Стал известен список из ста отечественных фильмов, рекомендованных Минкультом для изучения в средней школе. В списке — Норштейн и Эйзенштейн, Тарковский и Михалков.
«Бумага» оценивает свежеутвержденный канон.
Министерство культуры Владимира Мединского уже не раз удивляло граждан своими новшествами — удивило и на этот раз, хотя в нынешней инициативе куда больше здравого смысла, чем в других недавних решениях ведомства. Идея Никиты Михалкова о введении в школах курса по кинематографу оказалась бодро подхвачена структурами, ответственными за принятие решений, — и вот уже сегодня опубликован список из ста фильмов, рекомендованных Минкультом к изучению.
Сам перечень вызывает много вопросов. Меньший из них — почему фильмов именно сто. Фетишизация круглых чисел, которые ладно заверстываются в журнальные полосы, объяснима в топах кинокритиков, но непонятна в методическом документе: казалось бы, рекомендации должны строиться на других основаниях, и, если уж мы о школьной программе, — вряд ли кто-то укладывал в прокрустово ложе красивых цифр списки по русской литературе. Куда большая проблема — протекционистская направленность списка.
В нынешнем списке представлены только русскоязычные фильмы; программа из ста иностранных будет, но потом. Как и в случае с литературой, русское и нерусское разводят по разным категориям — как будто это принципиально разные вещи. Попробуем представить себе курс физики, где рассказывают сначала о достижениях отечественной науки, а потом уже о Ньютоне и Эйнштейне. Это, конечно, немного передергивание, потому что физика одна, а культура своя ближе к телу; но, во-первых, не совсем, а во-вторых при товарище Сталине образовательная политика примерно такой и была. Именно в те времена зародились исторические байки про русских изобретателей паровоза и воздушного шара, и именно тогда в курсе литературы русские писатели получили безусловный приоритет над зарубежными.

Тенденции школьного образования общеизвестны: большей части учеников наверняка внушат, что «Проверка на дорогах» — такое же унылое нечто, как «Мертвые души» и «Вишневый сад»

Пушкин теперь появился ниоткуда, будто бы не рос на Байроне и французской словесности, до Маяковского будто бы не было итальянских футуристов. Иногда наоборот — в школе не говорят о многочисленных последователях Чехова и Достоевского. Критические насмешки над тупыми американцами, которые не могут найти на карте Россию и не знают фамилию «Толстой», вполне можно обратить и на здешних школьников, которые о Фолкнере и даже Эдгаре По тоже ничего не слышали. Хорошо, что иностранные фильмы вообще будут, но ― при всех бесспорных достижениях советского кино — пропорция 100 на 100 всерьез искажает положение вещей. Выстраивать рейтинги и измерять художественную ценность — довольно бессмысленное занятие, но они первые начали: так вот, некоторые вещи уравнивать довольно нелепо. Лучшие и даже не только лучшие картины Феллини, Буньюэля и Орсона Уэллса куда интереснее и значительнее, чем экранизация «Обломова» Никиты Михалкова.
Кстати, об экранизациях ― список обращает на себя внимание явным переизбытком фильмов, поставленных по русской классике. Не то чтобы Сергей Бондарчук был плохим режиссером, но присутствие Пьера Безухова и Наташи Ростовой в школьных классах в полной мере обеспечивает сам четырехтомный роман: несмотря на это, десятиклассникам предлагается продолжить увлекательный опыт знакомством с семичасовой экранной версией. А в списке еще есть и огромный, под стать книге, «Тихий Дон» Герасимова, вышеупомянутый «Обломов», фильмы Кончаловского по Чехову, «Мать» Пудовкина и даже «Бесприданница» Протазанова, необъяснимо потеснившая из программы рязановский «Жестокий романс» (даже несмотря на участие в ней Никиты Михалкова).

Анализ утвержденного киноканона сводится к тому, что было более-менее известно заранее, а именно — каждый абзац в тексте об этом списке придется заканчивать именем усатого мужчины, который этот список и затеял

Третья очевидная проблема перекликается с первой — в списке представлены не просто отечественные фильмы, но и почти исключительно старые. С одной стороны, знакомство с классикой, которую сейчас знают и помнят только редкие специалисты и синефилы, безусловно полезно. С другой — та же самая замена Протазанова на Рязанова ничуть не помешала бы делу.
В своем нынешнем виде список для незаинтересованного школьника выглядит едва ли не скучнее, чем пресловутая программа по литературе. В изобилии представленные детские фильмы, видимо, предназначены для школьников младших классов — старшим остаются Тарковский и немая классика. Создателям списка стоит сказать большое человеческое спасибо за «Маленькую Веру»; но в перечне значится только одна постсоветская картина ― «Утомленные солнцем» Никиты Михалкова.
Пока еще рано обсуждать, во что новый предмет выльется на практике. Тенденции школьного образования общеизвестны: большей части учеников наверняка внушат, что «Проверка на дорогах» — такое же унылое нечто, как «Мертвые души» и «Вишневый сад» (об унылости которых им уже сообщили на уроке литературы), и заставят писать сочинения о теме патриотизма в творчестве Тарковского. С другой стороны, курс будет факультативным и, следовательно, более свободным, поэтому слабая надежда на лучшее все-таки есть (если представить, что найдется нужное число квалифицированных преподавателей, что тоже большой вопрос).

Критические насмешки над тупыми американцами, которые не могут найти на карте Россию и не знают фамилию «Толстой», вполне можно обратить и на здешних школьников, которые о Фолкнере и даже Эдгаре По тоже ничего не слышали

Анализ утвержденного киноканона сводится к тому, что было более-менее известно заранее — а именно к тому, что каждый абзац в тексте об этом списке придется заканчивать именем усатого мужчины, который этот список и затеял. Перекладывать ответственность лично на Михалкова и Мединского, может, и не стоит, но по рекомендованной программе хорошо видно: Никита Сергеевич над Россией простер пшеничные усы. Удачные решения вроде включения той же «Маленькой Веры» или двух фильмов Ильи Авербаха не отменяют того, что список пронизан государственным официозом и, в конечном счете, безнадежно усат.
Скрыть/показать список фильмов министерства культуры
1. «А если это любовь?» — Ю. Райзман, 1961
2. «А зори здесь тихие» — С. Ростоцкий, 1972
3. «Адмирал Нахимов» — В. Пудовкин, 1946
4. «Айболит-66» — Р. Быков, 1966
5. «Александр Невский» — С. Эйзенштейн, 1938
6. «Андрей Рублев» — А. Тарковский, 1966
7. «Аэлита» — Я. Протазанов, 1924
8. «Баллада о солдате» — Г. Чухрай, 1959
9. «Бег» — А. Алов, В. Наумов, 1970
10. «Белеет парус одинокий» — В. Легошин, 1937
11. «Белое солнце пустыни» — В. Мотыль, 1969
12. «Белорусский вокзал» — А. Смирнов, 1970
13. «Берегись автомобиля» — Э. Рязанов, 1966
14. «Бесприданница» — Я. Протазанов, 1936
15. «Бриллиантовая рука» — Л. Гайдай, 1968
16. «Броненосец «Потемкин» — С. Эйзенштейн, 1925
17. «В бой идут одни «старики» — Л. Быков, 1973
18. «В огне брода нет» — Г. Панфилов, 1968
19. «Веселые ребята» — Г. Александров, 1934
20. «Внимание, черепаха!» — Р. Быков, 1969
21. «Война и мир» — С. Бондарчук, 1965-1967
22. «Волга-Волга» — Г. Александров, 1938
23. «Восхождение» — Л. Шепитько, 1976
24. «Гамлет» — Г. Козинцев, 1964
25. «Дама с собачкой» — И. Хейфиц, 1960
26. «Дворянское гнездо» — А. Кончаловский, 1969
27. «Девять дней одного года» — М. Ромм, 1961
28. «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен» — Э.Климов, 1964
29. «Доживем до понедельника» — С. Ростоцкий, 1968
30. «Друг мой, Колька!» — А. Салтыков, А. Митта, 1961
31. «Дядя Ваня» — А. Кончаловский, 1977
32. «Ежик в тумане» — Ю. Норштейн, 1975
33. «Живые и мертвые» — А. Столпер, 1963
34. «Застава Ильича» («Мне двадцать лет») — М. Хуциев, 1964
35. «Звезда» — А. Иванов, 1949
36. «Земля» — А. Довженко, 1930
37. «Зеркало» — А. Тарковский, 1974
38. «Золушка» — Н. Кошеверова, М. Шапиров, 1947
39. «Иван Грозный» (1-2 серии) — С. Эйзенштейн, 1944-1946
40. «Иваново детство» — А. Тарковский, 1962
41. «Иди и смотри» — Э. Климов, 1985
42. «Илья Муромец» — А. Птушко, 1956
43. «История Аси Клячиной, которая любила, да не вышла замуж» — А. Кончаловский, 1967
44. «Калина красная» — В. Шукшин, 1973
45. «Ключ без права передачи» — Д. Асанова, 1976
46. «Королевство кривых зеркал» — А. Роу, 1963
47. «Красные дьяволята» — И. Перестиани, 1923
48. «Крылья» — Л. Шепитько, 1966
49. «Курьер» — К. Шахназаров, 1986
50. «Летят журавли» — М. Калатозов, 1957
51. «Маленькая Вера» — В. Пичул, 1987
52. «Марья-искусница» — А. Роу, 1959
53. «Мать» — В. Пудовкин, 1926
54. «Машенька» — Ю. Райзман, 1942
55. «Месть кинематографического оператора» — В. Старевич, 1913
56. «Мечта» — М. Ромм, 1941
57. «Молодая гвардия» — С. Герасимов, 1948
58. «Монолог» — И. Авербах, 1972
59. «Морозко» — А. Роу, 1964
60. «Начало» — Г. Панфилов, 1970
61. «Не горюй!» — Г. Данелия, 1969
62. «Необычайные приключения мистера Веста в стране большевиков» — Л. Кулешов, 1924
63. «Неоконченная пьеса для механического пианино» — Н. Михалков, 1976
64. «Несколько дней из жизни И.И. Обломова» — Н. Михалков, 1979
65. «Неуловимые мстители» — Э. Кеосаян, 1966
66. «Новый Гулливер» — А. Птушко, 1935
67. «Обыкновенный фашизм» — М. Ромм, 1966
68. «Они сражались за Родину» — С. Бондарчук, 1975
69. «Освобождение» — Ю. Озеров, 1972
70. «Охота на лис» — В. Абдрашитов, 1980
71. «Пацаны» — Д. Асанова, 1983
72. «Петр Первый» — В. Петров, 1937
73. «Печки-лавочки» — В. Шукшин, 1972
74. «Пиковая дама» — Я. Протазанов, 1916
75. «Плохой хороший человек» — И. Хейфиц, 1973
76. «Подвиг разведчика» — Б. Барнет, 1947
77. «Покаяние» — Т. Абуладзе, 1984
78. «Подранки» — Н. Губенко, 1976
79. «Проверка на дорогах» — А. Герман, 1972
80. «Путевка в жизнь» — Н. Экк, 1931
81. «Радуга» — М. Донской, 1943
82. «Республика ШКИД» — Г. Полока, 1966
83. «Семеро смелых» — С. Герасимов, 1936
84. «Смелые люди» — К. Юдин, 1950
85. «Стенька Разин» («Понизовая вольница») — В. Ромашков, 1908
86. «Сто дней после детства» — С. Соловьев, 1975
87. «Собачье сердце» — В. Бортко, 1988
88. «Судьба человека» — С. Бондарчук, 1959
89. «Тихий Дон» — С. Герасимов, 1957-1958
90. «Утомленные солнцем» — Н. Михалков, 1994
91. «Холодное лето пятьдесят третьего» — А. Прошкин, 1987
92. «Чапаев» — Г. Васильев, С. Васильев, 1934
93. «Человек с киноаппаратом» — Д. Вертов, 1929
94. «Чужие письма» — И. Авербах, 1975
95. «Чук и Гек» — И. Лукинский, 1953
96. «Чучело» — Р. Быков, 1983
97. «Школьный вальс» — П. Любимов, 1978
98. «Щит и меч» — В. Басов, 1968
99. «Юность Максима» — Г. Козинцев, Л. Трауберг, 1934
100. «Я шагаю по Москве» — Г. Данелия, 1963
Читайте также: