet Explorer. Читайте наши материалы с помощью других браузеров, например, Mozilla Firefox или Chrome.