В Петербурге после десятичасовой смены умер курьер «Яндекс.Еды», в соцсетях запустили флешмоб #яндекссмерть. Что об этом известно

В четверг, 18 апреля, стало известно о смерти курьера «Яндекс.Еды» после 10-часовой смены. 21-летний Артык Орозалиев умер на улице. В соцсетях указывали на то, что к смерти Артыка привела переработка, и обсуждали условия труда в сервисах доставки еды. Позднее пользователи запустили флешмоб #яндекссмерть и стали занижать оценки приложению «Яндекса».

«Бумага»
рассказывает, что известно о причинах смерти курьера, как «Яндекс.Еда» намерена бороться с переработками и что сами курьеры говорят об условиях работы на сервис.

На прошлой неделе стало известно о смерти курьера «Яндекс.Еды» после десятичасовой смены

Историю о смерти 21-летнего курьера «Яндекс.Еды» Артыка Орозалиева распространил пользователь твиттера с ником «Доктор Далек», выложивший скриншоты с историей из паблика во «ВКонтакте» «Плохие новости 18+». Информацию в реплаях в скором времени подтвердил официальный аккаунт «Яндекс.Еды».

Из оригинального поста следует, что Артык работал 10 часов без перерыва. После работы курьер перекусил, затем ему стало плохо. Приехавшая скорая констатировала смерть молодого человека.

В пресс-службе «Яндекс.Еды» «Бумаге» подтвердили, что в день смерти Артык отработал 10-часовую смену. Представители сервиса также сообщили «Бумаге», что их партнер, курьерская служба, на которую работал Артык, сейчас находится на связи с близкими молодого человека и помогает в организации финансовой помощи его семье.

Причиной смерти курьера стала сердечная недостаточность. Родственники умершего говорят, что у него не было проблем с сердцем

Экспертиза установила, что причиной смерти Артыка стала сердечная недостаточность. Об этом «Бумаге» сообщили в пресс-службе «Яндекс.Еды», где о результатах экспертизы узнали от своего партнера, курьерской службы, на которую работал Артык.

Старший брат Артыка Тимур Орозалиев называет причиной смерти молодого человека сердечный приступ. При этом Тимур в разговоре с «Фонтанкой» заявил, что у Артыка никогда не было проблем с сердцем.

Тимур Орозалиев, старший брат Артыка Орозалиева:

—У него [Артыка] никогда не было проблем с сердцем. Я советовался со знакомым кардиологом, и он мне сказал, что у абсолютно здорового человека от перенагрузки такое могло произойти.

По словам Орзалиева, Артык проработал в сервисе чуть больше месяца и не жаловался на усталость. При этом молодой человек говорил старшему брату, что график сложный, и его оштрафовали за то, что он не успел доставить вовремя заказ. 

Тимур подтвердил, что представители «Яндекс.Еды» связались с ним, чтобы оказать помощь.

В «Яндекс.Еде» сказали, что рабочий график курьеров формируют курьерские службы-партнеры. Сервис намерен бороться с переработками

В пресс-службе сервиса «Бумаге» рассказали, что курьеры сами выбирают график, количество рабочих часов варьируется от четырех до двенадцати. В незагруженное время работники могут брать перерывы. Штрафы за нарушения устанавливаются курьерскими службами, которые юридически выступают работодателями курьеров. 

В «Яндекс.Еде» намерены более внимательно относиться к нагрузке курьеров, «даже если они сами берут на себя длинные смены и повышенные обязательства». В сервисе пояснили, что в ближайшее время рассмотрят «варианты технологических решений», чтобы контролировать переработки в курьерском приложении и чтобы курьеры не брали много длинных смен.

Пользователи соцсетей запустили флешмоб #яндекссмерть. Они требуют «адекватных» условий труда

В твиттере пользователи ставят хэштеги #яндекссмерть и #яндекседаответь. Они требуют установить для курьеров нормальные условия труда и не заставлять их перерабатывать. 

В AppStore и GooglePlay оставляют негативные пользователи о сервисе из-за случая с курьером

Автор треда, рассказавший о смерти курьера, также предложил понизить рейтинг приложения «Яндекс.Еда» в AppStore и GooglePlay и оставлять негативные отзывы. Многие пользователи после этого действительно стали занижать оценку приложения, обвиняя сервис в смерти курьера и плохих условиях труда.

В твиттере и фейсбуке некоторые пользователи призывают удалить приложение и больше никогда не пользоваться услугами сервиса.

Часть курьеров жалуется на тяжелые условия труда. Другие утверждают, что сервис просит не перерабатывать

Пользователь под ником «Доктор Далек», который рассказал о смерти курьера «Яндекс.Еды», публикует скриншоты переписок с якобы другими сотрудниками сервиса. Они жалуются на регулярные несправедливые штрафы, неудобный график и отсутствие зарплаты. 

Бывший курьер сервиса Андрей Дмитриев рассказал, что у супервайзеров можно попросить передышку между заказами, но они могут отказать. Скриншот с примером переписки курьера с супервайзером был опубликован «Фонтанкой».

Другой курьер, Петр Васильев, рассказал, что еще до инцидента компания изменила отношение к переработкам сотрудников. По его словам, сейчас сложно взять смену дольше шести часов в день.

«Те, кто готов работать помногу, стали брать по несколько смен на дню. Допустим, с 8 до 12, потом с 13 до 19 и так далее. Отдельно добавлю, что супервайзеры настоятельно рекомендуют делать часовой перерыв между сменами», — рассказал Васильев. По его словам, за переработку никто не доплачивает.

Некоторые пользователи соцсетей защищают сервис

В фейсбуке некоторые пользователи пишут о том, что сочувствуют семье курьера, но отмечают, что причиной смерти могла стать не работа. По мнению авторов постов, люди зря ругают «Яндекс.Еду».

Один из экс-курьеров Delivery Club рассказал, что сотрудник сервиса тоже умер в Петербурге во время работы. В компании это не подтверждают

В разговоре с «Фонтанкой» один из курьеров рассказал, что в феврале у Delivery Club во время работы умер курьер на станции метро «Электросила». Но этот случай якобы не стал публичным.

«Бумаге» не удалось найти упоминания об этом случае в СМИ и в сообществах во «ВКонтакте». В пресс-службе Delivery Club «Бумаге» сообщили, что не могут подтвердить эту информацию.

Не могут подтвердить в Delivery Club и информацию о каких-либо иных смертях своих курьеров во время работы. При этом в марте 2019 года в соцсетях и СМИ распространилась информация о том, что доставщика сервиса зарезали недалеко от станции метро «Звездная». 

Инспекция труда проверит информацию о смерти курьера. Внутри службы, на которую работал Артык, тоже проходит проверка

В Государственной инспекции труда «Фонтанке» сообщили, что намерены проверить информацию о смерти Артыка. По данным издания, если ведомство установит, что к смерти курьера привело нарушение трудовых нормативов, это будет классифицироваться как нарушение требований охраны труда (ст. 143 УК РФ). Максимально по этой статье могут наказать лишением свободы до четырех лет.

В пресс-службе «Яндекс.Еды» «Бумаге» сообщили, что внутри курьерской службы, на которую работал Артык, тоже проходит проверка. В сервисе напомнили, что просят всех курьеров связываться с ними в случае неподобающего обращения со стороны супервайзеров. На основе жалоб «Яндекс.Еда» принимает решение, продолжать ли сотрудничество с курьерской службой.

Если вы работали или работаете в «Яндекс.Еде» или других сервисах доставки еды и вам есть что рассказать об условиях труда в сервисе, пишите в личные сообщения нашего сообщества во «ВКонтакте» или на электронные адреса редакторов «Бумаги» Владислава (vlad@paperpaper.media) и Софьи (sonya@paperpaper.media).

Если вы нашли опечатку, пожалуйста, сообщите нам. Выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl + Enter.

НОВОСТИ

все новости

Спасибо!

Теперь редакторы в курсе.