25 апреля 2013

Арам Мнацаканов — о Макдоналдсе и скептичном отношении к ресторанным группам

Ресторанная группа Арама Мнацаканова Probka Family — одна из старейших в городе. Первый ресторан — «Пробка» — открылся в 2001 году. Сегодня Probka Family объединяет одиннадцать заведений: от демократичных тратторий Mozzarella bar до изысканного Il Grappolo. В последнем Арам Михайлович лично работал шеф-поваром. В прошлом году Мнацаканов открыл свой первый московский ресторан и сразу заявил, что это будет его единственное заведение в столице. Известный ресторатор поделился своими скептичными взглядами на большой ресторанный бизнес, рассказал «Бумаге» о том, чем группы проигрывают локальным заведениям и почему Макдоналдс — идеальный пример успешного ресторана.

О собственном бизнесе

У меня не ресторанная группа, а объединение отдельных ресторанов, позволяющее с точки зрения управления уменьшить издержки по оперированию внутри сети. Я объявил, что в Москве у меня будет один ресторан, — это результат моего жизненного опыта. Если бы в Петербурге я начинал сейчас, у меня бы тоже был один ресторан. Я не сторонник больших ресторанных объединений не потому, что они плохие, а потому что мне это неблизко. Это очень личный вопрос, тут нет готовых рецептов. Мне проще сделать успешным один ресторан, чем группу: хороший ресторан — это все-таки повар и люди, которые привязаны к одному месту.

О специфике ресторанных групп

Группы озираются на все и интересуются чужим успехом. Но с точки зрения управления ресторанная группа — это тяжелая вещь. Вы начинаете думать не о конкретном потребителе, вы начинаете думать статистикой, и получается усредненный продукт. Поэтому все известные мне группы выдают очень среднее качество еды. Они могут придумать концепцию продвижения и оформление, но сама еда будет не очень высокого качества. Это диктуют и запросы публики, и закупочная матрица, и множество других факторов. Любое решение, которое принимается в группе, должно быть бюрократическим образом выверено. Пока вы его выверяли, небольшое кафе вас 20 раз обогнало. Группы хороши для массмаркета, для ресторанов, которые кормят большую аудиторию. Вообще, пример самого успешного ресторана — это Макдоналдс. Но кроме котлеты одного и того же качества за одни и те же деньги они не делают ничего. Они хороши в этом, и они должны быть, потому что людям нужна первая ступень культуры потребления, с которой можно перейти на следующую.

О персонале

В сетях огромное количество работающих: люди не знают друг друга. В независимом ресторане хозяин знает каждого по имени и по отчеству, понимает, что происходит, выстраивает команду, как семью. В группе это не проходит. Приходится полагаться на конкретного исполнителя, на его вкусы. Часто управленец определенного звена подбирает себе команду из лизоблюдов, а не из хороших профессионалов.

О проблемах независимых ресторанов

Во-первых, у нас все сделано для того, чтобы загубить малый бизнес. К сожалению, государственная машина отлажена совершенно под другие вещи. Во-вторых, у нас достаточно низкая культура во всем: в отношении к деньгам и образованию, во взаимоотношениях внутри общества. Не может быть ресторанная жизнь в отрыве от общественной. Когда в одном заведении и кальян, и суши, и спагетти — это бескультурье. Люди заходят в ресторан как на вокзал, даже не здороваясь. Вот и получается, что одни чудовищно мракобесные люди обслуживают вкусы других чудовищно мракобесных людей. Они друг друга таким образом питают.

О значении локальных заведений

Локальные места воспитывают публику, собирая вокруг себя конкретное комьюнити. Даже если вы делаете go-go бар, у вас все равно сформируется своя среда, в этой среде — особые правила, люди их уважают и ведут себя соответственно.
Цены ресторана Jerome (Probka Family)

 
Если вы нашли опечатку, пожалуйста, сообщите нам. Выделите текст с ошибкой и нажмите появившуюся кнопку.
Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить
Все тексты
К сожалению, мы не поддерживаем Internet Explorer. Читайте наши материалы с помощью других браузеров, например, Chrome или Mozilla Firefox Mozilla Firefox или Chrome.