22 марта 2013

Прибытие поезда: почему кино не умерло и вряд ли когда-нибудь умрет

118 лет назад состоялся первый в истории киносеанс. Кинообозреватель «Бумаги» размышляет, куда едет паровоз братьев Люмьер и почему смотреть кино — это извращение.

Кадр из фильма Клайда Брукмана и Бастера Китона «Паровоз „Генерал“»
Отсчет истории кино принято вести с 22 марта 1895 года. В этот день братья Огюст и Луи Люмьеры (Lumière в переводе с французского — «свет») собрали специально приглашенных гостей, членов Общества по развитию национальной индустрии, чтобы продемонстрировать свои последние разработки. Гвоздем программы должен был стать доклад Луи о достижениях в цветной фотосъемке, но внимание публики перетянуло на себя другое изобретение — движущиеся изображения. Заседание Общества стало первым в истории киносеансом. И стал свет. Обычно считают, что первым в истории фильмом стало «Прибытие поезда на вокзал Ла-Сьота». Ради исторической точности следует оговориться: как и многие общеизвестные факты, это заблуждение; 22 марта Люмьеры показывали кадры с рабочими, выходящими с фабрики братьев, да и на первом открытом киносеансе в декабре «Прибытия» тоже не было. Кроме того, и широко известные истории про ужас, который вызывал черно-белый поезд у зрителей, не очень достоверны. Но это на самом деле не очень важно. Точные факты оставим историкам (ну или марксистам: о том, как рабочие люмьеровской фабрики сначала стали первыми киногероями, а потом оказались позабыты, тоже можно порассуждать); как бы оно ни было на самом деле, легенда о поезде возникла не случайно. Как можно видеть, кино изначально появилось в качестве технического новшества: на первом сеансе публикой была не богемная тусовка с La Rive Gauche, а серьезная компания технарей, и еще не один год синематограф оставался всего лишь очередным достижением прогресса. С этой точки зрения грохочущий локомотив — идеальный герой для первого фильма в истории. Вторая причина: даже если зрители не вскакивали на самом деле с кресел, «Прибытие поезда» действительно впечатляет куда больше, чем хмурые пролетарии в проходной, завтракающий ребенок и даже морской прибой (это другие сюжеты ранних люмьеровских фильмов). Если вы никогда не видели движущихся картинок, поезд и вправду должен выглядеть почти как настоящий. Не совсем, но почти — по такому принципу кино и работает до сих пор. Естественно, в эстетских кругах кино поначалу воспринималось без особого воодушевления. Даже через двадцать лет после поезда, когда по всему миру уже вовсю снимали полнометражные игровые фильмы, далеко не все готовы были видеть в техническом аттракционе новый вид искусства. Девять муз уже есть, десятой не бывать — кто мы такие, чтобы спорить с древними греками. То ли дело театр. Характерно, что в России из деятелей литературного серебряного века первым интерес к кино проявил футурист Маяковский, в чьей системе ценностей поезда и машины занимали высокое место. Уже позже к нему присоединился главный русский денди Михаил Кузмин, очарованный фильмами Мурнау. Прелесть «почти настоящего» стала завоевывать авторитетных поклонников.

Если вы никогда не видели движущихся картинок, поезд и вправду должен выглядеть почти как настоящий. Не совсем, но почти — по такому принципу кино и работает до сих пор

Как только кино стало искусством, его ценители начали диагностировать его скоропостижную смерть. Сначала это произошло с приходом звука: когда фильмы перестали быть чисто визуальным медиумом, недовольные объявили звук ненужной подпоркой, убивающей самобытность кинематографа. Другая техническая революция — цветная — была воспринята достаточно спокойно, но тут и почва была подготовлена ранними технологиями колористики, да и споры о телевидении как убийце кино едва ли успели отшуметь. Потом появилось видео, радикально изменившее способ смотреть фильмы. Компьютерные спецэффекты, цифра, торренты. Из небытия вернулось 3D. Каждый раз кино хоронили — и продолжают хоронить — но каждый раз оказывается, что его так просто не убить. Те, кто хоронят, раз за разом забывают, что Люмьеры были инженерами, а не художниками; ставить себе на службу любые технические новшества — врожденное свойство кино, святые моторы тоже надо смазывать и апгрейдить, чтобы паровоз, однажды прибывший на вокзал Ла-Сьота, оставался на ходу. Давно стало общим местом сопоставление кинозала с пещерой Платона — центральной метафорой трактата «Государство», иллюстрировавшей различие между реальным миром и миром идеальным, недостижимым. Платонова пещера устроена точно так же, как кинотеатр: неподвижные узники сидят в темноте, за спиной у них божественный свет, перед которым иногда появляются люди, несущие статуи. Все, что видят узники, — это тени тех, кто находится за пределами пещеры, и именно эти тени они принимают за реальность. Точно так же все мы, укрывшись в темноте кинозала, два часа наблюдаем за цветными пятнами на белой простыне, и эти два часа нам кажется, будто мы смотрим на настоящих людей из идеального целлулоидного мира.
Кадр из фильма Иржи Менцеля «Поезда под пристальным наблюдением»
Отличие зрителя от персонажа платоновской притчи состоит в том, что в кино мы приходим добровольно, в то время как узники пещеры другой реальности просто не знали. Сопереживая героям фильма, мы все-таки продолжаем понимать, что это не по-настоящему — даже когда экранные эмоции захлестывают, мы одновременно и верим, и не верим в иллюзию, и где-то в этом парадоксальном разрыве запрятано то, что называют «магией кино». Французский теоретик Кристиан Метц, говоря о том же самом в более приземленных терминах, привычных для психоанализа, отождествлял восприятие кино с механизмом работы сексуального фетиша. Фетишист знает, что постельная ролевая игра ведется понарошку, но чтобы достичь желаемого результата, ему все-таки надо поверить в ее реальность. Правда, со временем требования растут. Кино должно оставаться «почти настоящим», и все нововведения, начиная со звука, появлялись именно потому, что ощущения армии первертов-киноманов становились слишком привычными и требовали обновления. Звуковой фильм после трех десятилетий тишины — попытка вернуться к удивлению первой публики братьев Люмьер. Ярче всего здесь пример 3D: стереокино изобрели еще в двадцатые, широко использовали в шестидесятые и семидесятые, но до недавнего времени оно оставалось востребованным лишь в видовых фильмах с пейзажами, хоррорах и порно. До XXI века кино не нуждалось в 3D — зато теперь мы, шарахаясь от летящих в зал как будто бы трехмерных объектов, становимся теми самыми зрителями, испугавшимися паровоза.

Кино должно оставаться „почти настоящим“, и все нововведения, начиная со звука, появлялись именно потому, что ощущения армии первертов-киноманов становились слишком привычными и требовали обновления

Святые моторы остановятся только в том случае, если из формулы «почти настоящее» исчезнет любой из двух компонентов. Кино перестанет быть кино, если мы перестанем верить в истории, представленные цветными пятнами на экране — либо если оно станет слишком настоящим, сольется с реальностью. Иллюзия становится все более правдоподобной: сначала было достаточно беззвучных монохромных картинок, но теперь у нас и звук объемный, и предметы на экране как будто бы тоже, и сам экран увеличился во много раз. Мы последовательно стремимся к «настоящему», избавляясь от «почти» — вплоть до того, что вместо пленки, которая своей материальностью свидетельствует об обмане, теперь используем бесплотные цифровые файлы. Как любые фетишисты, мы хотим развивать правдоподобие — ради более острых ощущений. Есть ли у этого движения предел, придет ли когда-нибудь поезд на конечную станцию — сложно сказать. Скорее всего, нет. Кино не сольется с реальностью, потому что настоящий фетишист никогда не станет воплощать свои фантазии наяву. Они важны ему именно как фантазии; ну а придумать, как еще разнообразить ощущения, при желании можно всегда. Кино исчезнет только в том случае, если у нас перестанет стоять.
Кадр из фильма Уэса Андерсона «Поезд на Дарджилинг»

Читайте также:

Если вы нашли опечатку, пожалуйста, сообщите нам. Выделите текст с ошибкой и нажмите появившуюся кнопку.
Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить
Все тексты
К сожалению, мы не поддерживаем Internet Explorer. Читайте наши материалы с помощью других браузеров, например, Chrome или Mozilla Firefox Mozilla Firefox или Chrome.