В Петербурге скончался 54-летний художник и музыкант Гавриил Лубнин. В 2000-е он прославился в интернете своими минималистичными рисунками с ироничными стихотворными подписями. По предварительной информации, Лубнин покончил с собой, вероятно, из-за депрессии.
«Бумага» показывает работы художника и рассказывает, почему Гавриил Лубнин — важная часть неофициальной культуры Петербурга.
Мы обновили этот материал 17 октября в 12:00 — добавлен комментарий друга Гавриила Лубнина и художника Дмитрия Провоторова.
Гавриил Лубнин родился 14 апреля 1969 года. Как художник он сотрудничал с группой «АукцЫон», а как автор и поэт — с группами «Чирвонцы» и «Н. О. М.». Также Лубнин выпустил восемь книг и три собственных музыкальных альбома: «Вода», «Пьянство бритва» и «Бадяга Spongilla».
В 2017 году прошел двухдневный концерт-трибьют Гавриле Лубнину — на сцене «Эрарты» исполнили его песни около сорока артистов. Сам Лубнин не писал новых композиций более десяти лет.
Однако прославился Гавриил Лубнин благодаря минималистичным рисункам на крафтовой бумаге с абсурдными двустишиями в социальных сетях.
«Рисунки из графических циклов Лубнина утоляют жажду сегодняшнего человека по городскому фольклору, бытующему ныне лишь в интернете — стихи цитируются, а узнаваемый стиль и серийность сделали их современным эквивалентом лубочных гравюр», — описывает стиль художника петербургский «Музей современного искусства Эрарта».
Работы Лубнина выставлялись более чем на двух десятках выставок в России, они хранятся в музее «Эрарта», в доме-музее Чуковского в Переделкине и частных коллекциях в США, Франции, Германии и других странах.
Близкий друг Гавриила, художник Дмитрий Провоторов рассказал «Бумаге», что Лубнин «не получил высшего художественного образования, потому что по окончании 190-й художественной школы ему за хулиганство дали такую характеристику, с которой в „Муху“ поступить было практически невозможно».
— Не поступив, он ушел в армию. После армии стал работать как художник самостоятельно. Возможно, это было к лучшему — никто не загонял его в рамки учебной программы, его уникальная манера развивалась без давления преподов, — считает Провоторов. — Работы его не похожи ни на чьи. А вот работ похожих (или желающих быть похожими) на него очень много. Например в 2014 году в Русском музее проходила выставка «Актуальный рисунок», где несколько авторов показали свои работы, очень похожие на Лубнина — условно «простые картинки с остроумными подписями внутри самой картинки». Лубнин делал такие вещи еще 25 лет назад, они и принесли ему первую широкую известность. При этом Гавриила участвовать в этой выставке никто не пригласил.
По словам режиссера театра и кино Алексея Злобина, Гавриил Лубнин «помогал ему в постановках как художник, делал своими руками оформление сцены». Его песня звучит в первом фильме Алексея, а птичка, нарисованная Гаврилой Лубниным, стала эмблемой «Артгнезда» — творческого союза Алексея Злобина и Ирины Евдокимовой.
— Есть такие встречи, они открывают для тебя безграничность, безмерность таланта, потому что ты как-то понимаешь свои способности, крутишься в культурной среде, но очень редко тебя что-то по-настоящему удивляет. Гаврик был для меня бесконечным удивлением, — говорит «Бумаге» режиссер Алексей Злобин. — В нем было яркое, искреннее скоморошье начало человека, ходящего по грани. Это чисто в национальном характере — когда видно, что человек какую-то бездну борет, на краю, на разрыв существует, несмотря на задор, ироничность его песен и его рисунков.
О гибели 54-летнего Гавриила Лубнина 15 октября в соцсетях написали его коллеги. По данным «78 канала», петербуржца нашли в квартире дома на Гагаринской улице с ножом в сердце. «Фонтанка» отмечает, что его смерть «не носит криминальных характер» — про вероятное самоубийство также пишут в соцсетях знакомые Гаврилы Лубнина и поклонники его творчества.
Последние несколько лет художник лечился от серьезной клинической депрессии, а незадолго до смерти выписался из стационара, сообщает пресс-служба арт-центра «Гаркундель». Друзья и коллеги Лубнина отказались комментировать «Бумаге» обстоятельства его гибели.
— Он в среде Петербурга был выдающейся и яркой фигурой. Но совершенно особой, не в ряду — самородок, одиночка, — считает Алексей Злобин. — В последние годы его мало где можно было встретить, он даже на собственные выставки не приходил… ему нелегко было нести свое призвание. Но Гаврик определенно рифмуется с Петербургом, с его интонацией. И без него музыка, мелодия Питера определенно не полна, хромает, как из спектра радуги вырвать один какой-нибудь цвет.
— При всей его огромной популярности как среди простого зрителя, так и среди художников, для музейно-галейного мейнстрима Лубнина как будто не существовало, — добавляет художник Дмитрий Провоторов. — Феномен Лубнина в том, что он был одновременно популярным и незамеченным арт-критикой художником. Хотя сейчас, после смерти, его наверняка раскрутят, будут показывать в музеях и впишут в официальный ряд классиков.
Как пережить сложные времена? Вместе 💪
Поддержите нашу работу — а мы поможем искать решения там, где кажется, что их нет
поддержать «Бумагу»Что еще почитать:
- «Это та дверь, которая еще открыта». Как петербургские деятели культуры объединились вокруг музейного радио и чем оно помогает в трудные времена
- Рисунки кровью и вышитый скелет. Это работы, которыми Павел Крисевич собирает деньги на благотворительность прямиком из СИЗО