Действительно ли курьеры «Яндекс.Еды» сильно перерабатывают, за что их штрафуют и сколько им платят? Рассказывают сами курьеры

На прошлой неделе стало известно о смерти курьера «Яндекс.Еды», который отработал 10-часовую смену. Пользователи соцсетей обвинили компанию в случившимся и призвали изменить условия труда. Сервис пообещал внимательнее относиться к нагрузке курьеров.

«Бумага» попросила курьеров «Яндекс.Еды» рассказать о том, сталкиваются ли они с переработками, какую зарплату получают и что думают о ситуации с умершим сотрудником.

Артем

Экс-курьер «Яндекс.Еды»

— Смены длятся в основном по 4–8 часов. Зачастую сами курьеры (я в их числе) продлевают смену до 10–12 часов. Но это не чья-то прихоть извне, а собственное желание заработать больше денег. Сам работал две недели без выходных по 8–9 часов в день и на здоровье не жаловался.

Бывает, что супервайзеры в приказном порядке перебрасывают курьеров с локации, которую они сами выбирают, туда, где запара с заказами. В этом случае приходится больше работать. Отнес заказ — побежал в ресторан — отнес заказ — побежал в ресторан. Эта своеобразная переработка не оплачивается.

На рабочий день, пусть даже 12-часовой, дается всего один перерыв в 20 минут. То есть если тебе стало плохо, ты захотел есть, справить нужду, придется это делать один раз за целый день или же сниматься со смены. Тем самым теряя деньги за отработанное время и получая немалый штраф.

«Яндекс» не церемонится с курьерами. Облажался — тебя уволили, опоздал на пару минут на смену — обложат штрафом. Считаю, что [в случае с умершим курьером] виноват и «Яндекс», который позволяет работникам пахать до чертиков, и сам работник, который явно не рассчитал свои силы и возможности.

Анонимный курьер «Яндекс.Еды»

— Смены бывают, как правило, от четырех часов. Но проскакивают и двухчасовые. В последнее время сделали так, что в рабочем приложении не приходят заказы вне установленного графика. То есть переработка случается только тогда, когда заказ падает совсем перед концом смены.

Проезд нам не оплачивают. При устройстве вешали лапшу, что всё окупится. Оплата в Питере — 75 рублей в час и 50 рублей или 75 рублей за заказ. Зависит от процентов опозданий в ресторан или к клиенту. Но говорят, что скоро эту систему упразднят.

Есть штрафы за опоздание и ранний уход (500 рублей за каждый), за прогул (1500 рублей), за неправильно проставленные статусы, например, нажал «прибыл к клиенту», не дойдя полкилометра. Очень много курьеров работает по 12 часов и не жалуются. Один продлевал себе смены до 15 часов, работал без выходных. Насколько я знаю, с ним всё в порядке.

Анонимный курьер «Яндекс.Еды»

— «Яндекс.Еда» поделена на зоны доставки. Каждый курьер может выбрать себе смены от четырех часов. Для меня это был отличный способ подзаработать до Нового года. Тогда я проработал полтора месяца и сейчас планирую вернуться.

В ноябре–декабре я работал по четыре часа после основной работы. Иногда штрафы назначают по ошибке из-за того, что ребята, например, поменялись сменами. Но в таком случае штрафы снимаются. Во время моей работы из-за грейдов (классификация курьеров, от которой зависит оплата — прим. «Бумаги») было небольшое неравенство. Те, кто передвигался на самокатах и велосипедах, получали бонусы за скорость. Тем, кто ходил пешком, обычно приходилось довольствоваться маленькой ставкой.

Зимой многих кидало в далекие районы, и обычно на доставку уходил час. Я работал на велосипеде, и у меня было в среднем по шесть заказов за вечер. Пеших курьеров было жаль. Хотя я слышал, что некоторые и пешком успевали и даже были в топе среди курьеров.

Группы курьеров закреплены за разными юридическими лицами. Это не очень беспокоит, пока тебя не перекидывают от одного к другому. Когда такое происходило, в [одном из курьерских] чатов было очень много недовольных, так как у разных компаний своя система оплаты. У кого-то зарплата приходит в банк, а для этого нужно получить отдельную карту. Мне повезло, меня распределили в компанию, которая перечисляет в том числе на «Сбербанк».

Еще один минус — после моего ухода [в конце 2018 года] время на обед курьеров сократили до минимума: 20 минут в день! Это неправильно, но есть нюанс. Бывает, что заказов днем нет по часу, и курьер просто ждет. По идее можно использовать это время для обеда. Но если таких окон нет, то беда.

Анонимный курьер «Яндекс.Еды»

— Если хочешь заработать [в «Яндекс.Еде»], работай 12 часов. Хочешь получать минимум — работай 6-8 часов. [Супервайзеры] шли мне на уступки: когда я получил травму, подвернув ногу, отпустили со смены. Снимали с меня смены, когда не мог выйти.

Если работать лениво, можно получать 15–20 тысяч в месяц. Если нормально работать — 30–35 тысяч. А если брать смены 12–15 часов, то можно получить и 60–90 тысяч.

Расходы на транспорт не компенсируют. Тут, к сожалению, или иди быстрее или плати сам. В центре ещё можно спокойно ездить на автобусах по проездному, но вот, например, в районе проспекта Просвещения и Парнаса чаще приходится ездить на маршрутках.

Я быстро хожу даже вне работы, так что для меня это приемлемое время (речь идет о времени, за которое нужно доставить заказ. Оно показывается в приложение «Яндекс.Еды» для курьеров. Путь для сотрудников рассчитывают по навигатору — прим. «Бумаги»). Мне кажется, приложение не должно рассчитывать время и путь по навигатору. Должно быть 10–15 минут запаса, чтобы подождать транспорт. Приложение может показать и 40 минут пути, хотя можно пройти и за 5 минут. Это, скажем так, подбрасываение монетки. За восемь месяцев работы мне только семь раз выпадало маленькое время доставки заказа.

Анонимный курьер «Яндекс.Еды»

— С августа я работаю по 15 часов в сутки без выходных. А раньше работал по 16. Супервайзеры говорили со мной о переработках, но я считаю, что это дело каждого. Система штрафов устроена таким образом: курьеры получают штрафы за опоздание на смену, не выход или ранний уход. Также существует штраф за отказ от заказа, за грязную форму и так далее. Лично я не получал никаких штрафов.

Я зарабатываю от 80 до 100 тысяч рублей в месяц. Передвигаюсь на самокате, так что сейчас проездной не требуется. Это работа моей мечты: ты двигаешься целый день, и в результате у тебя, как правило, отличное самочувствие и настроение. Минус в том, что бывает тебя забрасывают в районы, где рестораны долго готовят заказы. Но в районе, где я обычно работаю, это происходит всё реже.

Павел

Экс-курьер «Яндекс.Еды»

— У нас был чат в телеграме, где нам каждое утро кидали новости «Яндекс.Еды» и красивую фотку Питера. В этот чат раз в неделю приходила ссылка на страницу с вариантами смен: четыре, шесть, восемь, десять или двенадцать часов. Выбирать можно было из доступных: например, в понедельник, если много курьеров выбрало шестичасовую смену с 13 до 19, этот промежуток времени становился недоступным для тебя.

Супервайзер мог пару раз в неделю позвонить и предложить выйти поработать. Минимум, который должен быть в неделю, это три смены по четыре часа. Иначе звонит супервайзер и предлагает поработать еще.

Обед длился 30 минут. Вроде как два раза за смену в 12 часов, один раз за шестичасовую. Для четырехчасовой обед тоже положен, но логисты будут ворчать. Чтобы сходить на обед, нужно написать логистам. Они ставят у тебя приложение на паузу при условии, что заказов нет. На экране в это время загорается таймер.

На обед не отпускали в час пик — он как раз в обеденное время. Оправдывали это тем, что всё для клиента, а ты можешь и потерпеть. Хочешь на обед? Лови момент, когда нет заказов и не час пик. Если возмущаешься, мол, мне в туалет надо, кушать хочу, у меня сахар сейчас упадет — «суперы» отвечают, что «никто не запрещает на ходу в перерывах между заказами кушать и ходить в туалет». Плюс ко всему, в термосумке запрещалось носить посторонние предметы. Это значит, что из дома еды ты не возьмешь, покупай беляши.

В месяц я получал около 20-25 тысяч. Брал смены не больше 8 часов и работал 2/2. Иногда клиенты давали на чай — обычно от 10 до 100 рублей, максимум было 500. Это просто божьи дети, поставьте им памятник и голубей отгоняйте.

Были ребята, которые и по 50 тысяч поднимали в доставке, но они работали на великах по 12 часов. Они были сонные, еле-еле говорили, от них неприятно пахло, а сумка и форма все были в грязи с заднего колеса велосипеда. Вот такое чудо вам привозит еду — зато 50 тысяч поднимает.

Проезд оплачиваешь сам. Была ситуация, когда пешком идти 50 минут, а на транспорте ехать — 20. Мне супервайзер говорит, что транспорт не оплатят. Я спрашиваю, в чем смысл и в чем моя выгода: я получаю 100 рублей в час, а вы хотите чтобы я 40 из них потратил на билет до ресторана и еще 40 до клиента. Супервайзер отвечает: «правильно сгенерируйте свой маршрут».

Систему грейдов я не понял и не хотел понимать. Зачем оно мне надо? Я хотел забрать заказ, отдать заказ, получить деньги. Изначально я воспринимал это как некую чушь для возникновения у курьеров азарта и желания быть первыми. Но оказалось, ее приспособили так, что курьеры с первым грейдом первыми получают доступ к расписанию. Соответственно, если ты крутой, самые «вкусные» смены твои.

К супервайзерам отношение было, скорее, хорошее. Они делают так, как их учили. Тупят иногда и отвечают шаблонами, что очень смешно. Но в целом у меня с ними конфликтов не было. Пару раз у меня было ЧП, и я просил отпустить меня раньше, они отпускали.

А вот с заказами полный бардак. За них отвечают логисты. Заказы прилетали с самым разным расстоянием. География такая классная, что можно было начать на площади Восстания, а закончить на «Пионерской». А смена заканчивается ночью, транспорта нет, метро закрыто, я живу на «Парнасе». Можно сказать, что я всю смену просто шел домой из центра города, зарабатывая при этом деньги.

Впечатление от работы по итогу: платят мало, ходить много. Очень уставали ноги, ботинки были насквозь мокрые от пота, колени ныли, огромная сумка бесила на поворотах. Плюсы были в том, что мог курить когда захочу и пересмотрел все видео на ютьюбе, пока ходил.

Пресс-служба «Яндекс.Еды»

— Мы сотрудничаем с курьерскими службами, рабочий график курьеров устанавливают они. Курьеры работают согласно графику, который сами выбирают, количество часов варьируется от 4 до 12 часов. В незагруженное время курьеры могут ставить паузы и брать перерывы. <…>

На стороне партнера, [на которого работал умерший курьер], сейчас проводится внутренняя проверка относительно жалоб со стороны курьеров. Также мы напоминаем, что мы просим всех курьеров связываться с нами и рассказывать обо всех неподобающих случаях с супервайзерами. Исходя из этой информации, мы сможем в дальнейшем принимать решение, продолжать ли сотрудничать с этим партнером-курьерской службой дальше.

Вычеты за нарушения устанавливаются работодателями курьеров — курьерскими службами.

Фото на обложке: instagram.com/yandex_eda

Если вы нашли опечатку, пожалуйста, сообщите нам. Выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl + Enter.

Новости

все новости

Спасибо!

Теперь редакторы в курсе.