14 мая 2018

Что такое сису — финское понятие упорства, смелости и решительности, ставшее популярным во всем мире

Финское понятие «сису» одновременно обозначает упорство, смелость, стойкость, умение преодолевать трудности и доводить начатое до конца. Оно считается одной из основных черт финского национального характера, а в последнее время на понятие обратили внимание и за рубежом.

Как сису помогло Финляндии стать благополучной страной, можно ли воспитать в себе эту черту самостоятельно и почему во всем мире всё больше интересуются скандинавскими ценностями и образом жизни? Об этом «Бумаге» рассказали заместитель генерального консула и директор института Финляндии в Петербурге.

19 мая в «Ткачах» пройдет День Финляндии, на котором можно будет подробнее узнать о финской культуре, попробовать традиционные блюда и послушать финскую музыку.

Сани Контула-Вебб

Директор института Финляндии

— Cису — это некий внутренний стержень, который может быть у каждого и к которому мы обращаемся в трудные минуты. Это вера в себя, порыв мужества. Тот момент, когда мы решаемся на какой-то шаг, чтобы преодолеть трудность. Сису — часть финской идентичности. Мне кажется, это понятие существует так же долго, как и мы сами, финны.

О понятии сису стали всё больше говорить в 1920-х годах, а особенно популярным оно стало в 1940-х. В те времена наша страна переживала большие перемены и колебания — без сису было не обойтись.

Финское слово «сису» происходит от sisus, что означает «внутренности» или что-то, что находится внутри. Мне кажется, это слово появилось в Финляндии, потому что была необходимость описать явление, которое наблюдали люди. И это явление, ощущение объединяло людей и помогало поддерживать друг друга. Само употребление слова могло придавать сил, настраивало на позитивные мысли и устойчивость.

Я старалась придумать аналог понятию «сису»: в английском языке, например, есть такое слово, как gutsy (бесстрашный, храбрый, дерзкий — прим. «Бумаги»). Оно же однокоренное с guts — «внутренности». А в русском единственное, что хотя бы частично описывает сису, мне кажется, это напористость. При этом сису — это ни в коем случае не наглость, это положительное качество.

Если говорить про жизненные ситуации, то можно привести в пример, когда мы еще детьми учимся кататься на коньках или лыжах. Это непросто, это может быть больно, может быть холодно. Но в Финляндии нас учат быть крепкими и смелыми и не сдаваться легко. Заступиться за себя во дворе во время школьной перемены — это тоже может быть проявлением сису. [В воспитании сису] это своего рода внушение ребенку, что он сможет. Так в нем строится и формируется вера в себя. Кроме того, в Финляндии родители не стараются как-то слишком сильно оберегать ребенка: если он побежит, упадет и разобьет коленки — это не конец жизни, зато в следующий раз будет аккуратнее.

Во взрослой жизни сису — это выступление перед большой аудиторией, смелость высказывать свое мнение, не всегда соглашаясь с собеседником. Или просто без предрассудков идти навстречу чему-то неизвестному, незнакомому.

Можно сказать, что сису проявляется в порыве, в желании решать проблемы. Мы живем в стране, где такие же трудности, как в Ленинградской области, на Северо-Западе России: много снега, лед на дорогах. И мы, финны, инноваторы в решении этих проблем.

Я очень рада, что сейчас про сису говорят по всему миру и что оно на устах у многих. В мире сейчас вообще высокий интерес к образу жизни в разных странах. Кроме того, люди стремятся к комфорту, поэтому стали распространены такие понятия, как хюгге и лагом (lagom — шведское понятие, обозначающее нечто умеренное, оптимальное, достаточное — прим. «Бумаги»).

Почему, например, в Америке и Англии хюгге — понятие, означающее домашний комфорт и уют, — стало настолько популярным? Мы все с этим знакомы: живем в большом городе, где быстрый ритм жизни, всякие стрессы, поток информации со всех сторон. У нас инстинктивное желание остановиться, заглянуть в себя, быть ближе к природе. И это именно про финскую культуру.

В России тоже есть культура дачи, но, конечно, здесь она немного другая, потому что если у вас есть дача, у вас всегда есть сосед. В Финляндии же это скорее уединение: идеальная дача без соседей и на озере. А домашний уют — это когда ты после сауны надел шерстяные носки, сидишь у камина и читаешь любимую книгу с каким-то приятным напитком. Это финское понимание хюгге.

В минуты перенасыщения нас тянет обратно к природе, и как раз Финляндия хорошо демонстрирует, как можно соединить современную городскую жизнь с природой. Если говорить про архитектуру или финский дизайн, у нас довольно сильное функциональное начало. И дома, и мебель проектируют, думая об удобстве — всё делается для человека. В нашем дизайне есть некая демократичность: это не роскошь, которую можно лишь поставить на полочку и любоваться. Это утилитарные вещи на каждый день. В этом тоже можно найти какое-то отражение сису.

[Из человеческих качеств] в Финляндии прежде всего важна честность: мы честный и дружелюбный народ. Вопреки стереотипу про медлительность мы, наоборот, очень эффективные. И, кстати, в этом тоже есть проявление сису: если мы беремся за какое-то дело, у нас есть сильное желание довести его до конца.

Лаури Пуллола

Заместитель генерального консула Финляндии

— Сису — это некая стойкость, упорство, решительность и смелость. Оно объединяет все эти свойства. Сису включает в себя также смелость жить, предпринимательство и надежду на победу.

Сису у финнов было всегда. Например, когда в свое время финны начинали заниматься земледелием, земли были покрыты камнем и лесами и было необходимо их очистить, чтобы земледелие стало возможным. Есть представление, что финны из-за суровых природных условий имеют больше сису, чем многие другие народы. И благодаря этому свойству они преодолевали невозможные ситуации, побеждали в войнах, создали чудесную образовательную систему.

Сису не только личное свойство одного человека, это коллективное чувство. И несмотря на то, что сису первоначально финское слово, мы считаем, что это универсальное свойство, которого могут достичь все. Речь идет об отношении и воле человека и целого народа.

Сису традиционно считают частью финской идентичности. С помощью него мы решаем повседневные вызовы и задачи: отстаиваем вопросы, которые считаем важными, ведем коммуникацию между собой, решаем конфликты, занимаемся спортом и воспитываем детей.

Впервые на мировом уровне понятие «сису» появилось около 100 лет назад; тогда сису связывали со стойкими финскими спортсменами — например, бегуном Пааво Нурми или лыжниками. Потом, после советско-финской войны, сису стало еще более известным в мире.

Конечно, со временем содержание этого понятия изменилось, потому что каждое поколение может жить легче, чем предыдущее. Они получают всё без таких усилий, которые вкладывали предыдущие поколения. Но всё равно это национальное свойство — упорство и стойкость — сохранилось до сих пор.

Если сравнивать Финляндию 100 лет назад с настоящим временем, то тогда она была очень бедной страной. В течение этих лет Финляндия развилась в одну из самых богатых стран мира. Это явно отражает коллективное чувство сису, с помощью которого мы это сделали.

Я сам долго думал, почему именно сейчас люди по всему миру проявляют интерес к сису. Финляндия и другие скандинавские страны стали более популярными в течение последних двух-трех лет. Думаю, что эта долгосрочная упорная работа, которую мы проводили многие годы, в современном мире вызывает всё больше интереса у людей.

Люди замечают, что там, на севере, в скандинавских странах, живут немного иначе и достигают достаточно хорошего уровня благосостояния. У них такие ценности, с помощью которых можно достичь высоких результатов. И вот этот финский, скандинавский общественный строй основывается на том, что мы добиваемся хорошего качества жизни — необязательно богатства, а именно качества. Это, конечно, связано и с сотрудничеством внутри общества, и с хорошими взаимоотношениями с природой. Когда эти вещи в порядке, все могут чувствствовать себя хорошо.

Если вы нашли опечатку, пожалуйста, сообщите нам. Выделите текст с ошибкой и нажмите появившуюся кнопку.
Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить
Все тексты
Свободу Саше Скочиленко
«Нас вроде и меньшинство, но адекватные мы». Курьер, психолог и бариста с антивоенной позицией — о своем будущем в России
Как помыться из бутылки за 6 минут и погулять в помещении 2х5 метров? Саша Скочиленко — о месяце в СИЗО
Адвокат: Саша Скочиленко испытывает сильные боли в сердце и животе. Она жалуется на условия для прогулок и несоблюдение безглютеновой диеты
Адвокат: Сашу Скочиленко запирали в камере-«стакане», у нее продолжают болеть живот и сердце
«Я очень обеспокоена ее самочувствием». Адвокат Саши Скочиленко — о состоянии подзащитной в СИЗО
Военные действия России в Украине
Как работать с украинскими беженцами, если ты российский чиновник? Следить за ними и доносить в полицию за «фейки» о российской армии
«Петербургский форум зла». Шесть протестных плакатов из поселкового сквера в Ленобласти
Организаторы выставки «Мариуполь — борьба за русский мир» заявили о ее срыве, обвинив в этом местную чиновницу. Теперь в районном паблике пишут, что она «предатель»
Роспотребнадзор: в Петербурге не выявлены случаи заражения холерой. Ранее власти говорили о риске завоза заболевания
«Звук от фейерверков многих напугал». Школьников из Мариуполя пригласили на «Алые паруса» — вот их реакция
Экономический кризис — 2022
Сотрудники кейтеринга на ПМЭФ рассказали, что ресторан не заплатил им за работу. Заведение готовит иск за публикацию обвинений
«В России не производят примерно ничего». Шеф и ресторатор Антон Абрезов — о качестве российских продуктов, будущем заведений и своем отъезде
В Петербурге проходит юридический форум — без мировых экспертов и вечеринки на Рубинштейна, но с Соловьевым и выставкой о Нюрнбергском трибунале
«Там была буквально битва». «Бумага» нашла петербуржца, который нанял сотрудника IKEA для покупки мебели на закрытой распродаже. Вот его рассказ
Что для России значит «символический» дефолт? Объясняет декан факультета экономики ЕУ СПб
Давление на свободу слова
«Это неестественно — возвращаться назад, когда ты привык идти вперед». Организатор Stereoleto — о фестивалях без иностранцев и давлении на исполнителей
Кого полиция находит быстрее — нападавших на активистов или авторов антивоенных акций?
Что известно о нападении на Петра Иванова спустя месяц? Журналист рассказал, что расследование не движется
Известных градозащитников Петербурга выгнали из совета по сохранению культурного наследия. Вот кем их заменили
«Теперь за доступ к информации надо бороться». «Роскомсвобода» объясняет, что происходит с интернетом и как обходить ограничения
Хорошие новости
«Скучно стало, и поехал спонтанно». Житель Мурина второй месяц едет на самокате из Петербурга во Владивосток
Памятник конке на Васильевском острове превратили в арт-кафе. Показываем фото
В Петербурге запустили портал с информацией обо всех водных маршрутах 🚢
На Васильевском острове откроется кафе «Добродомик». Там будет работать «кабинет решения проблем»
В DiDi Gallery откроют выставку Саши Браулова «Архитектура уходящего». Зрителям покажут его вышивки с авангардной архитектурой
Подкасты «Бумаги»
Откуда берутся страхи и как перестать бояться неопределенности? Психотерапевтический выпуск
Как работают дата-центры: придумываем надежный и экологичный механизм обработки данных
Идеальная система рекомендаций: придумываем алгоритмы, которые помогут нам жить без конфликтов и ненужной рекламы
Придумываем профессии будущего: от облачного блогера до экскурсовода по космосу
Цифровое равенство: придумываем международный язык, развиваем медиаграмотность и делаем интернет бесплатным
Деятели искусства рекомендуют
«В Петербурге нет ни одного спектакля, где столько крутых мальчиков-артистов». Актриса МДТ Анна Завтур — о «Бесах» в Городском театре
«Верните мне мой 2007-й». Актер театра Fulcro Никита Гольдман-Кох — о любимых спектаклях в БДТ
К сожалению, мы не поддерживаем Internet Explorer. Читайте наши материалы с помощью других браузеров, например, Mozilla Firefox или Chrome.