29 июля 2019

У Финского залива хотят построить портовый комплекс — ради него вырубили 260 га леса. Почему против проекта выступают зоозащитники и что говорят власти

На берегу Финского залива в районе Приморска к 2022 году планируют построить портовый комплекс, в котором будут работать с углем и минеральными удобрениями. Ради его создания вырубили около 260 гектаров леса. Местные жители выступают против строительства порта и говорят, что «не хотят дышать угольной пылью», а биологи опасаются, что он повредит растениям и кольчатым нерпам.

«Бумага» рассказывает, кто владеет новым погрузочным комплексом, как с ним пытаются бороться жители Ленобласти и что о проекте говорят власти, экологи и экономисты.

К 2022 году у Финского залива хотят построить портовый комплекс за 90 млрд рублей

В феврале 2019 года на инвестиционном форуме в Сочи губернатор Ленобласти Александр Дрозденко и предприниматель Рамис Дебердеев подписали соглашение о строительстве универсального многопрофильного глубоководного портового комплекса «Приморский УПК» стоимостью около 90 млрд рублей.

Грузовые терминалы разместят на площади 760 гектаров, общий грузооборот составит до 70 млн тонн, 25 из них придется на уголь. Для сравнения, в «Восточном Порту» в Находке, жители которого уже несколько лет жалуются на угольную пыль, грузооборот угля за 2018 год составил 24,2 млн тонн.

Фото: «Агентство Бизнес Новостей»

Как сообщает администрация Ленобласти, строительство порта позволит создать до 3 тысяч рабочих мест. Владельцы УПК также планируют построить ЖК для сотрудников, который вместит до 6 тысяч жителей, пишут СМИ. Однако в пояснительной записке на сайте проекта сообщается, что строительство жилья и социальной инфраструктуры не предусмотрено.

Ради строительства комплекса вырубили около 260 гектаров леса. Экологи опасаются за природу у залива

Для строительства терминалов у Приморска еще до начала общественных слушаний вырубили около 260 гектаров леса. Всего планируется вырубка около 350 гектаров.

По словам председателя комитета по природным ресурсам Ленобласти Павла Немчинова, до вырубки была проведена экспертиза освоения лесов, в которой принимали участие сотрудники «Ленобллеса» и независимые экологи. Немчинов пообещал, что «Приморский УПК» восстановит лесной массив такой же площади на другой территории, но не уточнил сроки и место реализации проекта.

На сайте погрузочного комплекса сообщается, что он «предусматривает минимальное воздействие на экологию за счет применения самых чистых современных технологий, с постоянным последующим мониторингом экологической обстановки». При этом в пояснительной записке сказано, что во время работы предприятия будут нарушаться условия роста деревьев, а животных может беспокоить шум. «Приморский УПК», согласно опубликованной документации, обещает в будущем рассчитать объем компенсаций за ущерб животному и растительному миру.

Экологи опасаются, что строительство погрузочного комплекса повлияет на популяцию балтийской кольчатой нерпы. По словам биолога Анны Лосевой, в 4 километрах от будущего терминала расположена охраняемая природная зона «Березовые острова», где нерпы выращивают потомство. На угрозу также обратили внимание сотрудники петербургского «Фонда друзей балтийской нерпы», назвав строительство терминалов «нехорошими новостями для Финского залива и его обитателей».

При этом адвокат международной коллегии адвокатов Евгений Баклагин считает, что оценка воздействия УПК на окружающую среду выполнена с нарушениями и опасна для экологии. По его словам, документация по терминалам в Приморске представляет собой компиляцию из различных источников, в которых приводятся аналогичные исследования по порту в Усть-Луге.

Представители комплекса в Приморске говорят, что будут использовать закрытый тип транспортировки грузов, за счет чего уменьшат выброс вредных веществ в воздух. Однако, по словам Артема Тремболева, руководителя общественной организации «Надежда», которая защищает права человека в Находке, уголь становится пожароопасным, если находится в закрытом помещении. По словам активиста, практически во всем мире используют систему транспортировки частично-закрытого типа, когда уголь хранится на улице. Однако в Усть-Луге и на Дальнем востоке существуют подобные терминалы.

Местные жители выступают против комплекса. Петицию с просьбой остановить строительство подписали 7 тысяч человек

Жители Ленобласти создали группу против строительства комплекса, на нее подписалось уже более 1,5 тысячи человек. Петицию на имя президента Владимира Путина с просьбой остановить возведение терминалов подписали около 7,5 тысячи человек.

Из текста петиции:

«Фактически Ермиловское побережье превратится в промзону, экологии побережья и акватории Финского залива будет нанесен непоправимый ущерб, территория произрастания нескольких краснокнижных растений будет уничтожена, местные жители потеряют ближайшие рекреационные зоны, а главное — нашему здоровью будет нанесен серьезный вред. Мы не хотим дышать угольной пылью, не хотим, чтобы наши дети болели легочными, онкологическими и другими заболеваниями, которые вызывает близкое соседство с угольным портом!»

Большинство местных жителей, побывавших на общественных слушаниях, также выступили против строительства комплекса, однако один из них сообщил, что хотел бы работать в порту.

Погрузочный комплекс должен составить конкуренцию терминалам в Прибалтике. Эксперты называют проект спорным

«Приморский УПК» решили построить в Выборгском районе Ленобласти для «переориентации российских внешнеторговых грузов из морских портов Прибалтики в морские порты России», пишет «РИА Новости». При этом эксперты отмечают, что создание порта может быть «экономически нецелесообразным».

Как рассказал генеральный директор агентства «Infoline-Аналитика» Михаил Бурмистров, строительство терминала может быть неэффективным из-за планов Евросоюза по отказу от угля. При этом, по словам эксперта, терминалы для работы с минеральными удобрениями и зерном могут быть интересны инвесторам, «однако запланированная инфраструктура комплекса для них избыточна».

Генеральный директор агентства Infranews Алексей Безбородов сообщает, что сейчас на Северо-Западе простаивает около 50 % мощностей по перевалке универсальных грузов, а строительство новых комплексов будет востребовано только через 15–20 лет.

В материалах «Программы развития транспортной системы Санкт-Петербурга и Ленинградской области на период до 2020 года» признается проблема простоя грузовых комплексов. В тексте сообщается, что «ухудшение экономической ситуации и введение санкций привело к недозагруженности мощностей портовых терминалов». На начало 2016 года профицит портовых мощностей составил 67,5 млн тонн.

При этом губернатор Ленобласти Александр Дрозденко называет новый комплекс «весомым проектом». По его словам, он «даст возможности как для развития припортовых территорий, так и для переориентации российских экспортных грузов из иностранных портов Прибалтийского региона».

«Приморский УПК» принадлежит пятерым бизнесменам. Среди них совладелец порта в Усть-Луге и петербургский миллиардер

ООО «Приморский УПК» зарегистрировано в 2015 году. Основными долями компании владеют бизнесмены Рамис Дебердеев и Илья Трабера.

Бизнесмен Рамис Дебердеев был заместителем территориального управления Росимущества Ленобласти, совладелец порта в Усть-Луге. СМИ называют его другом губернатора Ленобласти Александра Дрозденко.

Петербургский миллиардер Илья Трабер, отставной офицер-подводник, занимался продажей антиквариата. Дмитрий Песков подтверждал знакомство Трабера с Путиным. По его словам, они «в свое время работали в Санкт-Петербурге над проектом по строительству нефтеналивного терминала, в связи с чем неоднократно официально обращались к руководству мэрии Санкт-Петербурга». Испанская полиция связывала Трабера с тамбовско-малышевской ОПГ.

Если вы нашли опечатку, пожалуйста, сообщите нам. Выделите текст с ошибкой и нажмите появившуюся кнопку.
Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить
Все тексты
Как меняется Петербург
«Туда приезжают со всего города». Как петербуржцы отдыхали на пляже Васильевского острова, который может исчезнуть из-за намыва
Здание Конюшенного ведомства сдадут в аренду по программе «Памятник за рубль»
«Спальник и человейник». Что нужно знать о новом намыве Васильевского острова и почему его критикуют
Как сейчас выглядит ДК имени Кирова. Там создают новое общественное пространство — показываем реновацию
Петербуржцы сообщили о начале сноса торговых бань Екимовой. О годе постройки здания спорят в суде
Свободу Саше Скочиленко
Сашу Скочиленко оставили в СИЗО, несмотря на заболевания и петицию с 135 тысячами подписей. Главное про апелляцию
«Наши солдаты не допустили бы бомбардировки мирных гражданских объектов». Допрос пенсионерки, которая написала донос на Сашу Скочиленко
Сашу Скочиленко, арестованную по делу о «фейках» про ВС РФ, перевели в новую камеру и обеспечили безглютеновым питанием
Что известно о травле Саши Скочиленко в СИЗО. Ее девушка узнала о запрете открывать холодильник и требованиях ежедневно стирать одежду
«У меня уже отняли семью. Что мне теперь терять?». Девушка Саши Скочиленко — о жизни после ее задержания и проблемах с передачами
Военные действия России в Украине
Что известно о «новом Мариуполе» в Донбассе и как в МИД РФ отзываются об итальянском плане по урегулированию конфликта. Главное к 26 мая
Петербург поможет с восстановлением Мариуполя. Эксперты сомневаются, что для этого у города есть опыт и ресурсы
Что произошло в Украине 25 мая? Риск затяжных городских боев и подготовка к выдаче русских паспортов в Запорожской области
В Госдуме предложили уточнить уголовную статью о госизмене. К ней могут приравнять переход на сторону противника при военных действиях
«Пусть в такое непростое время будут только мир и любовь». В саду Фонтанного дома петербуржцы обмениваются письмами, поддерживая друг друга
Экономический кризис — 2022
СМИ сообщили, что McDonald’s в России назовут Mc. В компании это отрицают
Почему в магазинах снова есть импортные прокладки, сахар и гречка, хотя все говорили о дефиците?
Cropp теперь CR, а Reserved — RE. Как выглядят петербургские магазины одежды после «санкционного» ребрендинга
Доллар упал ниже 60 рублей, но курсы в банках отличаются от биржевого. Что нужно знать?
Власти Петербурга заявили, что городской бюджет по доходам исполнен почти на 50 %. Что это значит?
Давление на свободу слова
«Оперативники стремились показать, что очень много обо мне знают». Фигурант дела «Весны» рассказал, как его задерживали и допрашивали
В Госдуме предложили уточнить уголовную статью о госизмене. К ней могут приравнять переход на сторону противника при военных действиях
Петербургских школьников сняли с занятий ради просмотра «Союза спасения», пишут СМИ. В районе говорят, что кинопоказы были во внеурочное время
Журналистка Мария Пономаренко дала интервью проекту «Север. Реалии». Она рассказала о своем деле, суде и пребывании в СИЗО
Четыре дела о реабилитации нацизма прекращены в Петербурге. У них истек срок давности
Хорошие новости
Памятник конке на Васильевском острове превратили в арт-кафе. Показываем фото
В Петербурге запустили портал с информацией обо всех водных маршрутах 🚢
На Васильевском острове откроется кафе «Добродомик». Там будет работать «кабинет решения проблем»
В DiDi Gallery откроют выставку Саши Браулова «Архитектура уходящего». Зрителям покажут его вышивки с авангардной архитектурой
В Петербурге в 2022 году обустроят более девяти километров велодорожек
Подкасты «Бумаги»
Откуда берутся страхи и как перестать бояться неопределенности? Психотерапевтический выпуск
Как работают дата-центры: придумываем надежный и экологичный механизм обработки данных
Идеальная система рекомендаций: придумываем алгоритмы, которые помогут нам жить без конфликтов и ненужной рекламы
Придумываем профессии будущего: от облачного блогера до экскурсовода по космосу
Цифровое равенство: придумываем международный язык, развиваем медиаграмотность и делаем интернет бесплатным
Деятели искусства рекомендуют
«Верните мне мой 2007-й». Актер театра Fulcro Никита Гольдман-Кох — о любимых спектаклях в БДТ
К сожалению, мы не поддерживаем Internet Explorer. Читайте наши материалы с помощью других браузеров, например, Mozilla Firefox или Chrome.