После запрета Telegram Роскомнадзор заблокировал несколько миллионов IP-адресов, под блокировку в том числе попали сервисы Google, Microsoft и Amazon. Telegram продолжает работать, однако из-за действий Роскомнадзора пострадали многие компании: предприниматели жалуются на сбой в работе своих сайтов и сервисов.
«Бумага» поговорила с петербургскими предпринимателями, которых затронула массовая блокировка о том, как они решали свои проблемы, что им ответили на претензии в Роскомнадзоре и сколько денег они потеряли.
Кирилл Васильченко
Сооснователь сервиса продажи кофе по подписке Cupella
— В понедельник вечером, 16 апреля, нам сообщил о проблемах с доступом первый пользователь. Я не понимал, в чем дело, потому что у меня всё открывалось нормально, но через несколько часов и сам не смог зайти на наш сайт. В новостях увидел, что заблокировали целую подсеть, в которой был наш IP-адрес.
Помимо сайта нарушилась работа мобильного приложения: у пользователей не отображались кофейни, они не могли оплатить чашку своей подпиской. При этом сервис работал через VPN.
Во вторник я им (Роскомнадзору — прим. «Бумаги») позвонил, но ничего дельного мне не сказали: мы ничего не знаем, никак не можем прокомментировать, пишите запрос. 18 апреля отправил письмо Роскомнадзору. Только 24 апреля пришел ответ, в котором говорилось, что мой запрос принят. Официально они должны ответить в течение 30 дней.
Не дожидаясь ответа, 20 апреля я пошел в петербургское отделение Роскомнадзора. Принес свое письмо, его зарегистрировали. Хотел добиться и личного приема — девушка позвала начальницу Лидию Андреевну. Лидия Андреевна в стиле всех органов власти общалась довольно холодно и несколько раз напомнила, что я нахожусь [на режимном объекте].
На прием меня без паспорта записывать не хотели. Я настаивал, что покажу паспорт только на личном приеме. Они позвонили в «112», потом пытались меня выгнать. Тогда я и сам набрал «112» и сообщил, что меня хотят выставить. После этого Лидия Андреевна отвечала уже более деликатно, но на личный прием я так и не записался.
Проблемы сохраняются и сейчас. Мы попытались перенести сервера на другой адрес Amazon — он тоже оказался заблокированным. Так что теперь переносим всё в Россию и параллельно ожидаем ответ от Роскомнадзора.
Полноценная «миграция» в Россию обходится нам примерно в полмиллиона [рублей] — это крупный убыток. В начале апреля мы провели хорошую рекламную кампанию на фестивале «День кофе», привлекли пользователей и сейчас не можем оказать им обещанную услугу. Это еще и имиджевый убыток.
Мне не очень понятно, почему крупные компании, вроде Skyeng (онлайн-школа Skyeng тоже пострадала от блокировок Роскомнадзора — прим. «Бумаги»), не выражают свою позицию и просто меняют адреса. Я не против дальше разворачивать эту историю [и разбираться с РКН], но не понимаю, чего боятся большие коллеги. У нас нет сейчас достаточных ресурсов, чтобы идти в суд и отстаивать свою позицию.
Считаю, Роскомнадзор не совсем корректно себя повел, заблокировав большое количество IP-адресов и нарушив работу многих сервисов. Если есть решение суда, исполнять его надо точечно, а не блокировать всё подряд. Если бы господин Жаров признал свою вину, это бы добавило очков в его копилку.
Мне очень интересно, чем вся эта ситуация закончится. Как себя поведет Роскомнадзор и интернет-общественность. Даже рад, что это происходит на моих глазах. Но мне кажется, что, к сожалению, после всего этого многие уедут из России.
Виталий Блаженов
Директор сервиса по прокату велосипедов «Велогород»
— Наши серверы, которые стоят в «сердце» проекта и управляют всеми станциями проката, соединены со станциями по VPN. Утром 18 апреля, когда мы планировали начать тестирование, не могли подключиться ни к одной станции. Обратились в Роскомнадзор, они сказали: таких, как вы, много — пишите запрос на сайт. Зашли на сайт, а он не работает.
Когда мы поменяли все адреса, связанные с доступом к VPN, всё заработало. На предыдущих адресах связи по-прежнему нет.
Примерно пять часов мы не могли тестировать наш сервис. Мы хотели запуститься в пятницу, но перенесли открытие на субботу. В общем и целом ничего критического не произошло ни для страны, ни для города, ни для отдельно взятых граждан. Сейчас никаких проблем не осталось, по сути, мы разобрались за один день. Тем не менее ситуация неприятная.
Если говорить об убытках, то тут больше затронута репутационная составляющая. В прошлые годы мы себя немного дискредитировали, потому что система велопроката работала не самым лучшим образом. В этом году мы видим, что у нас по сравнению с 2016-м и 2017-м всё работает хорошо, но этот перенос добавил черную нотку в нашу биографию: мол, опять «Велогород» опозорился.
Разбираться с Роскомнадзором не собираемся, у нас есть своя работа. Ладно бы мы потеряли несколько миллионов рублей или даже сотен тысяч. Но наши потенциальные потери равны примерно минимальному размеру оплаты труда. Просто неприятно, что Роскомнадзор, борясь с мельницами, так поступает с нами и другими компаниями.
Если говорить о блокировке Telegram, то для нас это тоже было неприятно, потому что у нас там все корпоративные чаты. Но мы всё обошли общеизвестными методами.
В целом отношение к блокировкам компаний, которые ведут свою деятельность на территории России и не относятся ни к террористам, ни к их пособникам, ни к наркоторговцам, конечно, негативное. Государство в очередной раз показывает, что мешает работать бизнесу.
Алексей Андреев
Гендиректор группы компаний по производству и продаже промышленного и сварочного оборудования «Сфера-Про»
— Проблемы начались 19 апреля: наши сайты открывались только с мобильных устройств. Со статичных IP не открывались вообще, мы сидели на немецком хостинге.
Мы написали письмо на горячую линию в Роскомнадзоре. Сами тем временем перенесли два терабайта данных на отечественный хостинг. Со стороны Роскомнадзора никакого развития событий не было. Впрочем, я сразу понимал, что это тупиковый путь: разблокировать хостинг они не могут, а таких обращений, как наше, у них наверняка очень много.
Сейчас всё работает, так как мы перенесли все данные в Россию. Нам без сайтов нельзя — это основной путь получения заказчиков.
Точно убытки не оценить. Три дня мы просидели без сайта. Какие-то убытки есть, но фактически мне их не обозначить. Может быть, в эти дни не было ни одного хорошего контракта, а может, упустили что-то интересное. Возможно, мы потеряли 50 тысяч [рублей], а возможно — 1,5 млн.
Методы Роскомнадзора как минимум непродуманные. Такие вещи без предупреждения делать нельзя. Их действия не должны мешать отечественному бизнесу, тем более производственному. А идти в суд мне не с чем: не могу доказать свои убытки. Обращение даже не примут, потому что нет состава.
Александр Шавыкин
Гендиректор и основатель магазина роботов NanoJam
— В понедельник перестал работать сайт, нельзя было зайти в том числе с «Мегафона» и некоторых провайдеров. Мы хостимся на Amazon, и проблемы возникли именно тогда, когда появились новости о блокировке их IP.
На то, чтобы решить проблемы с доступом, ушло четыре дня. Обошли блокировку при помощи прокси. Сейчас сайт работает, но не могу сказать, что нормально, стал медленнее.
С Роскомнадзором мы не связывались. Они всё равно будут долго отвечать, и у меня не было ресурсов на то, чтобы еще с Роскомнадзором ругаться. Проще адаптироваться. [Судиться] не собираемся: нет ресурсов на это.
У нас магазин не такой крупный, но убытки можно оценить примерно в 200 тысяч рублей. Точно сказать сложно, ведь роботы у нас продаются разные: от тысячи рублей до миллиона. Надо посмотреть, насколько упал трафик. По моим оценкам, существенно.
[Могу описать действия Роскомнадзора] как действия дилетанта. Это стрельба из пушки по воробьям.