11 января 2013

Д/з по Тарковскому: какие фильмы порекомендовало школьникам министерство культуры?

Стал известен список из ста отечественных фильмов, рекомендованных Минкультом для изучения в средней школе. В списке — Норштейн и Эйзенштейн, Тарковский и Михалков. «Бумага» оценивает свежеутвержденный канон. Министерство культуры Владимира Мединского уже не раз удивляло граждан своими новшествами — удивило и на этот раз, хотя в нынешней инициативе куда больше здравого смысла, чем в других недавних решениях ведомства. Идея Никиты Михалкова о введении в школах курса по кинематографу оказалась бодро подхвачена структурами, ответственными за принятие решений, — и вот уже сегодня опубликован список из ста фильмов, рекомендованных Минкультом к изучению. Сам перечень вызывает много вопросов. Меньший из них — почему фильмов именно сто. Фетишизация круглых чисел, которые ладно заверстываются в журнальные полосы, объяснима в топах кинокритиков, но непонятна в методическом документе: казалось бы, рекомендации должны строиться на других основаниях, и, если уж мы о школьной программе, — вряд ли кто-то укладывал в прокрустово ложе красивых цифр списки по русской литературе. Куда большая проблема — протекционистская направленность списка. В нынешнем списке представлены только русскоязычные фильмы; программа из ста иностранных будет, но потом. Как и в случае с литературой, русское и нерусское разводят по разным категориям — как будто это принципиально разные вещи. Попробуем представить себе курс физики, где рассказывают сначала о достижениях отечественной науки, а потом уже о Ньютоне и Эйнштейне. Это, конечно, немного передергивание, потому что физика одна, а культура своя ближе к телу; но, во-первых, не совсем, а во-вторых при товарище Сталине образовательная политика примерно такой и была. Именно в те времена зародились исторические байки про русских изобретателей паровоза и воздушного шара, и именно тогда в курсе литературы русские писатели получили безусловный приоритет над зарубежными.

Тенденции школьного образования общеизвестны: большей части учеников наверняка внушат, что «Проверка на дорогах» — такое же унылое нечто, как «Мертвые души» и «Вишневый сад»

Пушкин теперь появился ниоткуда, будто бы не рос на Байроне и французской словесности, до Маяковского будто бы не было итальянских футуристов. Иногда наоборот — в школе не говорят о многочисленных последователях Чехова и Достоевского. Критические насмешки над тупыми американцами, которые не могут найти на карте Россию и не знают фамилию «Толстой», вполне можно обратить и на здешних школьников, которые о Фолкнере и даже Эдгаре По тоже ничего не слышали. Хорошо, что иностранные фильмы вообще будут, но ― при всех бесспорных достижениях советского кино — пропорция 100 на 100 всерьез искажает положение вещей. Выстраивать рейтинги и измерять художественную ценность — довольно бессмысленное занятие, но они первые начали: так вот, некоторые вещи уравнивать довольно нелепо. Лучшие и даже не только лучшие картины Феллини, Буньюэля и Орсона Уэллса куда интереснее и значительнее, чем экранизация «Обломова» Никиты Михалкова. Кстати, об экранизациях ― список обращает на себя внимание явным переизбытком фильмов, поставленных по русской классике. Не то чтобы Сергей Бондарчук был плохим режиссером, но присутствие Пьера Безухова и Наташи Ростовой в школьных классах в полной мере обеспечивает сам четырехтомный роман: несмотря на это, десятиклассникам предлагается продолжить увлекательный опыт знакомством с семичасовой экранной версией. А в списке еще есть и огромный, под стать книге, «Тихий Дон» Герасимова, вышеупомянутый «Обломов», фильмы Кончаловского по Чехову, «Мать» Пудовкина и даже «Бесприданница» Протазанова, необъяснимо потеснившая из программы рязановский «Жестокий романс» (даже несмотря на участие в ней Никиты Михалкова).

Анализ утвержденного киноканона сводится к тому, что было более-менее известно заранее, а именно — каждый абзац в тексте об этом списке придется заканчивать именем усатого мужчины, который этот список и затеял

Третья очевидная проблема перекликается с первой — в списке представлены не просто отечественные фильмы, но и почти исключительно старые. С одной стороны, знакомство с классикой, которую сейчас знают и помнят только редкие специалисты и синефилы, безусловно полезно. С другой — та же самая замена Протазанова на Рязанова ничуть не помешала бы делу. В своем нынешнем виде список для незаинтересованного школьника выглядит едва ли не скучнее, чем пресловутая программа по литературе. В изобилии представленные детские фильмы, видимо, предназначены для школьников младших классов — старшим остаются Тарковский и немая классика. Создателям списка стоит сказать большое человеческое спасибо за «Маленькую Веру»; но в перечне значится только одна постсоветская картина ― «Утомленные солнцем» Никиты Михалкова. Пока еще рано обсуждать, во что новый предмет выльется на практике. Тенденции школьного образования общеизвестны: большей части учеников наверняка внушат, что «Проверка на дорогах» — такое же унылое нечто, как «Мертвые души» и «Вишневый сад» (об унылости которых им уже сообщили на уроке литературы), и заставят писать сочинения о теме патриотизма в творчестве Тарковского. С другой стороны, курс будет факультативным и, следовательно, более свободным, поэтому слабая надежда на лучшее все-таки есть (если представить, что найдется нужное число квалифицированных преподавателей, что тоже большой вопрос).

Критические насмешки над тупыми американцами, которые не могут найти на карте Россию и не знают фамилию «Толстой», вполне можно обратить и на здешних школьников, которые о Фолкнере и даже Эдгаре По тоже ничего не слышали

Анализ утвержденного киноканона сводится к тому, что было более-менее известно заранее — а именно к тому, что каждый абзац в тексте об этом списке придется заканчивать именем усатого мужчины, который этот список и затеял. Перекладывать ответственность лично на Михалкова и Мединского, может, и не стоит, но по рекомендованной программе хорошо видно: Никита Сергеевич над Россией простер пшеничные усы. Удачные решения вроде включения той же «Маленькой Веры» или двух фильмов Ильи Авербаха не отменяют того, что список пронизан государственным официозом и, в конечном счете, безнадежно усат. Скрыть/показать список фильмов министерства культуры

Читайте также:

ТЕГИ: 
Если вы нашли опечатку, пожалуйста, сообщите нам. Выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl + Enter.

Новости

все новости

Медиаметрики

Спасибо!

Теперь редакторы в курсе.