У Финского залива хотят построить портовый комплекс — ради него вырубили 260 га леса. Почему против проекта выступают зоозащитники и что говорят власти

На берегу Финского залива в районе Приморска к 2022 году планируют построить портовый комплекс, в котором будут работать с углем и минеральными удобрениями. Ради его создания вырубили около 260 гектаров леса. Местные жители выступают против строительства порта и говорят, что «не хотят дышать угольной пылью», а биологи опасаются, что он повредит растениям и кольчатым нерпам.

«Бумага» рассказывает, кто владеет новым погрузочным комплексом, как с ним пытаются бороться жители Ленобласти и что о проекте говорят власти, экологи и экономисты.

К 2022 году у Финского залива хотят построить портовый комплекс за 90 млрд рублей

В феврале 2019 года на инвестиционном форуме в Сочи губернатор Ленобласти Александр Дрозденко и предприниматель Рамис Дебердеев подписали соглашение о строительстве универсального многопрофильного глубоководного портового комплекса «Приморский УПК» стоимостью около 90 млрд рублей.

Грузовые терминалы разместят на площади 760 гектаров, общий грузооборот составит до 70 млн тонн, 25 из них придется на уголь. Для сравнения, в «Восточном Порту» в Находке, жители которого уже несколько лет жалуются на угольную пыль, грузооборот угля за 2018 год составил 24,2 млн тонн.

Фото: «Агентство Бизнес Новостей»

Как сообщает администрация Ленобласти, строительство порта позволит создать до 3 тысяч рабочих мест. Владельцы УПК также планируют построить ЖК для сотрудников, который вместит до 6 тысяч жителей, пишут СМИ. Однако в пояснительной записке на сайте проекта сообщается, что строительство жилья и социальной инфраструктуры не предусмотрено.

Ради строительства комплекса вырубили около 260 гектаров леса. Экологи опасаются за природу у залива

Для строительства терминалов у Приморска еще до начала общественных слушаний вырубили около 260 гектаров леса. Всего планируется вырубка около 350 гектаров.

По словам председателя комитета по природным ресурсам Ленобласти Павла Немчинова, до вырубки была проведена экспертиза освоения лесов, в которой принимали участие сотрудники «Ленобллеса» и независимые экологи. Немчинов пообещал, что «Приморский УПК» восстановит лесной массив такой же площади на другой территории, но не уточнил сроки и место реализации проекта.

На сайте погрузочного комплекса сообщается, что он «предусматривает минимальное воздействие на экологию за счет применения самых чистых современных технологий, с постоянным последующим мониторингом экологической обстановки». При этом в пояснительной записке сказано, что во время работы предприятия будут нарушаться условия роста деревьев, а животных может беспокоить шум. «Приморский УПК», согласно опубликованной документации, обещает в будущем рассчитать объем компенсаций за ущерб животному и растительному миру.

Экологи опасаются, что строительство погрузочного комплекса повлияет на популяцию балтийской кольчатой нерпы. По словам биолога Анны Лосевой, в 4 километрах от будущего терминала расположена охраняемая природная зона «Березовые острова», где нерпы выращивают потомство. На угрозу также обратили внимание сотрудники петербургского «Фонда друзей балтийской нерпы», назвав строительство терминалов «нехорошими новостями для Финского залива и его обитателей».

При этом адвокат международной коллегии адвокатов Евгений Баклагин считает, что оценка воздействия УПК на окружающую среду выполнена с нарушениями и опасна для экологии. По его словам, документация по терминалам в Приморске представляет собой компиляцию из различных источников, в которых приводятся аналогичные исследования по порту в Усть-Луге.

Представители комплекса в Приморске говорят, что будут использовать закрытый тип транспортировки грузов, за счет чего уменьшат выброс вредных веществ в воздух. Однако, по словам Артема Тремболева, руководителя общественной организации «Надежда», которая защищает права человека в Находке, уголь становится пожароопасным, если находится в закрытом помещении. По словам активиста, практически во всем мире используют систему транспортировки частично-закрытого типа, когда уголь хранится на улице. Однако в Усть-Луге и на Дальнем востоке существуют подобные терминалы.

Местные жители выступают против комплекса. Петицию с просьбой остановить строительство подписали 7 тысяч человек

Жители Ленобласти создали группу против строительства комплекса, на нее подписалось уже более 1,5 тысячи человек. Петицию на имя президента Владимира Путина с просьбой остановить возведение терминалов подписали около 7,5 тысячи человек.

Из текста петиции:

«Фактически Ермиловское побережье превратится в промзону, экологии побережья и акватории Финского залива будет нанесен непоправимый ущерб, территория произрастания нескольких краснокнижных растений будет уничтожена, местные жители потеряют ближайшие рекреационные зоны, а главное — нашему здоровью будет нанесен серьезный вред. Мы не хотим дышать угольной пылью, не хотим, чтобы наши дети болели легочными, онкологическими и другими заболеваниями, которые вызывает близкое соседство с угольным портом!»

Большинство местных жителей, побывавших на общественных слушаниях, также выступили против строительства комплекса, однако один из них сообщил, что хотел бы работать в порту.

Погрузочный комплекс должен составить конкуренцию терминалам в Прибалтике. Эксперты называют проект спорным

«Приморский УПК» решили построить в Выборгском районе Ленобласти для «переориентации российских внешнеторговых грузов из морских портов Прибалтики в морские порты России», пишет «РИА Новости». При этом эксперты отмечают, что создание порта может быть «экономически нецелесообразным».

Как рассказал генеральный директор агентства «Infoline-Аналитика» Михаил Бурмистров, строительство терминала может быть неэффективным из-за планов Евросоюза по отказу от угля. При этом, по словам эксперта, терминалы для работы с минеральными удобрениями и зерном могут быть интересны инвесторам, «однако запланированная инфраструктура комплекса для них избыточна».

Генеральный директор агентства Infranews Алексей Безбородов сообщает, что сейчас на Северо-Западе простаивает около 50 % мощностей по перевалке универсальных грузов, а строительство новых комплексов будет востребовано только через 15–20 лет.

В материалах «Программы развития транспортной системы Санкт-Петербурга и Ленинградской области на период до 2020 года» признается проблема простоя грузовых комплексов. В тексте сообщается, что «ухудшение экономической ситуации и введение санкций привело к недозагруженности мощностей портовых терминалов». На начало 2016 года профицит портовых мощностей составил 67,5 млн тонн.

При этом губернатор Ленобласти Александр Дрозденко называет новый комплекс «весомым проектом». По его словам, он «даст возможности как для развития припортовых территорий, так и для переориентации российских экспортных грузов из иностранных портов Прибалтийского региона».

«Приморский УПК» принадлежит пятерым бизнесменам. Среди них совладелец порта в Усть-Луге и петербургский миллиардер

ООО «Приморский УПК» зарегистрировано в 2015 году. Основными долями компании владеют бизнесмены Рамис Дебердеев и Илья Трабера.

Бизнесмен Рамис Дебердеев был заместителем территориального управления Росимущества Ленобласти, совладелец порта в Усть-Луге. СМИ называют его другом губернатора Ленобласти Александра Дрозденко.

Петербургский миллиардер Илья Трабер, отставной офицер-подводник, занимался продажей антиквариата. Дмитрий Песков подтверждал знакомство Трабера с Путиным. По его словам, они «в свое время работали в Санкт-Петербурге над проектом по строительству нефтеналивного терминала, в связи с чем неоднократно официально обращались к руководству мэрии Санкт-Петербурга». Испанская полиция связывала Трабера с тамбовско-малышевской ОПГ.

Если вы нашли опечатку, пожалуйста, сообщите нам. Выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl + Enter.

Новости

все новости

Спасибо!

Теперь редакторы в курсе.