16 февраля 2022

В «Росфото» — выставка Марка Пауэра из Magnum Photos. Посмотрите его снимки нестоличной Британии

В «Росфото» открылась ретроспектива известного фотографа из агентства Magnum Марка Пауэра «Картинки из дома».

Петербуржцам показали его снимки детей и бездомных, депрессивных районов Великобритании, а также известного офшорами острова Гернси. Более 100 работ выставки входят в двенадцать серий, созданных с 1980-х до 2010-х.

«Бумага» осмотрела выставку и пообщалась с кураторами. Читайте, что нужно знать о Пауэре и почему выставку стоит посетить.

Фото: «Росфото»

Место: «Росфото»

Время работы: с 11 февраля до 10 апреля

Вход: 150 рублей

Сайт: rosphoto.org

Что можно увидеть на выставке?

В центре «Росфото» выставили более 100 работ известного британского фотографа Марка Пауэра. Пауэр — признанный мэтр британской фотографии, профессор на факультете искусств и архитектуры Брайтонского университета и корреспондент известного агентства Magnum Photos.

Фотограф работает по всему миру, но для петербургской экспозиции отобрали только сделанные в Великобритании снимки. Так что название выставки — «Картинки из дома» — не случайно, представленные работы так или иначе осмысляют национальную идентичность и культуру Британских островов.

Работы на выставке в «Росфото» входят в двенадцать серий, созданных Пауэром в разные годы. Самый ранний проект — черно-белые портреты детей для рекламной кампании благотворительного «Детского общества», сделанные в разных регионах страны. Пауэр снимал детей и подростков без ретуши и грима, а в 1986 году эти работы стали основой для его первой передвижной выставки.

Продолжают экспозицию черно-белые «За фасадом» и «Прогноз погоды для судоходства», снятые в 1980-е и 1990-е годы. В первом проекте фотограф оттолкнулся от публикации местной газеты, в которой его родной Брайтон назвали самым богатым и благополучным городом Англии. Пауэр поставил этот тезис под сомнение и сделал портреты брайтонских бездомных. Во второй серии автор обратился к традиции прогноза погоды для мореходов — фотографии прибрежных британских городов здесь дополнены строчками из утренних метеорологических сводок, которые регулярно транслируют по радио.

Нет цвета и в фото из серии «Убежище», сделанных в бирмингемской психиатрической больнице Хайкрофт. В проектах 2000-х и 2010-х годов Марк Пауэр обратился уже к цветной фотографии — например, в серии «26 различных окончаний» он показал окраины британской столицы, не попавшие в атлас улиц Лондона, а «Шесть городов в одном» посвящены городу Сток-он-Трент в Стаффордшире, сформированному из шести населенных пунктов в начале XX века.

Фотография из серии «Прогноз погоды для судоходства».
Tyne. Tuesday, 27 July 1993. South 3, veering southwesterly 4 or 5. Occasional rain. Moderate occasionally poor.
Mark Power/ Magnum Photos

Чем интересна экспозиция?

Показ фотографий разных лет делает выставку в «Росфото» действительно ретроспективной — зрители могут увидеть, как менялся с годами почерк фотографа. Дело не только в использовании цвета: изменения в манере его съемки видны уже в черно-белом проекте «Убежище» 1998 года, отметила куратор выставочного проекта Александра Максимова.

Александра Максимова
куратор выставки

— В ранних работах [фотографа] заметно влияние «уличной фотографии». Философия и эстетика этого жанра выросла из журналистской парадигмы «честной фотографии» — стремления отобразить неприукрашенную жизнь. [Затем] Марк Пауэр переходит от «грязной эстетики» к более строгой изобразительной манере. Речь идет о методе Дюссельдорфской школы фотографии. Крупный формат, резкий фокус, четкая прорисовка предметов, бесстрастность взгляда и внимание к пространству — визуальный язык дюссельдорфцев оказывается близок британцу Пауэру. Именно в этом ключе выполнены его самые известные проекты.

По мнению Александры Максимовой, этот подход к фотографии особенно актуален в наше время, так как зрители устали от обилия символов. «Прямая фотография, максимально приближенная к референту, дает человеку возможность увидеть иллюзию реальной вещи на снимке», — добавила она.

Фотография из серии «26 различных окончаний»
Mark Power/ Magnum Photos

В более поздних работах Пауэр экспериментирует и с концепциями проектов — к примеру, «Истории из Блэк-Кантри» 2011–2012 годов показывают постиндустриальную область в центре региона Мидлендс. Население Блэк-Кантри серьезно пострадало от экономического кризиса в конце нулевых, что не помешало процветанию индустрий красоты и моды. Этот парадокс фотограф отразил в снимках яркой и элегантной обуви на фоне серого бетона и потрескавшегося кирпича. Фотографии Пауэр дополнил концептуальным видео с тусклыми городскими пейзажами: закрытой автомойкой, забытым на улице игрушечным медведем, мусорным контейнером у малоэтажного дома. Эти виды озвучивает закадровый голос с местным акцентом, перечисляющий названия косметических средств и красок для татуировок.

Еще дальше автор идет в сериях «Дома для героев» и «Terre à l’Amende». В первом проекте Пауэр представляет себя ветераном Первой мировой войны, создавая атмосферные темные фотографии с помощью ручной выдержки, мощных фонарей, электрической вспышки и генератора дыма. Во втором — заходит на территорию концептуального экспрессионизма, художественного метода, позволяющего рассказать не о самом явлении, а о внутреннем ощущении автора. Пауэр исследовал остров Гернси, известный благодаря развитому туризму и обилию офшорных компаний. Первое, что на острове бросилось ему в глаза, — обилие знаков, сообщающих об охраняемых территориях и обещающих штрафы за вторжение. Фотограф попытался передать возникшее у него ощущение «враждебности места и собственной чужеродности».

Марк Пауэр
фотограф (выдержка из аннотации)

«Пожалуй, этот проект не столько о самом Гернси, сколько о тех решениях, которые мы принимаем, когда делаем фотографии. Если Совет по туризму закажет фотографу или художнику открытку с идиллическим видом какого-то места, то автору обязательно придется выбрать правильный ракурс, погоду и время дня. Делая это, он отбрасывает все другие стороны явления или предмета, которые остаются не увиденными и неизвестными. В проекте для Гернси я работал на противоположном конце этого спектра».

Почему это нужно увидеть?

Выставка «Картинки из дома» является частью еще более масштабного проекта — фестиваля британской фотографии, организованного совместно с Санкт-Петербургским обществом «А-Я», агентством Magnum Photos и Гринвичским университетом в Лондоне.

Проект должен познакомить горожан с творчеством современных британских фотографов и видеохудожников: с 17 февраля на втором этаже Дворового корпуса «Росфото» начнет работу еще одна выставка. Проект сделали коллективным — организаторы собрали порядка 100 работ от признанных мастеров и молодых авторов, фотографии которых зачастую контрастируют друг с другом.

Например, Стивен Барридж показывает типичных жителей островов, Оливер Трулав вовлекает в фешен-фотографию простых жителей Южного Лондона, а Люси Алекс Мак пересказывает историю страны Оз в стиле поп-арта.

Кроме того, у фестиваля будет публичная программа с творческими встречами и онлайн-лекциями. Их проведут преподаватели Гринвичского университета Дэвид Вотерверс и Мария Королькова.

Три факта о выставке

  • Работы Пауэра представлены в Музее Виктории и Альберта, Музее искусства Лос-Анджелеса и других собраниях по всему миру, но в Петербурге их показывают впервые.
  • Аннотации ко многим проектам написаны самим Марком Пауэром. Это небольшие авторские тексты, в которых фотограф объясняет свои задумки и описывает рабочий процесс.
  • Зрителям демонстрируют не только видеоарт Пауэра, но и фрагменты интервью с фотографом. Посмотреть их можно в дальнем зале выставочного центра.

Что еще почитать по теме?

На сайте «Росфото» опубликована справка о биографии Марка Пауэра, а на ютьюб-канале центра можно найти интервью с фотографом. Доступны и другие видео с участием Пауэра: здесь он рассказывает о серии «Истории из Блэк-Кантри», а тут — о своем участии в проекте HOME. Фотографии из этой серии также представлены на петербургской выставке.

Русскоязычные интервью с Пауэром публиковали издания Photographer.ru и Theory&Practice, а на сайте агентства Magnum можно найти персональную страницу автора с его фото. Свои снимки фотограф публикует и в инстаграме.

Что еще почитать:

Если вы нашли опечатку, пожалуйста, сообщите нам. Выделите текст с ошибкой и нажмите появившуюся кнопку.
Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить
Все тексты
Петербургские музеи и выставки
В Приозерске можно погулять по крепости Корела. В XIX веке там держали декабристов, а сейчас в ней музей
Выставка копий. Как в «Севкабеле» появились «работы Бэнкси» и связаны ли они с уличным художником
Вы знали, что в бывшей кирхе в Приморске работает музей? Вот что там можно увидеть
Съездите на Разлив — посмотрите макет  шалаша Ленина и побродите между списанных памятников вождю
Идея на выходные: осмотрите народный музей дачного быта в особняке Прибыткова под Гатчиной
Военное положение
Затоплены, замусорены и сокрыты. В каком состоянии бомбоубежища Петербурга — и почему большинство горожан их не найдет
В Петербурге почти месяц действует военный «режим базовой готовности». Что это такое? И касается ли он горожан?
Россия проводит ядерные учения. Что об этом нужно знать
«Меры безопасности усиливаются». Беглов — о режиме базовой готовности в Петербурге
«Медуза» получила методичку Кремля о том, как «правильно» говорить о военном положении и разных режимах готовности. Что в нее вошло?
Мобилизация
«Или вы едете, или в тюрьму». В Петербурге двое мобилизованных пожаловались на отказ в госпитализации. По их словам, их готовят к отправке в неизвестном направлении
Беглов поздравил мобилизованных с окончанием военной подготовки и отправкой на фронт
Петербуржец побывал на войне, досрочно расторг контракт, а теперь пытается отменить решение о мобилизации, пишет «Фонтанка»
«А где в православии указано, что вы не должны убивать человека?» Как суд отказал в АГС мобилизованному Кириллу Березину
В Петербурге полиция меняет протоколы протестовавших против мобилизации. Так их можно привлечь к ответственности в 2023-м
Визовые ограничения
Президент Финляндии заявил о бессрочном запрете на туристические визы для россиян
Финляндия собирается строить забор на границе с Россией. Каким он будет и сколько займут работы?
Чехия ограничит въезд для российских туристов с 25 октября
На финской границе развернули более 500 россиян после введения запрета на въезд для туристов. До этого отказы были единичными
Helsingin sanomat: финскую границу закроют для российских туристов сегодня ночью
Давление на свободу слова
Бар «Доски» уволил сотрудника после доноса основателя экстремистского «Мужского государства»
Распродажа ЛГБТ-литературы и книги «иноагентов» в обложке. Что происходит в книжных после принятия новых законов
Петербуржца признали виновным в «дискредитации» армии за лозунг «Слава Украине!»
Могут ли меня признать иноагентом? Что добавили к запретам и кто в зоне риска? Ответы
Минюст опубликовал единый реестр «иноагентов»
Свободу Саше Скочиленко
Саше Скочиленко продлили арест до 10 апреля 2023 года
Обвинение Скочиленко опирается на экспертизу, где говорится, что Саша лжет, а военные РФ «гуманны». «Бумага» разобрала документ
«Имея предубеждение — неприязненное чувство…». Саше Скочиленко предъявили обвинение
«Вы совершили тяжкое преступление против государства». Как прошла встреча Саши Скочиленко и омбудсмена Агапитовой — две версии
Саша Скочиленко рассказала про типичный день в СИЗО — с обысками, прогулками в крошечном дворе и ответами на письма
Экономический кризис — 2022
Туристы в Петербурге теперь будут платить курортный сбор. О какой сумме речь и кого это коснется?
На заводе Toyota в Петербурге прошла масштабная проверка. С чем она может быть связана?
«Новая газета. Европа»: у России не хватит денег на войну в Украине
ТАСС: на месте магазинов H&M откроются точки российских брендов
Родственники мобилизованных столкнулись с отказами в предоставлении кредитных каникул, пишет «Коммерсантъ»
К сожалению, мы не поддерживаем Internet Explorer. Читайте наши материалы с помощью других браузеров, например, Chrome или Mozilla Firefox Mozilla Firefox или Chrome.