15 марта 2012

Какое кино снимали на Исаакиевской площади 5 марта?

Корреспонденты «Бумаги» Андрей Карташов и Александра Скочиленко попытались разобраться в одном из эпизодов событий на Исаакиевской площади и неожиданно узнали о картине «Возвращение в Петербург», которую снимали у ЗакСа во время акции протеста.

Фото: Руслан Шамуков
Вчера Законодательное собрание Петербурга сняло с повестки дня вопрос о вынесении вотума недоверия вице-губернатору Валерию Тихонову, который, по мнению ряда депутатов, несёт ответственность за силовой разгон митинга на Исаакиевской площади 5 марта. История отношений петербургских оппозиционеров и городских властей довольно однообразна. Попытки согласования уличных акций часто оказываются безуспешными: выясняется, например, что на предлагаемом месте проведения необходимо срочно провести концерт или отремонтировать теплотрассу. Однако пятого марта на Исаакиевской площади манифестанты вдруг обнаружили непривычное препятствие, не заявленное в официальном уведомлении об отказе: пространство возле Мариинского дворца было отгорожено под киносъёмки. На площадке виднелись несколько дорогих осветительных приборов и броневик наподобие ленинского. Суровые полицейские прилюдно зачитали распоряжение: утверждалось, что «Ленфильм» снимает картину «Возвращение в Петербург». Впрочем, вся история была сильно похожа на фальшивку. Отсутствие какой бы то ни было информации на сайте студии и вообще в интернете; крайне простое название фильма, ещё больше затруднявшее поиск (по запросу «Возвращение в Петербург» в Google можно найти диск авторской песни, радиопередачу и фестиваль классической музыки — прим. «Бумаги»), и, естественно, сам контекст ситуации не вызывали доверия. Корреспонденты «Бумаги» обратились в пресс-службу «Ленфильма». Звонок перенаправлялся в актёрский отдел студии, где нам ничем помочь не могли. В производственном цеху о фильме якобы слышали, но не более: никаких контрактов со студией подписано не было. Примерно то же самое нам сообщила секретарь гендиректора «Ленфильма», которая сама ничего определенного насчет фильма сказать не смогла, но посоветовала звонить начальнику производства. К этому моменту мы были уверены, что проект существует только в полицейском документе. Тем неожиданнее было услышать, что фильм есть, — точнее, есть проект фильма о Марке Шагале, в который вовлечены французские и московские инвесторы. Пятого марта «Ленфильм» проводил тестовые съёмки для того, чтобы представить проект потенциальным продюсерам. Об этом нам рассказал Алексей Родионов, начальник производства «Ленфильма». — Сейчас мы только собираем бюджет, — сообщил нам Алексей. — Заинтересовались москвичи, заинтересовались французы. Большую часть жизни Шагал прожил во Франции. И французов это увлекло. Мы отсняли цифровой материал на Преображенской, на Дворцовой, на Исаакиевской и около Никольского, около Крюкова канала. В общем, создали некий материал с небольшим количеством просто проходящих людей в одежде того времени. И собираемся присовокупить это к нашим разговорам с инвесторами, чтобы показать свои возможности. Вот и всё, что мы хотели. По словам Родионова, полиция не рекомендовала съёмочной группе работать четвёртого марта на Дворцовой и Исаакиевской площадях, сославшись на возможные политические акции, но зато дала добро на съёмки пятого числа. Поэтому в день выборов ленфильмовцы отсняли материал на Преображенской площади, хотя и Дворцовая, и Исаакиевская пустовали. Пятого же марта киношники столкнулись с большими трудностями.
Видео: Алексей Белозёров
— Мы влипли в какую-то историю… идиотскую… связанную вот с этими какими-то выборами, — сетует Алексей. — У меня группа стояла и говорила: нам бы такое оцепление на большой съёмке! Мы просто попали в какие-то большие политические мероприятия… Ну и не сняли всё то, что хотели. Сначала ждали режима (светового — прим. «Бумаги»), а потом получилось так, что в одну сторону, где очень красиво, мы не могли снимать. Знаете, там, где Мойка — не в сторону Театральной, а в сторону Невского, где череда ровных домов. Такая перспектива, а нам не дали милиционеры или как их… полицейские. Говорят: нельзя там, мы не сможем убрать этих людей. Снимали только в одну сторону, либо на Мариинский дворец, либо по Синему мосту на Мойку, а туда нам совсем не хотелось: доходный дом, да и там тоже люди собирались. Вляпались мы, короче говоря. Что будет такой масштаб волнений каких-то и движения масс человеческих, не догадались. Что интересно, предполагаемый фильм о Шагале отчасти посвящён временам политического перелома в России: — Фильм будет называться «Возвращение в Петербург», потому что Шагал сначала приехал, потом уехал отсюда, потом опять вернулся. И уехал уже совсем, когда у него были проблемы с Малевичем. Нам интересно показать момент возвращения. Шагал сначала приехал, по-моему, в десятом году, а потом застал жуткий перелом, когда рушились судьбы и надежды. Нам надо было показать видовые картинки, но не просто туристические фотографии. Сейчас мы с цветом поработали — вышло такое «вирированное» изображение, которое сейчас монтируется. В результате горожане, митингующие против нечестных выборов, и киношники, снимающие про революционную эпоху столетней давности, сошлись в одной точке времени и пространства. Естественно, не выиграли от этого ни те, ни другие. — Получилось, что мы будто бы занимаемся политикой, — сетует Родионов на канал НТВ, показавший небольшой сюжет с Исаакиевской. — Нам — Шагал. А политика — это… Там, на площади, какие-то ребята прыгали с фотоаппаратами, снимали наш броневик. Знаете, как мы влипли с этим броневиком, — вообще смех на палке. Это история из короткометражного кино такого: отчасти комедийного, отчасти печального какого-то — не пойму.
Если вы нашли опечатку, пожалуйста, сообщите нам. Выделите текст с ошибкой и нажмите появившуюся кнопку.
Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить
Все тексты
К сожалению, мы не поддерживаем Internet Explorer. Читайте наши материалы с помощью других браузеров, например, Chrome или Mozilla Firefox Mozilla Firefox или Chrome.