31 августа 2021

В Петербурге — мусорная реформа. Что изменится, нужно ли теперь сортировать отходы и правда ли, что их будут сжигать?

Петербург с почти трехлетним опозданием вступает в мусорную реформу. В конце августа власти выбрали регионального оператора — компанию, которая будет отвечать за всё, что происходит с мусором в регионе: от вывоза до утилизации.

Что изменит реформа? Нужно ли самим сортировать мусор и сколько придется платить за его вывоз? Кто стал мусорным оператором в Петербурге и будут ли сжигать отходы? «Бумага» отвечает на главные вопросы.

Что такое мусорная реформа?

Мусорная реформа — это преобразование отрасли обращения с коммунальными отходами. Ее цель — переход к раздельному сбору и переработке мусора. Согласно документам, к 2030 году в России должны отказаться от складирования отходов на полигонах и предотвратить образование новых нелегальных свалок.
Идея реформы возникла еще в 2010-х. После развала СССР потребление в России выросло, а вместе с ним — количество отходов. Согласно докладу Минприроды от 2018 года, число образованных в стране отходов с 2010 по 2017 год увеличилось с 3,7 миллиарда тонн до 6,2 миллиарда тонн в год. Чтобы решить проблему мусора, в 2013-м власти и начали разрабатывать реформу.
В конце 2014 года в законе «Об отходах производства и потребления» появилась иерархия управления отходами. Главным стало максимальное использование исходного сырья и предотвращение образования отходов, а менее приоритетным — утилизация и обезвреживание.
Кроме того, в законе появились следующие понятия:
региональный оператор — компания, которая отвечает за все процессы, связанные с мусором в регионе, и регулирует их;
территориальная схема — главный документ реформы, в котором описано всё, что происходит с отходами в регионе;
расширенная ответственность производителя (РОП) — обязательство для производителей и импортеров утилизировать продукцию: бизнес должен утилизировать товары по нормативу или может платить экологический сбор.
Реформа должна была начаться в 2017 году, но из-за неготовности необходимых документов ее сместили на два года. Позднее три субъекта России — Москва, Петербург и Севастополь — получили право отсрочки еще на три года. В 2018-м в России создали комплексные программы по экологии, крайний срок реализации которых (с учетом всех отсрочек) — 2030 год.
В 2019 году в России начали реализовывать нацпроект «Экология», с которым связан активный этап мусорной реформы. В проекте сформированы цели по ряду параметров: например, снижение доли направленных на захоронение отходов с 99 до 24 %, ликвидация незаконных свалок и создание комплексной системы обращения с отходами.

Что изменится?

Как всё работает сейчас: управляющие домом компании сами ищут и заключают контракты с перевозчиками, которые должны вывозить мусор на официальный полигон. Однако были случаи, когда транспортные компании выбрасывали отходы на нелегальной территории, например в лесу. Реформа в том числе должна решить проблему незаконных свалок на территории города и Ленобласти.
Как всё должно работать после реформы: за работу с мусором отвечает региональный оператор. Он заключает контракты с УК, перевозчиками, полигонами и перерабатывающими предприятиями. В его ведении — весь цикл работы с отходами: вывоз, сортировка, утилизация, обезвреживание и захоронение.
К тому же с началом мусорной реформы ответственность за работу с отходами перешла с муниципального уровня на региональный — теперь ответственное ведомство назначает губернатор. А оно, в свою очередь, отвечает за выбор регионального оператора, разработку территориальной схемы обращения с отходами и установку тарифов.
Реформа также предполагает раздельный сбор отходов по трем фракциям:
сухие отходы, то есть подлежащие утилизации: бумага, картон, пластик, полиэтилен, металл, стекло, не загрязненные отходами и подлежащие к упаковке;
опасные — легковоспламеняющиеся, токсичные, ядовитые: батарейки, ртутные лампы, остатки бытовой химии;
прочие — виды ТКО, не подлежащие переработке.
Чтобы предотвратить образование новых нелегальных свалок, все эти фракции должны транспортироваться разными машинами, маршрут движения которых отслеживают через систему ГЛОНАСС. При погрузке и разгрузке теперь необходимо взвешивать отходы (чтобы привезти на полигон столько же).

Мне нужно будет сортировать мусор?

Разговоры об обязательной сортировке мусора то и дело ведутся, но точные даты ее внедрения пока не озвучиваются.
Например, недавно заместитель гендиректора «Российского экологического оператора» Алексей Маркушин заявил, что в стране введут подобную меру, но когда — неизвестно. Даже со вступлением Петербурга в реформу сортировка мусора всё еще остается личной инициативой.
При этом активисты считают, что реформа не стимулирует жителей к тому, чтобы они разделяли мусор. Этот процесс должен организовать региональный оператор, которому, как рассказала «Бумаге» глава ассоциации «Раздельный сбор» Анна Гаркуша, это невыгодно. По ее мнению, проблема в низкой стоимости вторсырья и высоких затратах на работу с ним.

А что с оплатой вывоза мусора?

Теперь петербуржцы будут платить не за вывоз мусора, а за весь цикл обращения с отходами. Однако городские власти пока не установили новые тарифы. Практика других регионов показывает, что цены могут вырасти на сумму до 50 % от существующего тарифа.

Кто отвечает за обращение с отходами в Петербурге?

20 августа 2021-го Смольный по итогам конкурса, в котором участвовала только одна компания, выбрал регионального оператора. Им стало АО «Невский экологический оператор» («НЭО»). Компания была создана по инициативе губернатора Ленобласти Александра Дрозденко, который летом 2020 года пожаловался президенту России Владимиру Путину на бездействие петербургских властей.
В сентябре 2020 года президент, а затем глава Минприроды Дмитрий Кобылкин одобрили создание единого оператора для обоих регионов. Кроме Ленобласти учредителями новой компании стали правительство Петербурга, ООО «Интер РАО — Центр управления закупками» и ООО «ВТБ — инфраструктурный холдинг». У регионов по 25 % акций плюс еще одна, остальное — в равных частях у бизнеса. Каждая из сторон внесла в уставной капитал компании по 25 миллионов рублей.
Сейчас «НЭО» ждет подписания контракта с городом о работе региональным оператором. Точная дата неизвестна, но в компании надеются, что это произойдет в ближайшее время. После подписания у «НЭО» будет около четырех месяцев, чтобы до 2022 года выстроить новую систему обращения с отходами.

Какие планы у нашего регионального оператора?

После подписания основного контракта с Петербургом у оператора будет всего четыре месяца, чтобы выстроить новую систему обращения с отходами в городе.
Первым делом «НЭО» заключит контракты с подрядчиками на вывоз из города твердых коммунальных отходов, рассказали «Бумаге» в пресс-службе организации. Помимо этого, компания заключит контракты, которые позволят размещать и обрабатывать отходы на площадках, определенных территориальной схемой.
«НЭО» также планирует скорректировать данные территориальной схемы по количеству и морфологии отходов: как пояснили «Бумаге» в пресс-службе компании, нынешняя терсхема не учитывает всех изменений последних лет. Например, в пандемию из-за интернет-торговли выросла доля упаковочных материалов в баках. Кроме того, многие товарищества собственников жилья и управляющие компании, по словам представителей компании, самостоятельно вводят раздельный сбор отходов, чтобы уменьшить платежи, — соответственно, уменьшается количество отходов, которые можно использовать для переработки в общем объеме мусора.
В пресс-службе «НЭО» отмечают, что в отрасли до сих пор нет единой системы сбора информации об отходах. Эти данные как раз и должны появиться в ходе работ по глубокой сортировке.

А это правда, что вместо переработки мусор будут сжигать?

Как и на многие вопросы в сфере обращения с отходами, на этот нельзя ответить однозначно.
В декабре 2019 года Владимир Путин подписал закон, который, по сути, приравнивает мусоросжигание к переработке твердо-коммунальных отходов. Подписание закона сопровождалось информационной кампанией в государственных медиа, во время которой проговаривалось, что закон запрещает сжигание необработанных отходов. На деле же закон предлагает считать сжигание мусора, из которого извлечены полезные компоненты, «энергетической утилизацией». При этом в проекте не прописаны характеристики того, какие компоненты считать «полезными» и сколько их должно быть извлечено.
Судя по ответу пресс-службы «НЭО» «Бумаге», компания сжигать мусор не планирует. Рассматриваемая ею схема обращения с отходами предполагает поступление мусора на перерабатывающие комплексы, где будет осуществляться их глубокая сортировка. То есть сначала из общей массы будут выделять отходы, пригодные для вторичной переработки, а также отделять и обезвреживать органические отходы и получать инертную массу, похожую на землю. При определенной доработке из этой массы можно будет получить технологический грунт, пригодный для отсыпки и рекультивации полигонов или карьеров. По предварительным расчетам регоператора, это уже позволит сократить общую массу отходов минимум вдвое. Из оставшихся 50 % предполагается выделение высококалорийной фракции (ветошь, мокрая бумага, загрязненный ПЭТ, композитные пластики), которая будет перерабатываться в RDF-топливо — твердое топливо в виде крупных гранул.
При этом Анна Гаркуша из «Раздельного сбора» уверена, что сжигание отходов в регионе будет развиваться. По ее словам, в Ленобласти переполнены почти все полигоны, правительство не предпринимает никаких действий для снижения количества отходов, а чтобы наладить работающую систему раздельного сбора, нужны годы. Гаркуша отмечает, что пока вся нормативно-правовая база и государственная политика ведут к тому, что регоператоры ищут способ что-то сделать с отходами без их захоронения. Единственный доступный сейчас способ — сжигание.
Аргумент в поддержку развития мусоросжигания — то, что дочерняя компания «Ростеха» «РТ-Инвест» лоббирует строительство 25 мусоросжигающих электростанций (МТЭС) в России, три из которых хотят разместить на территории Петербурга и Ленобласти. Однако конкретных планов по их строительству пока нет. Кроме того, участники энергетического рынка воспротивились применению механизма ДПМ (договоров поставки мощности) для предполагаемых заводов, потом пригрозили штрафом за срыв сроков строительства МТЭС и попросили доказать влияние пандемии на задержку работ, а недавно усомнились в возобновляемости отходов как источника энергии.
Экологи отмечают, что при сжигании мусора образуются диоксины, которые могут отравлять организмы людей и животных, а также воздух, почву и растения в радиусе 24 километров от такого завода. Как пишет ВОЗ, высокое содержание диоксинов может влиять на репродуктивное здоровье, иммунитет и гормональный фон человека. При этом санитарно-защитная зона, прописанная законодательством, равна одному километру. Подразумевается, что на мусоросжигательных заводах будет работать трехступенчатая система очистки, но, как обращает внимание исполнительный директор международной экологической организации «Беллона» Артем Алексеев, обслуживание фильтров — очень дорогой процесс и не факт, что фильтры будут работать корректно.

Какие «мусорные» объекты появятся в Петербурге?

Чтобы полностью организовать новую систему обращения с отходами в течение нескольких лет и начать выполнять цели, заданные реформой, региональному оператору необходимо построить несколько комплексов по переработке отходов (КПО). Это места, где отходы будут проходить вышеописанный цикл обработки, а всё неперерабатываемое — складироваться.
Введенных в эксплуатацию КПО в России пока не очень много. Один из примеров — комплекс «Храброво» в Можайске (Московская область), построенный в декабре 2020 года на месте одноименной свалки. Судя по сообщениям местных активистов, запах с этой свалки до сих пор сохраняется. Хотя власти обещали, что КПО избавит территорию от птиц и зловония.
В пресс-службе «НЭО» «Бумаге», рассказали, что в Петербурге мало участков, пригодных для размещения объектов мусороперерабатывающей инфраструктуры. На сегодняшний день, по словам представителей компании, точно можно говорить только о модернизации территории завода по механизированной переработке бытовых отходов (МПБО) на Волхонском шоссе, который передали «НЭО» в аренду.
На данный момент город и «НЭО» обсуждают возможность выделения пяти участков, где разместятся комплексы переработки: двух — на территории Петербурга и трех — на территории Ленинградской области. Подбор мест ведется на севере и на юге города, чтобы разделить транспортные потоки. Сейчас «НЭО» проводит изыскательские работы, чтобы оценить предложенные варианты.
При этом в марте 2021 года вице-премьер РФ Виктория Абрамченко во время совещания в администрации Ленобласти заявила, что в регионе уже принято решение по трем площадкам. Назвать эти площадки Абрамченко отказалась, но добавила, что их сформируют по мере подготовки документов и прохождения экспертизы и не будут строить одновременно.
Среди вероятных мест постройки в Ленинградской области ранее назывались участки недалеко от поселка Первомайское в Выборгском районе, рядом с деревней Шаглино в Гатчинском районе, неподалеку от деревни Кути в Волховском районе, недалеко от поселка Рахья во Всеволожском районе, вблизи поселка Мга в Кировском районе, а также в Приозерском районе, севернее поселка Тракторное.

Что изменилось в регионах, которые уже вступили в мусорную реформу?

В сентябре 2020 года Счетная палата опубликовала доклад о ходе мусорной реформы в городах России. Авторы работы и приглашенные эксперты считают, что федеральный проект «Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами» не справляется с целью создания высокотехнологичной инфраструктуры обработки и утилизации отходов.
В федеральном проекте, как указывают авторы доклада, не предусмотрены меры, направленные на сокращение и предотвращение увеличения объемов отходов: нет стимулирования использования многоразовой тары, нет мероприятий по введению раздельного сбора, установленные целевые показатели недостаточно связаны друг с другом, а их значения не согласованы с регионами.
Кроме того, авторы доклада отмечают, что в ряде регионов, где нет минимальной инфраструктуры по обращению с твердыми коммунальными отходами, новые инвестиционные проекты приводят к росту цен тарифной нагрузки на 50 %, так как часто это единственный источник инвестиций. Как результат: снижается сбор денег за работу с ТКО — с 2019 по 2020 года показатель опустился с 79 до 76 %.
По состоянию на 1 июля 2020 года отмечается, что 22 региональных оператора могут прекратить оказывать свои услуги. Проблема обостряется тем, что вкладываться в инфраструктуру никто не хочет.
Как показал аудит, в России спустя год после начала мусорной реформы по-прежнему перерабатывается не более 7 % отходов. Остальное до сих пор отправляется на полигоны и свалки, которые «зачастую не отвечают требованиям природоохранного законодательства и отравляют воздух, воду, почву».
В самом начале реформы многие регионы столкнулись с мусорным коллапсом, когда в течение первого месяца мусор вывозили с перебоями и на контейнерных площадках образовывались горы отходов. Такой коллапс коснулся Крыма, Красноярска, Новосибирска, Московской области, Челябинска и других субъектов.
Ввести работающую систему раздельного сбора удалось в Самаре, Нижнем Новгороде и Севастополе. В Москве, по официальным данным, властям не удалось выполнить план по переработке — 10 % собранных отходов вместо 16 %. При этом эксперты считают, что реальные значения ниже, и называют введение раздельного сбора в столице провалом.

Почти все полигоны Ленобласти переполнены. Так, одна из крупнейших областных свалок под Гатчиной «Новый свет» исчерпает свои ресурсы в 2022 году. Ко всему прочему, завод МБПО-2 в Янине и на Волхонском шоссе с 1 января 2021 года приостановил прием отходов на неопределенный срок. Кроме того, Северо-Западное управление Росприроднадзора через суд пытается закрыть один из крупнейших полигонов, куда везут петербургский мусор «Северную Самарку».

Если вы нашли опечатку, пожалуйста, сообщите нам. Выделите текст с ошибкой и нажмите появившуюся кнопку.
Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить
Все тексты
К сожалению, мы не поддерживаем Internet Explorer. Читайте наши материалы с помощью других браузеров, например, Chrome или Mozilla Firefox Mozilla Firefox или Chrome.