В Петербурге с сентября работает «подпольная» выставка «Связь времен», в создании которой участвовали родители Юлия Бояршинова — осужденного по делу признанной террористической и запрещенной в России «Сети».
Выставка посвящена политзаключенным, некоторые работы они выполнили сами из подручных средств, находясь в СИЗО и колониях. Также в пространстве проходят поэтические вечера и сеансы арт-терапии с созданием открыток для политзаключенных.
«Бумага» побывала на «Связи времен» и показывает, как устроена выставка.
«Подпольная» выставка открылась в сентябре в частном пространстве. Организаторы уже несколько раз планировали ее закрыть, но люди продолжают приходить. «Мы не думали, что она так долго продержится. В субботу даже намечается вечер поэзии», — рассказал «Бумаге» Николай Бояршинов, отец фигуранта дела «Сети» Юлия Бояршинова.
![](https://paperpaper.ru/wp-content/uploads/2022/10/2022-10-26-20.58.41bok-2177.jpg)
На выставке представлены работы современных политзаключенных, в том числе фигурантов дела «Сети». Часть работ посвящена жертвам Большого террора.
![](https://paperpaper.ru/wp-content/uploads/2022/10/2022-10-26-20.55.07bok-2159.jpg)
В гостиной — основном выставочном пространстве — собраны картины художницы Ad’u. Она рассказывает, что выставочные пространства не решаются брать ее работы. «Говорят: ну вы же понимаете», — делится она.
![](https://paperpaper.ru/wp-content/uploads/2022/10/2022-10-26-20.15.59bok-2105.jpg)
Под потолком висит портрет карельского историка Юрия Дмитриева и карты, посвященные Сандармоху. Дмитриев осужден по делу о насильственных действиях сексуального характера в отношении приемной дочери. Он должен был выйти на свободу в 2020 году, но суд ужесточил ему наказание с 3,5 до 13 лет колонии строгого режима.
![](https://paperpaper.ru/wp-content/uploads/2022/10/2022-10-26-20.55.23bok-2161.jpg)
Есть картины, посвященные Алексею Навальному. Акция с фонариками, прошедшая в городах России 14 февраля 2021 года, изображена в виде фонаря, светящего в небо и подающего сигнал о помощи.
![](https://paperpaper.ru/wp-content/uploads/2022/10/2022-10-26-20.54.57bok-2158.jpg)
На одной из картин изображен сюжет по мотивам акции Павла Крисевича: мужчина на кресте, под ногами которого — горящие папки политических дел. Рядом — рисунки самого Крисевича, которые он делал, сидя в СИЗО, на кусках простыни из подручных материалов и самодельных красок. В октябре Крисевича, который до этого провел год в СИЗО, приговорили к 5 годам колонии.
![](https://paperpaper.ru/wp-content/uploads/2022/10/2022-10-26-20.51.39bok-2138.jpg)
На стенах коридора перед гостиной — портреты осужденных по делу «Сети» и их истории. Рисунки фигурантов тоже представлены. Николай Бояршинов рассказывает, что каждый из осужденных «в той или иной степени начал рисовать».
![](https://paperpaper.ru/wp-content/uploads/2022/10/2022-10-26-19.41.42bok-2074.jpg)
В шкафу в прихожей — рисунки художника цианида злого. С февраля он ежедневно создает по одному изображению о войне и политических репрессиях. На дверцах шкафа и внутри — портреты фигурантов дел о «военных фейках» Саши Скочиленко, Севы Королева, фигуранта дела «канских подростков» Никиты Уварова, сцены с Навальным в камере.
![](https://paperpaper.ru/wp-content/uploads/2022/10/2022-10-26-19.05.37bok-2024.jpg)
В экспозиции есть и антивоенные рисунки. Они написаны желтыми и голубыми красками. Авторка — Ad’u, которую вместе с другими художниками задержали во время митинга в апреле 2022-го, когда она рисовала ОМОН на фоне Исаакиевского собора.
![](https://paperpaper.ru/wp-content/uploads/2022/10/2022-10-26-20.12.36bok-2089.jpg)
В пространстве работает группа по арт-терапии, которую с мая ведет жена Николая Бояршинова Татьяна. Участники группы создают открытки, чтобы бороться с выгоранием, стрессом и страхом. Открытки они потом отправляют политзаключенным.
![](https://paperpaper.ru/wp-content/uploads/2022/10/2022-10-26-19.02.06bok-2007.jpg)
![](https://paperpaper.ru/wp-content/uploads/2022/10/2022-10-26-19.04.04bok-2015.jpg)
![](https://paperpaper.ru/wp-content/uploads/2022/10/2022-10-26-19.11.30bok-2029.jpg)
![](https://paperpaper.ru/wp-content/uploads/2022/10/2022-10-26-19.29.21bok-2046.jpg)
![](https://paperpaper.ru/wp-content/uploads/2022/10/2022-10-26-19.33.34bok-2055.jpg)
![](https://paperpaper.ru/wp-content/uploads/2022/10/2022-10-26-19.44.11bok-2076.jpg)
![](https://paperpaper.ru/wp-content/uploads/2022/10/2022-10-26-20.14.17bok-2097.jpg)
![](https://paperpaper.ru/wp-content/uploads/2022/10/2022-10-26-20.15.16bok-2103.jpg)
![](https://paperpaper.ru/wp-content/uploads/2022/10/2022-10-26-20.18.04bok-2115.jpg)
![](https://paperpaper.ru/wp-content/uploads/2022/10/2022-10-26-20.18.44bok-2118.jpg)
![](https://paperpaper.ru/wp-content/uploads/2022/10/2022-10-26-20.51.05bok-2135.jpg)
![](https://paperpaper.ru/wp-content/uploads/2022/10/2022-10-26-20.51.11bok-2136.jpg)
![](https://paperpaper.ru/wp-content/uploads/2022/10/2022-10-26-20.52.02bok-2140.jpg)
![](https://paperpaper.ru/wp-content/uploads/2022/10/2022-10-26-20.53.10bok-2148.jpg)
![](https://paperpaper.ru/wp-content/uploads/2022/10/2022-10-26-19.02.53bok-2011.jpg)
![](https://paperpaper.ru/wp-content/uploads/2022/10/2022-10-26-20.54.30bok-2155.jpg)
![](https://paperpaper.ru/wp-content/uploads/2022/10/2022-10-26-20.53.35bok-2150.jpg)
![](https://paperpaper.ru/wp-content/uploads/2022/10/2022-10-26-20.56.03bok-2165.jpg)
![](https://paperpaper.ru/wp-content/uploads/2022/10/2022-10-26-21.07.28bok-2184-zhena-nikolaya-boyarshinova.jpg)
Что еще почитать:
- Петербургская арт-жизнь схлопывается и замыкается на отечественном искусстве. Вот 11 выставок, иллюстрирующих тренд.
- «Надписи несут надежду, что не все люди в городе конченые». Как стрит-арт стал главным инструментом антивоенных протестов.